Файл: Пользуясь материалами лекции докажите необходимость соблюдения методологических принципов построения патопсихологического исследования при обследовании больных в психиатрической клинике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2409
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К распространенным функциональным расстройствам относят:
-
эндогенные психозы, включая шизофрению, шизоаффективные и бредовые расстройства -
шизотипическое расстройство -
расстройства настроения (депрессия, мания, биполярное аффективное расстройство) -
невротические расстройства
Симптомы этих заболеваний могут быть очень похожи между собой или «перекрываться», выступая как неспецифические признаки психической патологии. Такое часто встречается на ранних этапах развития или временном затухании болезненных состояний.
Разграничение между собой внешне схожих, но по сути различных заболеваний — сложная задача, решение которой может занять нескольких месяцев (!). Чтобы распознать психически больного человека, необходимо использовать разные диагностические методы в комплексе (клинические, психометрические, лабораторные и инструментальные).
Рано поставить правильный диагноз важно еще и потому, что благодаря раннему началу лечению пациент быстрее выходит в ремиссию или выздоравливает, улучшается качество его жизни и социальный прогноз.
Психометрические методы диагностики в психиатрии
Получить больше информации о текущем состоянии психического здоровья пациента позволяют психометрические методы. Специалист использует стандартизированные шкалы (которые прошли научные исследования) для оценки психических нарушений в баллах: тревоги, депрессии, мании, деменции. Психометрия дает врачу дополнительные сведения о тяжести нарушения, а также об эффективности лечения.
Психометрические шкалы делятся на:
-
самоопросники — заполняет пациент на основе своих ощущений -
опросники — заполняет врач
Более расширенную и конкретизирующую информацию несет патопсихологическое обследование. Его проводит клинический психолог.
Чтобы понять, что у человека психическое расстройство, в качестве психодиагностических методов используют батарею стандартизированных тестов, заданий и шкал. Они оценивают основные сферы психики:
-
мышление -
внимание -
эмоции -
волю -
память -
интеллект -
личностные особенности человека
При обследовании специалист находит даже самые минимальные изменения, которые еще не определяются клиническими методами. Метод наиболее эффективен при подозрении на психическое расстройство, для уточнения диагноза, оценки степени психического дефекта.
Лабораторные методы
Повышение эффективности диагностики напрямую связано с разработкой новых методов и принципов диагностики психических расстройств, которые основаны на объективных биологических критериях. В настоящее время активно ведется поиск биологических признаков (маркеров) шизофрении и расстройств шизофренического спектра: исследуются генетические, иммунологические, нейрофизиологические показатели. Обнаружение особенностей, которые присущи тому или иному заболеванию, — база для создания дополнительных диагностических тестов «на шизофрению». Несмотря на всемирные усилия таких особенностей открыто крайне мало. Ниже мы рассмотрим самые значимые из них.
Неоспоримый вклад в формирование предрасположенности к шизофрении и других психических заболеваний вносят генетические факторы. Действительно в семьях пациентов часто есть родственники, которые страдают психическими расстройствами. Чем ближе степень кровного родства — тем выше риск заболеть. Самый высокий риск, если болеют оба родителя или близнец пациента.
Попытки найти гены — маркеры шизофрении привели к неоднозначным выводам. Оказалось, что у пациентов с шизофренией имеются сотни генных аномалий в различных сочетаниях. Выявление таких отклонений не является доказательством шизофрении, а свидетельствует лишь о вероятности ее возникновения. Развитие болезни происходит при взаимодействии многих факторов (внутренних и внешних), включая генетические.
Другое направление в поиске маркеров шизофрении и шизофреноподобных расстройств — иммунологические методы. К концу двадцатого века стала очевидной тесная связь между нервной и иммунной системами, обнаружены специальные молекулы и вещества, которые участвуют в этом взаимодействии.
