Файл: Программа Система государственного и муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Уральский институт управления
Факультет государственного и муниципального управления
Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»
Магистерская программа «Система государственного и муниципального управления»
Кафедра регионального и муниципального управления
Эссе
на тему:
«Общая характеристика общественной безопасности»
Автор работы:
студент 1 курса, группы 22-гму131з
заочной формы обучения
Майоров Михаил Александрович
Проверил:
профессор
Антошин Валерий Алексеевич
Оценка _______________________
Екатеринбург 2023 г.
Учитывая текущую международную обстановку и внутреннее положение нашей страны, вопрос обеспечения общественной безопасности наряду с термином «общественная безопасность» приобретает все большее значение.
Только при наличии четкого понимания того, что охватывает термин «общественная безопасность», есть возможность обозначить главные угрозы обеспечению общественной безопасности и определить процессы по их нейтрализации и минимизации последствий их воздействия. Вместе с тем, данное понятие является предметом изучения в философии, религии и других учениях, а также в управлении и юриспруденции, поскольку с древних времен и до наших дней перед человеком стоит проблема обеспечения собственной и общественной безопасности. Этот вопрос беспокоит всех без исключения, т. к. инстинкт самосохранения ставит перед человечеством главную задачу жизни — выживание вида.
В настоящее время существует множество определений, представляющих концепцию общественной безопасности, которые связаны с глубиной и разнообразием самого явления безопасности, а также с большим разнообразием связей и форм.
Сегодня существует плюрализм в определении общественной безопасности, определяемый фундаментальной природой и разнообразием самого феномена безопасности, множественностью форм внешних проявлений и содержательных связей и взаимодействий с другими явлениями объективной реальности. До недавнего времени концепция общественной безопасности не имела нормативного определения и это являлось предметом множества дискуссий. Сложный характер вопросов общественной безопасности проявляется в различных концептуальных категориях, таких как «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность» и другое. Рассмотрение концепции общественной безопасности требует раскрытия этих однородных с ней понятий. Их разработка включает в себя как дифференцированный, так и комплексный подход, основанный на использовании сложных данных из областей философии, права, истории, социологии и других научных знаний в качестве теоретической и методологической основы познания.
Общественная безопасность — это крупная социально-правовая категория.
Босхамджиева Н. А. анализирует общественную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от общественно опасных деяний, стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность для них, их устойчивого развития, а также гарантированной реализации и защиты интересов личности, государства и общества, урегулированное нормами административного права». Можно заметить, что, когда автор определяет эту категорию, в ее содержание входит состояние защиты государственных интересов, а государственная безопасность путается с общественной безопасностью.
Заслуживает широкое понимание определение концепции «общественная безопасность», создателем которого служит И. И. Веремеенко. По его мнению, общественная безопасность — «это безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой некую совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами».
Таким образом, мы можем говорить, что в научной литературе существует два основных метода определения общественной безопасности. Первый основан на широком представлении общественной безопасности, которая обычно характеризуется правильным поведением общественной жизни. Второй подход построен на узком понимании системы общественных отношений, пересекающихся с источниками повышенного риска.
Рассмотрим нормативное определение понятия «общественная безопасность». Данный термин многократно употреблялся и встречается во многих нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Этот тезис упоминается и в Конституции Российской Федерации, тем не менее до принятия Президентом РФ 20 ноября 2013 года «Концепции общественной безопасности» правовой фиксации определения и соответственно основы и содержания этого института отсутствовало.
В пункте 4 данной Концепции устанавливается, что под общественной безопасностью следует понимать «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Как видим, это определение не подходит ко многими ранее приведенным формулировкам.
Выделение категории «социальные ценности духовности» к объектам, требующим состояния безопасности, связано с текущим увеличением нарушений этих ценностей в Российской Федерации. В целом метод, показанный в этом определении, выглядит разумным. Его появление позволило уточнить положения отдельных нормативных правовых актов, а также развить их применение на практике в дальнейшем.
В качестве угроз общественной безопасности определением выделены: - виновные и иные неправомерные посягательства,
- общественные и международные разногласия,
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Видение этих угроз теперь имеет определенную степень ясности, но, по нашему мнению, эти угрозы не претендуют на завершение предложенного определения общественной безопасности.
Несмотря на то, что это определение следует считать положительным, оно, вероятно, подвергнется критике как видение обеспечения вопросов общественной безопасности в Концепции общественной безопасности.
