Файл: Инновационные процессы в контексте непрерывного образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современная высшая школа инновационный аспект. Т. 11. № 1. 2019
Л.В. Львов, ДА. Шагеев, А.М. Птицына
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Львов, ДА. Шагеев, А.М. Птицына Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)
ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРОБЛЕМЫ, РИСКИ, КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА На современном этапе развития высшей школы происходят завершающие процессы интеграции вузов в рыночное пространство в условиях перехода к цифровой экономике. Входе перехода на широкое, а иногда и бесконтрольное внедрение современных цифровых технологий возникают новые риски и угрозы, требующие обоснования возможных путей, проблем и создание механизмов снижения их отрицательного воздействия с учетом удовлетворенности качеством подготовки (качеством образования) всех субъектов образовательного процесса. Проблемы, риски и пути решения проблем подготовки к профессиональной деятельности в высшей школе представлены применительно уровню бакалавриата в ЧОУВО Международный Институт Дизайна и Сервиса (ЧОУВО
МИДиС). В статье за критерий качества образования (качества образовательной услуги) предлагается уровень удовлетворенности обучающихся качеством образования образовательных услуг. Полученные в результате анкетирования данные и оценки их согласованности обработаны по критерию Колмогорова-Смирнова. Представлены прогнозируемый эффект и эффективность от реализации решений по повышению уровня удовлетворенности обучающихся качеством образования (образовательных услуг) в
ЧОУВО МИДиС. Ключевые слова подготовка к профессиональной деятельности проблема, риск, образовательная услуга, качество образования, потребитель образовательной услуги, удовлетворенность обучающимся качеством образования (образовательных услуг 10.7442/2071-9620-2019-11-1-10-21
УДК 378.14
ББК 74.484.4
L.V. Lvov, D.A. Shageev, A.M. Ptitsyna
(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)
TRAINING FOR PROFESSIONAL WORK AT HIGHER SCHOOL:
PROBLEMS, RISKS, QUALITY CRITERIA
The modern stage of higher school development faces the completing processes of
higher schools integration into the market environment in the conditions of transition to
digital economy. Wide and often not well planned introduction of modern digital technologies
creates new risks and threats that require justification of possible ways, problems and
Инновационные процессы в контексте непрерывного образования
По дг от овк а к профессиональной деятельности в высшей школе проблемы, риски, критерии качества training (education) quality. The problems, risks
and ways of problem solving in training for professional work at higher school are presented
for Bachelor level at the International Institute of Design and Service (MIDiS). It is proposed
to take the level of students’ satisfaction with education quality (education services) as a
criterion of education quality (education service quality). The obtained questionnaire data
and assessments of their coherence were processed by Kolmogorov-Smirnov’s test. The
forecasted effect and efficiency of solutions in the improvement of students’ satisfaction with
education (education services) quality are presented.
Key words: training for professional work, problem, risk, education service, students’
satisfaction with education (education Современная высшая школа в Российской Федерации переживает непростые времена, связанные с воздействием на её развитие таких факторов, как частая смена ФГОС, реформирование Министерства образования, государственная политика, направленная на сокращение числа вузов, постоянный мониторинг их деятельности, высокие требования к качеству образования [14], сокращение научных кадров, дефицит аспирантов, демографический кризис, обострение конкурентной борьбы вузов за абитуриентов. В настоящее время можно с высокой степенью определенности утверждать
(А.Г. Кислов [9], Л.В. Львов [11]), что переход к цифровой экономике потребует кардинальных изменений в системе отношений общество – государство – бизнес – образование – человек. Эти факторы [11], новые риски [2] и угрозы, возникающие в результате перехода системы образования на широкое, а иногда и бесконтрольное внедрение современных компьютерных технологий требуют их своевременного выявления, мониторинга, а также создание механизмов снижения их отрицательного воздействия с учетом удовлетворенности качеством подготовки (качеством образования) всех субъектов образовательного процесса. В табл. 1 представлено видение авторов на проблемы, риски и пути решения проблем профессиональной подготовки в высшей школе. С учётом влияния всех указанных факторов решить проблемы и снизить отрицательное влияние рисков смогут те вузы, которые обладают стратегией развития, обеспечивающей их конкурентными преимуществами. Одно из таких преимуществ – это качество образования (качество предоставления образовательных услуг обучающимся).
