Файл: История развития дополнительного художественного образования в древнем мире и средневековье.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История развития дополнительного художественного образования в древнем мире и средневековье.
Начало приобретения изобразительных навыков человеком, стремление передать окружающий мир средствами рисунка восходит из глубокой древности. Первобытные люди не только умели давать изображения предметов реального мира, но и достигали в этом деле большого искусства. Об этом свидетельствуют рисунки на костях и бивнях мамонта, на стенах пещер.
Особенно важно отметить, что изображения носили магический ритуальный характер и таким образом, являлись формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (рисуночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и наконец, буквенно-звуковое.
В истории первобытного изобразительного искусства наблюдается интересный процесс. С одной стороны, реалистическое направление идет по нисходящей линии, изображения становятся все более схематичными и условными. Такой жизненной яркости, выразительности, как в рисунках неолита, уже не встречается. С другой стороны, первобытный художник приобретает способность абстрагировать, обобщать, понимать основу формообразования, подмечать сходство и различие в характере формы предметов.
Итак, большинство рисунков эпохи неолита носит геометрический, орнаментальный характер. Они применялись, главным образом, для украшения талисманов и предметов ремесла. Новое применение изображений изменило и характер построения рисунка. Изменяется и метод обучения рисованию. Так обучение рисованию стало приобретать свои законные права. Художник придерживался определенных канонизированных форм и правил, которым он обучал своего ученика.
Методы обучения рисунку в др. Египте. В этих произведениях художники изображали своих богов, фараона, важнейшие исторические события. Обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры, а на заучивании (зазубриваний) выработанных школой правил (канонов). В творениях египетских художников отсутствуют трехмерность изображения, явления перспективы и светотень, все рисунки египетских мастеров носят линейный характер. Изобразительное искусство Древнего Египта носило ярко выраженный классовый характер. Рисование в Древнем Египте рассматривалось как общеобразовательный предмет, оно было тесно
связано с обучением письменной грамоте, со специфическим характером иероглифического письма, где вместо букв и слов изображались отдельные предметы.
Методы преподавания рисования в др. Греции. В отличие от египтян, греки любили жизнь, находя в ней много прекрасного. Искусство классической Греции реалистично — реальность лежит в основе каждого образа. В основу преподавания было положено рисование с натуры. Отметим характерные особенности преподавания: при рисовании соблюдалась ясность и четкость в передаче очертаний предмета. Линия в рисунке играла первостепенную роль. При изображении предмета художник должен был четкими, без, лишних штрихов и росчерков, одними линиями наметить его форму. А этого можно было достигнуть только в результате многолетней работы над натурой. Греческие художники не только владели высокой техникой рисунка, они прекрасно знали форму и строение человеческого тела. Об этом убедительно свидетельствуют произведения вазовой живописи, скульптуры и копии с произведений греческих художников, выполненные римскими живописцами.
Методы обучения рисунку в др. Риме. Римские живописцы и скульпторы стремились к жизненной правде, к реальности изображений, то есть к точному реалистическому рисунку. Особенно ярко это проявилось в портретном искусстве. На деле римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания рисования, художники Рима в основном копировали творения замечательных художников Греции. Римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сангину. В эпоху римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества, его в основном интересовала ремесленно-техническая сторона дела.
Средневековье. В конце средневековья появляется граница между "искусством" и "ремеслом", которой раньше не существовало. Прежнее ремесленное ученичество уже не могло удовлетворить возросшим потребностям, создаются "академии". Период средневековья характеризуется отходом от устоявшихся канонов сроков ученичества, принятых в ремесленной среде. Образовательная практика состоит из двух взаимодействующих процессов: учения и обучения. В большинстве имеющихся источников речь идёт именно о первом процессе. В процессе учения отсутствовала его стройная последовательная организация, в основе процесса учения лежало подражание наставнику, направленное на перенимание его художественной манеры и профессиональных навыков. Значение этого периода, заключается, в переходе профессионального образования в области "изящных искусств" на
качественно новый уровень развития, связанный с академическим периодом, и формировании атмосферы давления среды как на систему школьного и школьных училищ, так и университетского образования в Европе в эпоху Возрождения и позднего Средневековья.
Литература:
-
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М., 1981 -
Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка, Зарубежная школа рисунка и методы его преподавания. М., 1984 -
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1981