Оказалось, что некоторые иммунные факторы, которые циркулируют в крови, могут реагировать на психические изменения и отражают болезненные процессы, которые происходят в головном мозге. Среди таких факторов:
-
антитела к мозговым белкам -
лейкоцитарная эластаза -
альфа-1-протеиназный ингибитор -
С-реактивный белок
Число антител к мозговым белкам заметно растет при некоторых формах шизофрении, аутизме, задержках развития. Измерение уровня таких антител в крови широко используется как метод, дополняющий клинические методы психиатрической диагностики. В отрыве от клинических данных этот метод не валиден, так как повышение уровня антител наблюдается и при других заболеваниях нервной системы: рассеянном склерозе, энцефалитах, травмах, опухолях.
Более чувствительный способ диагностики психических расстройств — определение в крови показателей врожденного иммунитета, а именно провоспалительных факторов: лейкоцитарной эластазы, альфа-1-протеиназного ингибитора, С-реактивного белка. Научные исследования нашли связь этих показателей с обострением шизофрении, характером течения и ее формой, а также степенью психического дефекта.
Совместив в комплексе измерения провоспалительных маркеров с уровнем антител к мозговым белкам в крови (белку S-100, основному белку миелина) был создан новый инструмент объективизации диагноза — Нейротест, который повышает надежность выявления и прогноза шизофрении и шизофреноподобных расстройств.
Инструментальные методы
Определить психические отклонения у человека помогают инструментальные методы обследования — томография, электроэнцефалография (ЭЭГ). При функциональных психических заболеваниях применяются ограниченно, по показаниям. Данные этих обследований полезны для дифференциальной диагностики. Например, магнитно-резонансная томография требуется, когда необходимо убедиться, что психические симптомы не связаны с повреждением мозговых тканей, сосудов или нейроинфекцией.
Традиционное изучение биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) при эндогенных болезнях, например шизофрении, не показывает специфических отклонений. Более интересные результаты дает ЭЭГ, записанная в условиях воздействия на пациента звуковых, зрительных и других раздражителей. В этих условиях у пациента регистрируют так называемые вызванные потенциалы.
У пациентов с шизофренией, шизотипическим расстройством и предрасположенных лиц параметры некоторых вызванных потенциалов (компонентов Р50, Р300, N400, NA) могут существенно отличаться от здоровых. Эти аномалии отражают затруднение распознавания сигналов, нарушения памяти и направленного внимания, нарушение когнитивных функций в целом. Отдельные аномалии связаны с остротой, длительностью болезни, ее синдромами.
Хотя особые вызванные потенциалы могут встречаться при депрессии, инсультах, травмах мозга, алкоголизме, в основном их оценка вместе с клиническими данными помогает врачу в диагностике шизофрении и шизофреноподобных расстройств.
Более специфичное исследование для шизофрении — тест с антисаккадами, который выявляет отсутствие плавности движения глаз. Этот признак встречается почти у 80% людей с шизофренией и свидетельствует о функциональной недостаточности лобной коры («гипофронтальности»). Поскольку аналогичный дефект нередко демонстрируют здоровые родственники пациентов (генетическая особенность), более высокая диагностическая чувствительность достигается при комплексном электроэнцефалографическом обследовании.
Такой комплекс содержит тест на антисаккады и тесты с определением вызванных потенциалов (Р50 или Р300). Целесообразно также измерить предстимульное торможение стартл-рефлекса (СР), которое отражает врожденную реакцию человека (вздрагивание) на внезапный громкий звук. Отклонения стартл-реакции наблюдаются при шизофрении, уже на ранних стадиях заболевания. Такая диагностическая батарея ЭЭГ-тестов называется Нейрофизиологическая тест-система.
Описанные выше методы диагностики психических заболеваний применяют в дополнение к клиническим. Они основаны на результатах мировых исследований, представляют собой разные способы регистрации биологических изменений, которые свойственны психическому заболеванию. Принцип тот же, что и в других областях медицины: после осмотра и беседы врач назначает уточняющие обследования с различными возможностями — УЗИ, рентген, анализы. Совокупность полученных данных о состоянии здоровья увеличивает точность диагноза и сводит ошибки к минимуму.