Напомним, что качество процессу- ально-технологического сопровождения процесса подготовки бакалавров-менед- жеров, как и качество подготовки к профессиональной деятельности в целом может быть повышено с учетом оценки значимости его элементов обучающимися. Таблица 1. Проблемы, риски и пути решения проблем подготовки к профессиональной деятельности в высшей школе

Проблемы
Риски
Пути преодоления проблем
Глобальная доступность к мировым ценностями разуму, снятие политических, национальных и религиозных барьеров и девальвация воспитательной функции образования. Изменение системы ценностей и мотивации молодежи, с преобладанием мотивов достижения и необоснованными ожиданиями успеха, снижения требовательности к себе.
Реабилитация воспитательной функции образования. Воспитание самостоятельности как отношению к жизни и стереотипу поведения
Современная высшая школа инновационный аспект. Т. 11. № 1. 2019
Л.В. Львов, ДА. Шагеев, А.М. Птицына
Проблемы
Риски
Пути преодоления проблем
Многовекторность индивидуального маршрута развития, затрудняющая оптимальный выбор, низкий уровень удовлетворенности качеством образования и неопределенность критериев его оценки.
Неоптимальный выбор индивидуального маршрута развития, низкий уровень реализации потенциала личности.
Предоставление моделей и формирование индивидуального маршрута развития в зависимости от интересов, уровня самоопределения и удовлетворенности качеством образования и коррекция фактической траек- тории.
Глобальная доступность к конечным результатам групповой работы, без понимания логики процесса по его получению без высокого уровня активности и ответственности. Изменение соотношения личной и групповой ответственности. Низкий уровень личной ситуативной активности и ответственности за результат обучения. Повышение уровня личной ответственности за результат обучения. Решение образовательных задач, требующих над- ситуативной активности и от- ветственности.
Глобальная доступность информации в режиме online и Избыточность информационного потока в концентрированном и «псевдоготовом» виде.
Повышение уровня подготовки обучающегося до квалифицированного пользователя для составления запроса и оценки результата в цифровой среде.
Доступность и широкие возможности инновационных (в том числе и цифровых) образовательных технологий.
Внедрение в сознание обучающихся установки на якобы отжившие свое традиционные образовательные технологии. Вариативность и баланс в применении традиционных и инновационных (в том числе и цифровых) образовательных технологий.
Уровень подготовки неквалифицированного пользователя, не требующий высокого развития мышления. Формирование преимущественно наглядно-образного мышления «click» и «clip» со- знания.
Приоритет учебно-проектной деятельности, требующей высокого уровня развития критичности и системности логического мышления опережающего ситуативные потребности.
Цифровые образовательные технологии, расширяющие доступность и непрерывность образования в течение всей жизни и алгоритмизация учебной деятельности.
Утрата творческих начали формирование стиля поведения, заключающегося в следовании установленным процедурам.
Воспитание самостоятельности как отношению к жизни и стереотипу поведения, развитие креативности.
Недостаток в идентификации обыденного и эмоционально окрашенного знания от нормативного, функционального и особенно научного знания.
Понимание обучающимися информации как знания. Четкое методологическое и практическое разграничение информации и знания. Обратимся к рассмотрению терминов, использующихся в работе подготовка к профессиональной деятельности, проблема, риск, образовательная услуга, качество образования, потребитель образовательной услуги, удовлетворенность обучающегося качеством образования образовательных услуг).
В Законе РФ Об образовании (ст.
46) образовательным услугам отводится второстепенная роль, поскольку они могут оказываться образовательным учреждением только за пределами определяющих его статус образовательных программ. В нормативно-право- вой литературе по указанному вопросу
Инновационные процессы в контексте непрерывного образования
По дг от овк а к профессиональной деятельности в высшей школе проблемы, риски, критерии качества высказано многоразличных суждений
[12]. Например, ГОСТ Р Услуги населению. Термины и определения выделяет термин социально-культурной услуги, к которой можно отнести и образовательную услугу. Термин трактуется как услуга по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности и поддержанию нормальной ее жизнедеятельности.
В.А. Долятойский и О.А. Мазур определяют образовательные услуги как неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда [5].
Ш.З. Валиев [3] считает, что образовательная услуга – это процесс передачи определенного набора знаний, умений, навыков, компетенций, утвержденного в образовательной программе. В.Б. Банслова [1] значительно расширяет содержательные границы термина образовательная услуга за счёт учёта позиции личности, предприятия и государства. Она предлагает определять образовательные услуги с учётом следующих позиций личности как процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе предприятия как процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях государства как процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.
В результате обобщения основных точек зрения можно утверждать) большинство определений содержит только процесс передачи курсив авторов) содержания образования (в разных вариантах это набор знаний, умений, навыков, компетенций, опыта и т.д.), при этом совершенно не представлена главная деятельность образовательного процесса – усвоение как учебно-познавательная деятельность студента) под образовательной услугой нами понимается совместная деятельность обучающего и обучающегося, в процессе которой и осуществляется усвоение студентом содержания образования, развитие и воспитание) потребителями образовательной услуги, по нашему мнению, являются прежде всего непосредственно все обучающиеся, а также опосредованно работодатели и социум в целом.
Обращаясь к сущности понятия качества образовательных услуг, рассмотрим его связь с термином качество образования (В.А. Федоров, которое автор трактует следующим образом как категория социального качества и представляется как адекватность образования потребностям социума, последующей профессиональной деятельности и личности…
выражается в качестве специалиста выпускника, с. 25] В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации под качеством образования подразумевается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиями Современная высшая школа инновационный аспект. Т. 11. № 1. 2019
Л.В. Львов, ДА. Шагеев, А.М. Птицына
(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы С незначительными изменениями или дополнениями термин, например таких, как добавление к словосочетанию качество образования слова услуга, без изменения сути его содержания, отмечен в статьях следующих авторов НА. Дмитриева [4], Ж.А. Ермаковой [6],
И.А. Казаковой [8], НМ. Полевой [13],
Н.Б. Хусаиновой [15] и др. Из указанных исследований следует отметить работу
И.А. Казаковой. Автор утверждает, что качество образовательной услуги состоит из следующих компонентов качество объекта и субъекта получения образовательных услуг качество процесса предоставления образовательных услуг степень удовлетворённости потребителей. Другие авторы в своих работах отмечают один или несколько означенных компонентов (с несущественными изменениями содержания. Особого внимания в контексте темы статьи заслуживает компонент степень удовлетворённости потребителей. Так И.А. Казакова прямо указывает, что степень удовлетворенности потребителей подразумевает оценку качества образования как непосредственными потребителями образовательных услуг (абитуриентами, студентами, выпускниками, обучающимися в общем случае добавление курсивом – авторов, таки представителями рынка труда – предприятиями-работодателями [8]. Уровень удовлетворенности обучающихся качеством образования (образовательных услуг) заключается в степени фактического соответствия овладения системой компетенций и профессионально значимых свойств личности, позволяющих быть востребованными успешным на рынке труда и жизнедеятельности. Перейдем к изложению сути прове- дённого исследования. Цель исследования заключалась в оценке уровня удов- летворённости обучающихся качеством образования в вузе, его повышении при помощи разработки и реализации решений. Исследование было проведено на базе ЧОУВО МИДиС. В качестве объекта исследования выступили образовательные услуги, оказываемые в рамках программ подготовки бакалавров по разным направлениям. В свою очередь предметом исследования являлся уровень удов- летворённости обучающихся качеством образования (образовательных услуг. Цель исследования была достигнута входе решения поставленных задач реализована подготовка к исследованию удовлетворенности обучающихся качеством образования (образовательных услуг проведено исследование методом анкетирования и осуществлён сбор опытных данных обработаны полученные опытные данные и оценена их согласованность по критерию Колмогорова-
Смирнова; разработаны и подготовлены к реализации решения по повышению уровня удовлетворённости обучающихся качеством образования (образовательных услуг).
Традиционно в педагогической науке для измерения качества образования (образовательных услуг) используются следующие методы изучение внутренних и внешних документов и записей, опрос, интервью, дискуссия, анкетирование, мониторинг, бенчмаркинг, тестирование, расчет рейтинговых показателей и др.
В нашем исследовании для оценки уровня удовлетворенности обучающихся качеством образования (качеством образовательных услуг) в ЧОУВО МИДиС использовался метод анкетирования. Для разработки и подготовки к реализации решений по повышению уровня удовлетворённости обучающихся качеством образования (образовательных услуг) использовались методы изучения внутренних и внешних документов и записей, интервью и дискуссия.
Под выборкой понимается любая подгруппа элементов, выделенная из генеральной совокупности [7] (в нашем
Инновационные процессы в контексте непрерывного образования
По дг от овк а к профессиональной деятельности в высшей школе проблемы, риски, критерии качества случае: студенты, обучающиеся по направлениям подготовки бакалавров в
ЧОУВО МИДиС с первого по пятый курс 2017-2018 уч. год очной и заочной форм обучения в количестве 573 человека. Из 573 человек удалось опросить 217 человек со второго по пятый курс обучения по направлениям Менеджмент, Управление персоналом, Гостиничное дело, Туризм, «Бизнес-информа- тика, Дизайн, Экономика. Далее представлена последовательность результатов проведённого исследования, которые дифференцированы по ранее сформулированным задачам. Для решения первой задачи оценки уровня удовлетворённости обучающихся качеством образовательных услуг была составлена специальная анкета. В анкете представлено 22 вопроса, часть из которых дополнительно дифференцировалась. В качестве базы для формулирования вопросов в анкете выступила Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2016 года (на основе данных формы № Мониторинг за 2015 год) (утв. Министерством образования и науки РФ 21 марта
2016 г. № АК-6/05вн) и пожелания руководства ЧОУВО МИДиС. Уровень удовлетворённости обучающихся оценивался по пятибалльной шкале балла – неудовлетворительный уровень 3 балла – удовлетворительный уровень 4 балла – хороший уровень 5 баллов – отличный уровень. Данная шкала выбрана по причине того, что респон- дентам-студентам удобнее всего оценивать владения компетенциями именно по пятибалльной шкале. Для решения второй задачи проведено анкетирование и сбор опытных данных на базе ЧОУВО МИДиС. Анкетирование одной группы в среднем заняло 7 минут. Те студенты, которые по каким- либо причинам отсутствовали на занятии, когда проводилось исследование, получили возможность заполнить анкету с отсрочкой через старосту группы (в бумажном или электронном вариантах. В результате собрано 217 заполненных анкет из 240 напечатанных. Обработано было 200, а исключено 17 анкет как недействительных из-за допущенных респондентами грубых ошибок 23 остались незадействованными. В рамках третьей задачи обрабатывались полученные данные и оценивалась их согласованность по критерию Кол- могорова-Смирнова (Dэмп. и табл) в интерпретации О.Ю. Ермолаева [7]. Обработка данных осуществлялась средствами. Там же осуществлялась оценка согласованности экспертных суждений в форме балльных оценок по вопросам анкеты. Общий массив обработанных данных составил 5400 оценок. Это действие позволило обобщить полученные результаты исследования и распространить их на всю генеральную совокупность. По всем вопросам анкеты получены следующие данные по уровням значимости критерия 0,05 уровень значимости табл) < Dэмп.
(0,260-0,555); 0,01 уровень значимости табл) < Dэмп.(0,260-0,555). На основании полученных данных было констатировано то, что полученные оценки уровня удовлетворённости обучающихся качеством образования (образовательных услуг) в ЧОУВО МИДиС явились согласованными и их средние значения статистически значимы по вопросам анкеты 18-4,1;
19-4; 20-3,8; 21-3,7. Единицы измерения – баллы. Общий уровень удовлетворён- ности получен в размере 3,86 баллов. Такая оценка засвидетельствовала недостаточность уровня удовлетворённости в размере 0,14 баллов до пограничного значения 4 балла. Полученный результат исследования требует интерпретации полученных данных для выявления проблемных зон, разработки и реализации решений для повышения этого уровня до отметки 4 и более баллов.