Но сначала необходимо обратить внимание на более важный факт, который может существенно дополнить понятие общественной безопасности. В упомянутой нами концепции общественная безопасность рассматривается как часть национальной безопасности России. Более того, соотношение этих понятий всегда было предметом дискуссий. Когда общественная безопасность является одним из видов национальной безопасности, предпосылка первой позиции должна согласовываться с автором «концепции общественной безопасности».
В сравнении с законодательной формулировкой общественная безопасность должна рассматриваться более обширно. Она характеризуя её как такое обстоятельство общественных отношений, при котором обеспечена безопасность личности, общественное спокойствие, создана благоприятная обстановка для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности организаций, обеспечена защита от опасности, исходящей от преступных и иных противоправных посягательств, несоблюдения порядка обращения с источниками повышенной опасности, опасными объектами и веществами, от проявлений негативного техногенного и природного характера и иных особых условиях. Сфера социальных отношений и ведущие направления социальной жизни, относящиеся к этой правовой категории, очень широки. Область общественной безопасности охватывает отношения между людьми, участвующими в соблюдении правил безопасности дорожного движения и пешеходов; правил, обязательных при производстве строительных и ремонтных работ в общественных местах; противопожарных правил; правил, необходимых для соблюдения для борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями и другое. Общественная безопасность предполагает предотвращение причинения ущерба обществу и поддержка его естественных функций и интересов.
В документе поставлены цели, задачи и принципы деятельности по обеспечению общественной безопасности. Главная задача — укрепление верховенства закона; поддержание внутреннего мира и поддержка политической и социальной устойчивости общества; снижается уровень преступности.
Концепция общественной безопасности Российской Федерации сосредоточена на постоянном повышении качества системы обеспечения общественной безопасности и предусматривает политические, организационные, экономико-социальные, информационные, правовые и прочие меры, которые следует предпринять, чтобы:
- предупреждать, выявлять и пресекать террористическую и экстремистскую деятельность, преступные деяния коррупционного характера, кроме этого, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, преступления в области незаконной миграции, торговли людьми, а также иные преступные посягательства на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества;
- принимать меры предосторожности разногласий общественного и международного характера;
- предупреждать, ликвидировать и (или) минимизировать последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также оказывать первую медицинскую помощь лицам, которые находятся в беспомощном состоянии или в положении, которое опасно для их жизни и здоровья и другое.
Опасность коррупции не меньше, чем опасность экстремизма и терроризма, препятствует нормальной работе государственных и местных институтов. В то же время она также ослабила доверие граждан к государственным институтам и определило общий имидж России за рубежом.
Нелегальную миграцию также следует рассматривать как угрозу общественной безопасности. В результате его воздействия возникают условия, способствующие формированию террористических организаций, проявлению экстремизма и национализма. Среди угроз также негативная тенденция внутренней миграции, когда граждане России переезжают из одного региона в другой. Не случайно в Концепции общественной безопасности отмечается влияние внутренней миграции на образование ксенофобии, национальной, расовой и религиозной ненависти, в том числе рост на этой основе организованных преступных групп.
В некоторых случаях серьезная изношенность транспортной инфраструктуры, транспортных средств и гидротехнических сооружений рассматривается как угроза общественной безопасности, что создает возможность возникновения аварийных ситуаций.
Опасная ситуация наблюдается в области обеспечения защиты населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов. Упадок биохимической промышленности и ухудшение санитарно-эпидемической ситуации вызывают все больше и больше биохимических угроз и повышают риск угрозы жизни и здоровью человека.
Сегодня в государстве уделяется особое внимание экстремистской деятельности различных организаций, которая угрожает единству и территориальной целостности России и может подорвать устойчивость внутриполитической и социальной обстановки в стране. Если следовать концепции общественной безопасности, борьба с экстремизмом прочно занимает лидирующие позиции в системе мер по обеспечению общественной безопасности. Тем не менее стоит признать, что утверждения ученых верны, указывая на то, что деградация дорог уносит гораздо больше жизней, чем «неопределенная экстремистская деятельность».
Таким образом, мы предполагаем, что общественная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов, безопасности личности, общества от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить реализацию прав человека, достойное качество жизни граждан, развитие духовных ценностей общества, социальную и общественную стабильность.
Список использованных источников:
1.Микаилов С. М., Богомолов А. Н. Общественная безопасность как понятие и как стратегический национальный приоритет в сфере обеспечения национальной безопасности // Молодой ученый. 2017. № 39. С. 68–71.
2. Босхамджиева Н. А. Административно-правовые основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации: монография. М.: Юнити-Дана, 2014.
3.Веремеенко И. И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. 1982. № 3. С. 26.
4.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
5.Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом России 20 ноября 2013г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653