-
Составьте планы патопсихологического обследования больных с диагнозами на выбор (минимум 3). При возможности проведите обследование (минимум 1), проанализируйте полученные результаты, опишите синдромы нарушений психической деятельности и составьте диагностические заключения.
Существует масса экспериментальных патопсихологических методик, однако для всестороннего обследования пациента достаточно 8-10, выбираемых в зависимости от конкретных задач исследования. Качество последнего зависит от общего количества методик, которыми владеет патопсихолог. Чем большим количеством приемов он владеет, тем более достоверные результаты будут получены в ходе обследования. При выборе конкретной патопсихологической методики специалист руководствуется следующими обстоятельствами:
цель обследования. Это может быть и дифференциальная диагностика, и определение степени выраженности и глубины психического дефекта, и исследование эффективности лечения. В тех случаях, где предполагается наличие шизофренического процесса, используются одни методики, при обследовании пациента с эпилепсией – другие;
интеллект, образование и возраст пациента. Так, если последний не обладает достаточным жизненным опытом, не следует давать ему задания, требующие образования сложных аналогий;
физиологические особенности пациента, влияющие на его коммуникативные способности. Так, нередки случаи, когда в качестве обследуемого выступает пациент с нарушениями слуха или зрения. В первом случае основной упор делается на задания, максимально задействующие зрительное восприятие (даже в тесте на запоминание пациенту не зачитываются слова, а показываются в письменном виде). При зрительных нарушениях используются методики, направленные на слуховое восприятие.
В ходе обследования методики используются, как правило, по принципу «от простого к сложному» (за исключением тех случаев, когда предполагается симуляция пациента). Большинство методик патопсихологического обследования не отличаются особой требовательностью к репрезентативной части: для их проведения достаточно лишь заготовить схемы, таблицы, рисунки. Однако это отнюдь не снимает с патопсихолога обязанности тщательно продумывать ход обследования. Так, не рекомендуется ограничиться таблицами лишь только для предметного или словесного варианта методики исключения, поскольку каждый из них имеет свои достоинства (в идеале – использовать оба варианта). Для работы с пациентом нельзя прибегать к методике, которой сам патопсихолог еще досконально не овладел.
Отдельный вопрос – внедрение в практику оригинальных методик «собственного сочинения» или модификация уже существующих. В таких случаях необходимо уточнять не только теоретическую возможность использования этой методики, но и необходимость тестирования в группах добровольцев для подтверждения ее эффективности. Если апробация методики прошла успешно, то патопсихолог может начинать применять ее в своей дальнейшей работе.
Существует масса экспериментальных патопсихологических методик, однако для всестороннего обследования пациента достаточно 8-10, выбираемых в зависимости от конкретных задач исследования. Качество последнего зависит от общего количества методик, которыми владеет патопсихолог. Чем большим количеством приемов он владеет, тем более достоверные результаты будут получены в ходе обследования. При выборе конкретной патопсихологической методики специалист руководствуется следующими обстоятельствами:
-
цель обследования. Это может быть и дифференциальная диагностика, и определение степени выраженности и глубины психического дефекта, и исследование эффективности лечения. В тех случаях, где предполагается наличие шизофренического процесса, используются одни методики, при обследовании пациента с эпилепсией – другие; -
интеллект, образование и возраст пациента. Так, если последний не обладает достаточным жизненным опытом, не следует давать ему задания, требующие образования сложных аналогий; -
физиологические особенности пациента, влияющие на его коммуникативные способности. Так, нередки случаи, когда в качестве обследуемого выступает пациент с нарушениями слуха или зрения. В первом случае основной упор делается на задания, максимально задействующие зрительное восприятие (даже в тесте на запоминание пациенту не зачитываются слова, а показываются в письменном виде). При зрительных нарушениях используются методики, направленные на слуховое восприятие.