Современная высшая школа инновационный аспект. Т. 11. № 1. 2019
Л.В. Львов, ДА. Шагеев, А.М. Птицына
Для того, чтобы понять, какие негативные факторы повлияли на общий уровень удовлетворённости в ЧОУВО МИ-
ДиС был проведён расширенный анализ го вопроса анкеты. В результате про- ведённого анализа и интерпретации полученных данных были выявлены проблемы. Далее совместно с руководством авторами статьи и девятью студентами по 1-2 студента с активной жизненной позицией с каждого направления подготовки) были разработаны решения проблем, представленных в табл. 2. Эти решения по своему характеру были названы компромиссными, нежели консенсуальными. Так обучающимися и руководством ВУЗа были произведены взаимные уступки по тем или иным решениям выявленных проблем. Таким образом была решена пятая задача исследования.
Таблица 2. Проблемы удовлетворенности обучающихся качеством образования образовательных услуги возможные пути их решения в ЧОУВО МИДиС
Вопросы анкеты
Проблемы удовлетворённости
Возможные пути решения проблем по повышению уровняудовлетворённости
1
Недостаточно дисциплин по специальности
Увеличение количества специальных дисциплин и предоставление студентам возможности их выбора в рамках учебного плана.
2
Недостаточное количество и время проведения практик/
стажировок
Расширение международных связей при помощи заключения новых соглашений с иностранными вузами, крупнейшими предприятиями.
Ежемесячное проведение дня открытых дверей для знакомства с организациями-партнерами.
3
Не сбалансированность предпочтений студентов по поводу организации образовательного процесса
Изменение расписания занятий и сессий в последнем семестре для высвобождения большего количества времени для написания и подготовки защит
ВКР (Эту рекомендацию высказало большинство студентов последних курсов).
4,5
Недостаточная организация научной деятельности студентов Создание студенческого научного общества и платформы международной молодежной научной конференции внутри института. Обеспечение высокого уровня информированности студентов по вопросам науки. Увеличение публикационной активности результатов исследовательской деятельности студентов института, в том числе и за счёт совместных действий с ППС.
6
Отсутствие в расписании свободных аудиторий и компьютерных классов для общего пользования студентами.
Оптимизация расписания и обеспечение свободного доступа к аудиториям для самостоятельной работы студентов (Если компьютерные классы будут свободны, тоне будет необходимости закупать и устанавливать компьютеры в библиотеке, Недостаточный объём аудиторного времени для освоения содержания учебного материала
Решить эту проблему, оставаясь в рамках учебного плана очень сложно. Поэтому в качестве компромиссного решения может быть предложена организация для студентов дополнительных расширенных курсов по дисциплинам за отдельную плату.
9.1-9.3
Особых проблем не выявлено и решений не требуется Недостаточная доступность литературы (не по годам выпуска, а по содержанию) Предоставление возможности группам студентов оформлять заявки на интересующую их литературу, соответствующую критериям содержания направлений подготовки
Инновационные процессы в контексте непрерывного образования
По дг от овк а к профессиональной деятельности в высшей школе проблемы, риски, критерии качества Вопросы анкеты
Проблемы удовлетворённости
Возможные пути решения проблем по повышению уровняудовлетворённости
11-14
Особых проблем не выявлено и решений не требуется. Причина покупки спортивного инвентаря связана с вопросами гигиены.
15
Недостаточный уровень трудоустройства по специальности выпускников вуза
Руководство несогласно с респондентами, т.к. с каждым годом доля трудоустроенных студентов по специальности растёт. Отдел практики и трудоустройства совместно с другими подразделениями вуза постоянно работают над увеличением доли трудоустроенных выпускников.
16-18
Особых проблем не выявлено и решений не требуется
19-21
Недостаточный объём ресурсов на проведение студенческих мероприятий
Руководство вуза обещало подумать над решением проблемы, связанной с выделением большего количества ресурсов на студенческие мероприятия. Возможно, что это решить можно путём частичных студенческих взносов. Прогнозируемые результаты реализации и совместно (руководством и обучающимися) разработанные решения по повышению уровня удовлетворённо- сти качеством образования (образовательных услуг) в 2018-2019 учебном году представлены в табл. Таблица 3. Эффект и эффективность от реализации решений по повышению уровня удовлетворенности обучающихся качеством образования образовательных услуг) в ЧОУВО МИДиС
Высшая школа
Учебный год Учебный год
2018-2019
Эффект
Эффектив- ность
Организация практик/стажировок для студентов через институт (в процентах)
Высшая школа менеджмента
84%
93%
9%
11%
Высшая школа дизайна
32%
52%
20%
62,5%
Высшая школа сервиса и туризма
88,2%
96%
7,8%
8,8%
Количество студентов, принявших участие в научно исследовательской деятельности
Высшая школа менеджмента
1,5%
4,5%
3%
200%
Высшая школа дизайна
3,7%
7%
3,3%
89,2%
Высшая школа сервиса и туризма
3,2%
6,6%
3,4%
106,3%
Процент студентов, имеющих академические задолженности.
Высшая школа менеджмента
29%
17,2%
11,8%
40,7%
Высшая школа дизайна
37,1%
22,9%
14,2%
38,3%
Высшая школа сервиса и туризма
21,5%
9,2%
12,3%
57,2%
Процент общей посещаемости занятий студентами от общего фонда времени по учебному плану
Высшая школа менеджмента
74,5%
89,4%
14,9%
20%
Высшая школа дизайна
68,1%
78,1%
10%
14,7%
Высшая школа сервиса и туризма
76,8%
92,2%
15,4%
20%
Процент трудоустроенных выпускников по специальности
Высшая школа менеджмента
32,3%
41,9%
9,6%
29,7%
Высшая школа дизайна
55,2%
63%
7,8%
14,1%
Высшая школа сервиса и туризма
Современная высшая школа инновационный аспект. Т. 11. № 1. 2019
Л.В. Львов, ДА. Шагеев, А.М. Птицына
Высшая школа
Учебный год Учебный год
2018-2019
Эффект
Эффектив- ность
Увеличение финансирования библиотеки
Для всех высших школ на Увеличение финансирования студенческих мероприятий
Для всех высших школ на Итоговые средние оценки Эффект вычислялся путём вычитания показателей учебного года 2017-2018 из учебного года 2018-
2019. Исключением был пункт Процент студентов, имеющих академические задолженности, где было произведено обратное действие для получения положительной величины для определения корректных итоговых средних оценок Эффективность вычислялась при помощи отношения эффектов к базовым показателям учебного года Таким образом руководство спланировало эффект в размере 6,5%, а эффективность по ожидаемым результатам реализации решений по повышению уровня удовлетворённости обучающихся качеством образовательных услуг. Резюмируя вышесказанное можно сделать следующие выводы:
Новые риски и угрозы, возникающие в результате перехода системы образования на широкое внедрение современных цифровых технологий, требуют создания механизмов снижения их отрицательного воздействия с учетом удовлетворенности качеством подготовки (качеством образования) всех субъектов образовательного процесса. Под образовательной услугой нами понимается совместная деятельность обучающего и обучающегося, в процессе которой и осуществляется усвоение студентом содержания образования, развитие и воспитание в процессе овладения системой компетенций и профессионально значимых свойств личности, позволяющих быть востребованными успешным на рынке труда и жизнедеятельности.
В качестве критерия качества образования (качества образовательной услуги) предлагается уровень удовлетворенности обучающихся качеством образования образовательных услуг. Уровень удовлетворенности обучающихся качеством образования (образовательных услуг) заключается в степени фактического соответствия овладения системой ком- петенций и профессионально значимых свойств личности потребному уровню, позволяющему им быть востребованными и успешными на рынке труда и жизнедеятельности. Обработка полученных в результате анкетирования данных и оценка их согласованности по критерию Колмогоро- ва-Смирнова подтвердила продуктивность метода.
Прогнозируемые результаты реализации и совместно разработанные решения по повышению уровня удовлетворённо- сти качеством образования (образовательных услуг) в 2018-2019 учебном году позволяют полагать об их целесообраз- ности.
Библиографический список. Банслова В.Б. Особенности образовательных услуг как процесса и анализ мотивации потребителей на рынке образовательных услуг. – СПб.: ИПК
СПбГИЭА, 2009. – 289 с. Белоновская И.Д., Езерская ЕМ. Формирование готовности будущего инженера к управлению производст- венно-технологическими рисками // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. С. 32-41.
3. Валиев Ш.З., Охотникова Л.В. управление образовательным комплексом
Инновационные процессы в контексте непрерывного образования
По дг от овк а к профессиональной деятельности в высшей школе проблемы, риски, критерии качества непрерывного профессионального образования // Экономика и управление. С. 99-104.
4. Дмитриев НА. Качество высшего образования глазами потребителей образовательных услуг. Научные исследования и разработки // Экономика. –
2018. – Т. 6. – № 1. С. 27-32.
5. Долятовский В.А., Мазур О.А., Куз- нецова ИВ. и др. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Монография Под ред. НА. Долятовско- го, О.А. Мазура. – Ростов-на-Дону, Невинномысск СКНЦ ВШ-РГЭУ
`РИНХ-НИЭУП`, гс. Ермакова Ж.А., Никулина ЮН. Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза // Креативная экономика. – 2017. – Т. 11. – № 7. С. 725-734.
7. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов учебник. – М ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ»,
2014. – 335 с. Казакова И.А. Показатели качества образовательных услуг вуза Электронный ресурс // Научно-ме- тодический электронный журнал
«Концепт». – 2016. – Т. 11. С. 2901-
2905. – Режим доступа http://e-kon- cept.ru/2016/86613.htm
9. Кислов А.Г. К оценке эффективности труда преподавателя вуза (читая книгу коллег) // Современная высшая школа инновационный аспект. –
2017. – Т. 9. – № 1. С. 10-21.
10. Львов Л.В., Шагеев ДА. Процес- суально-технологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки менеджеров // Современная высшая школа инновационный аспект. – 2018. – Т. 10. – № 4. С. 114-127.
11. Львов Л.В. Cнижение сингулярности влияния неопределенности) факторов среды в процессе опережающего образования // Цифровые технологии их роль в экономике и управлении сборник статей и тезисов докладов
XXII международной научно-прак- тической конференции (19 июня 2018 г) Челябинский филиал Финунивер- ситета. – М Издательство Перо,
2018. – С. 94-99.
12. Об образовании в Российской Федерации Федер. закон от 29 дек. 2012 г.
№ 273-ФЗ. – Новосибирск Нормати- ка, 2013. – 128 с. Полевая НМ, Ситникова В.В. Удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг (на примере опроса студентов-магистрантов экономического направления. Азимут научных исследований педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. –
№ 1 (18). С. 159-162.
14. Федоров В.А., Колегова ЕД. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования учеб. пособие / под ред. ГМ. Романцева. – Екатеринбург
РГППУ, 2007. – 226 с.
15. Хусаинова Н.Б. Стратегическое планирование обеспечения качества образовательных услуг // Инновации в образовании и наук Сб. научно-мето- дических статей историко-филологи- ческого факультета Ставропольского государственного педагогического института / под научной редакцией
Е.Н. Атарщиковой, В.И. Бережного. – С, 2017. – С. Поступила 12.01.2019
Современная высшая школа инновационный аспект. Т. 11. № 1. 2019
Л.В. Львов, ДА. Шагеев, А.М. Птицына
Об авторах:
Львов Леонид Васильевич заведующий кафедрой педагогики и психологии, Частное образовательное учреждение высшего образования Международный Институт Дизайна и Сервиса (Россия, г. Челябинск, кандидат педагогических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания, l.lvov@bk.ru
Шагеев Денис Анатольевич доцент кафедры экономики и управления, Частное образовательное учреждение высшего образования Международный Институт Дизайна и Сервиса (Россия, г. Челябинск, кандидат экономических наук, доцент, denisshageev@yandex.ru
Птицына Алёна Михайловна студент, обучающийся по направлению подготовки Менеджмент, Частное образовательное учреждение высшего образования Международный Институт Дизайна и Сервиса (Россия, г. Челябинск, Для цитирования Львов Л.В., Шагеев ДА, Птицына А.М. Подготовка к профессиональной деятельности в высшей школе проблемы, риски, критерии качества // Современная высшая школа инновационный аспект. – 2019. – Т. 11. – № 1. С. 10-21.
DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-1-10-21
References:
1. Banslova V.B. Specifics of education services as a process and analysis of consumer motiva- tion at the education services market. – SPb.: IPK SPbGIEA, 2009. – 289 p. [in Russian]
2. Belonovskaya I.D., Ezerskaya E.M. Forming the readiness of a future engineer for management of industrial technological risks // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Series: Psychology and Pedagogy. – 2015. – No1(25). P. 32-41.
[in Russian]
3. Valiev Sh.Z., Okhotnikova L.V. Management of educational complex of continuing vocational taining // Ekonomika i upravlenie. – 2007. – No1(31). P. 99-104. [in Russian]
4. Dmitriev N.A. Higher education quality as seen by the consumers of educational services.
Reseraches and developments // Ekonomika. – 2018. – Vol.6. – No1. P. 27-32. [in Russian]
5. Dolyatovskii V.A., Mazur O.A., Kuznetsova I.V. et al. Strategic planning of higher school activities at the market of educational services. – Rostov-on Don, Nevinnomyssk: SKNTs
VSh-RGEU “RINKh-NIEUP”, 2005. – 235 p. [in Russian]
6. Ermakova Zh.A., Nikulina Yu.N. Education quality from the point of view of consumers of higher school education services // Kreativnaya ekonomika. – 2017. – Vol.7. – No.7.
P. 725-734. [in Russian]
7. Ermolaev O.Yu. Mathematical statistics for psychologists. – M.: FLINTA: NOU VPO
“MPSU”, 2014. – 335 p. [in Russian]
8. Kazakova I.A. Indices of the quality of higher school education services [Electronic resource] // Nauchno-metodicheskii e4lektronnyi zhurnal “Kontsept”. – 20016. – Vol.11. Р. 2901-2905. – Available at: http://e-koncept.ru/2016/86613.htm [in Russian]
9. Kislov A.G. To assess the effectiveness of university teacher’s work (reading the colleague’s book) // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. – 2017. – Vol.9. – No.1.
P. 10-21. [in Russian]
10. Lvov L.V., Shageev D.A. Process and technological support of professional training of managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. – 2018. – Vol.10. – No.4.
P. 114-127. [in Russian]
11. Lvov L.V. Reduction of singularity (ambivalence effect) of environment factors in advanced education. Tsyfrovye tekhnologii: ikh rol v ekonomike i upravlenii.conference proceedings. – M.: Pero, 2018. – P. 94-99. [in Russian]
Инновационные процессы в контексте непрерывного образования
По дг от овк а к профессиональной деятельности в высшей школе проблемы, риски, критерии качества Russian]
13. Polevaya N.M., Sitnikova V.V. Satisfaction with the quality of received education services
(by the example of Master students (Economics) questionnaire) // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. – 2017. – Vol.6. – No1(18). P.159-162. [in Russian]
14. Fedorov V.A., Kolegova E.D. Pedagogical technologies of vocational training quality management. Ed. by G.M. Romantsev. – Ekaterinburg: RGGPU, 2007. – 226 p. [in Russian]
15. Khusainova N.B. Strategic planning of providing the quality of education services. /
Innovatsii v obrazovanii i nauke. Ed. By E.N. Atarshukova, V.I. Berezhnoy. – C., 2017. –
P. 271-275. [in Russian]
About the authors:
Lvov Leonid Vasilievich, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology,
International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia) Candidate of Pedagogy, aca- demic title of associate professor, Professor, Russian Academy of Natural Sciences, l.lvov@bk.ru
Shageev Denis Anatolievich, Department of Economics and Management, International
Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Economics, academic title of associate professor, Associate Professor, denisshageev@yandex.ru
Ptitsyna Alyona Mikhailovna, Student, Management program, International Institute of
Design and Service (Chelyabinsk, Russia), a.ptitsyna777@yandex.ru
For citation: Lvov L.V., Shageev D.A., Ptitsyna A.M. Training for professional work at higher school: problems, risks, quality criteria // Contemporary Higher Education: Innovative
Aspects. – 2019. – Vol. 11. – No. 1. Р. 10-21. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-1-10-21