Файл: Методическая разработка практического занятия для студентов 3 курса педиатрического факультета по теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Утверждаю»

заведующая кафедрой педиатрии, к.м.н.
____________________

В.В. Шамраева

2023 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ТЕМЕ:

«Искусственное и смешанное вскармливание. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании. Принципы выбора молочных смесей. Правила искусственного и смешанного вскармливания.».
Актуальность темы:  Грудное вскармливание- это наилучшее питание. которое может получать новорожденный младенец. Однако часто возникают ситуации, когда возникает необходимость введения заменителей женского молока (гипогалактия, отсутствие молока у матери, противопоказания к кормлению грудным молоком). В этой ситуации особенно важно знание педиатром правил введения заменителей женского молока.

Цель занятия: Научить студентов правилам введения заменителей женского молока; преимущества и недостатки кисломолочных смесей.

Место проведения занятия:

1.Учебная комната.

2.Соматическое отделение.

3.Палата детей, оставшихся без матерей (социальных).
Студент должен знать (вопросы для самоподготовки):

1. Определение.

2. Количественные, качественные и биологические отличия состава женского и коровьего молока.

3. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания: адаптированные, неадаптированные, пресные, кислые, сухие, жидкие.

4.Использование адаптированных смесей - основа рационального искусственного вскармливания.

5.Понятие о "начальных" и "последующих" формулах, их отличия.

6.Принципы выбора искусственных молочных смесей.

7. Примерное количество кормлений в течение дня и суточный объем питания при искусственном вскармливании на протяжении первого года жизни.

8.Смешанное вскармливание. Определение.

9.Гипогалактия, ее причины, формы (первичная, вторичная, ранняя, поздняя), степени.

10. Меры профилактики гипогалактии. методы повышения лактации.

11.Показания к назначению смешанного вскармливания.

12. Правила смешанного вскармлива­ния.

13.Молочные смеси, применяемые в качестве докорма.

14.Методы определения количества докорма.


15.Работа раздаточных пунктов детского питания, "молочная кухня".

16.Ассортимент продуктов питания.

17.Правила выписывания требования (рецепта) на раздаточный пункт.

Студент должен уметь (практические навыки):

1.Назначить заменитель женского молока с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

2.Произвести расчёт суточного и разового объёма питания.

3.Оценить эффективность назначения искусственной смеси.

4.Рассчитать белки, жиры, углеводы, ккал, которые получит ребёнок при назначенном питании.

5.Составить меню ребёнку на искусственном вскармливании до введения прикорма.

6.Составить меню ребёнку второго полугодия жизни с учётом введения прикормов.

7.Назначить лечебную смесь с учётом имеющейся патологии ребёнку первого года жизни.

Обеспечение занятия:

1.Дети первого года жизни.

2.Методические разработки занятия для студентов и преподавателей.

3.Таблицы: «Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери", "Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка".

4. Набор одежды, подгузников, пеленок, бутылочек, сосок, посуды, тонометров, сантиметровые ленты, фантом, куклы, электронные весы, средства личной гигиены, пеленальные столы.

5.Наглядное пособие для студентов.

6.Иллюстрированный материал (CD –диски кафедры).

7.Тестовые задания, задачи.
Формы и темы самостоятельной работы студентов:

1. Определение понятия «искусственное вскармливание».

2. Классификация заменителей женского молока. Принципы адаптации продуктов для искусственного вскармливания.

3. Преимущества и недостатки кисломолочных смесей. Понятие о пре- и пробиотиках. Показания к назначению.

4. Правила назначения искусственной смеси.

5. Контроль прибавки массы тела, стула, кожных покровов ребёнка. Критерии эффективности искусственного вскармливания.

6. Классификация лечебных смесей.

7.Краткая характеристика, правила введения и показания к назначению детям первого года жизни.
Ориентировочная основа действия:

Смешанное вскармливание - кормление ребенка первого года жизни грудным молоком в количестве не менее 1/5 суточного объема в сочетании с детскими молочными смесями (докорм).

Искусственное вскармливание - грудное молоко либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/5 суточного рациона ребенка, а вместо грудного молока используются детские молочные смеси



Нередко по тем или иным причинам, главная из которых гипогалактия, ребенку не хватает грудного молока. При обоснованном переводе ребенка на смешанное или искусственное вскармливание лучшим выходом из создавшегося положения является использование адаптированных искусственных смесей – заменителей женского молока, обеспечивающих пластическую и энергетическую функцию детского организма.

Даже если у матери есть небольшое количество молока, очень важно, чтобы ребенок получал его как можно дольше. Поэтому докорм надо вводить после кормления грудью. Если сделать наоборот, то малыш, легко высосав из бутылочки смесь, откажется от груди, т.к. высасывать из груди молоко значительно труднее. Докорм лучше давать из чайной ложечки, чтобы ребенок, привыкнув сосать из бутылочки, не отказался от груди.

Чтобы определить количество докорма, необходимо провести контрольное взвешивание. Для этого подготовленного к кормлению малыш взвешивают на медицинских весах вместе с пеленками, затем кормят грудью, а потом взвешиваю повторно. Разница между вторым и первым взвешиваниями – это то количество молока, которое малыш высосал из груди. Зная, сколько всего питания он должен получить за одно кормление, легко подсчитать недостающий объем, который восполняется смесями. Докорм вводят постепенно начиная с 10 мл. в каждое кормление, увеличивая в последующие дни до необходимого количества.

Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен быть таким же, как и при естественном и зависит от возраста и массы ребенка.

При искусственном и смешанном вскармливании надо особенно тщательно выполнять санитарно-гигиенические правила. Надо иметь несколько градуированных бутылочек объемом 200 мл, достаточное количество сосок. Бутылочки необходимо кипятить перед каждым разведением смеси не менее 10 мин. Соски кипятят 3 минуты. Перед кипячением бутылку и соски моют ершиком.

Смесь разводят непосредственно перед кормлением, в соответствии с инструкцией к данной смеси. Остужают смесь до температуры 37 С. Остатки разведенной смеси после кормления не хранят.

Смесь всегда должен назначать врач. Задача матери – проследить, как ребенок реагирует на ее введение: не появились ли срыгивания и рвота, сыпь на кожных покровах, расстройства стула. При каких-либо осложнениях необходимо обратиться к врачу, который установит причину этих явлений и даст рекомендации по дальнейшему вскармливанию.


Правила перевода на смешанное или искусственное вскармливание:

1.Во время кормления молочной смесью ребенка надо держать на руках, как и при кормлении грудью, сохраняя тактильный и осязательный контакт с матерью.

2.При кормлении из бутылочки, ребенка нельзя оставлять одного в кроватке во избежание серьезных осложнений, к которым относятся аспирация и развитие отита.

3.Перевод на смешанное или искусственное вскармливание должен осуществляться только постепенно, так как ведение даже современной высоко адаптированной молочной смеси усиливает нагрузку на незрелый пищеварительный тракт ребенка.

4.При смешанном вскармливании молочную смесь следует давать после кормления ребенка грудью.

5.Докорм лучше давать чайными ложками, не используя соски, имитирующие материнскую грудь. В случае большого объема вводимой смеси, возможно, использование соски с одним маленьким отверстием.

6.При смешанном вскармливании необходимо учитывать, сколько грудного молока высасывает ребенок, и недостающий объем питания восполнять молочной смесью.

7.Даже при небольшом количестве грудного молока у матери, его следует сохранять как можно дольше.

8. Докармливать ребенка следует после каждого кормления грудью, начиная с небольших порций, постепенно увеличивая количество смеси до необходимого объема. Через 4-5 дней после привыкания ребенка к новой пище отдельные кормления можно целиком заменить молочными смесями.

9.При смешанном вскармливании необходимо оставлять не менее3 грудных кормлений, т.к. при более редком прикладывании к груди лактация быстро угасает.

10.Объем одного кормления не должен превышать физиологическую вместимость желудка ребенка, которая к 10-14 дню составляет 30 мл/кг массы тела ребенка. Чаще, для расчета необходимого количества молочной смеси используют так называемый объемный метод.

Основные требования, предъявляемые к современным молочным смесям:

- безопасность (в продукт входят только те компоненты и в таких количествах, которые качественно обеспечивают питание организма или имеют доказанный дополнительный полезный эффект);

- адекватность (определяется путѐм сравнения эффективности на физиологическом, биохимическом и функциональном уровне с соответствующими показателями у детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании).

Детские молочные смеси подразделяются в соответствии со следующими критериями:

1. По степени адаптации:


1) адаптированные;

2) частично адаптированные;

3) неадаптированные.

Адаптированные молочные смеси (заменители женского молока) - продукты детского питания для детей раннего возраста:

- произведенные в жидкой или порошкообразной форме из молока сельскохозяйственных животных, белков сои (за исключением белков, полученных из сырья, содержащего генно-инженерно-модифицированные организмы):

- максимально приближенные по химическому составу и свойствам к женскому молоку;

- отвечающие физиологическим потребностям детей первого года жизни.

Адаптированные молочные смеси изготавливаются на основе коровьего, козьего или соевого молока.

В современные адаптированные смеси вводятся компоненты, аналогичные компонентам грудного молока:

 сывороточные белки;

 растительные жиры;

 углеводы в виде лактозы и декстрин-мальтозы;

 минеральные вещества;

 витамины в адекватных и сбалансированных количествах.

Существуют также смеси второй степени адаптации - менее адаптированные («казеиновая формула») и частично адаптированные - для кормления детей от 2-3 месяцев. Примерами неадаптированных продуктов являются цельное коровье и козье молоко, неадаптированных кисломолочных – кефир.

2. По срокам введения:

1) «начальные» – максимально адаптированные к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ и пищеварения детей первого полугодия жизни (0–6 месяцев);

2) «последующие» – для детей второго полугодия жизни (6–12 месяцев).

Последующие смеси - продукты детского питания, произведенные на основе молока сельскохозяйственных животных, белков сои (за исключением белков, полученных из сырья, содержащего генно-инженерно-модифицированные организмы), предназначенные для вскармливания детей старше 6 месяцев жизни в сочетании с продуктами прикорма.

Последующие смеси могут быть адаптированные или частично адаптированные.

Энергетическая ценность последующих смесей выше – в них увеличено содержание белка, железа и других важных пищевых веществ.

Последующие формулы – «followup», смеси для вскармливания детей 2 полугодия жизни, меньшая степень адаптации, готовятся из сухого коровьего молока, без добавления молочной сыворотки, содержат крахмал и сахарозу: