Файл: Характеристика травматима при звнятиях физической культурой спортивный травматизм, его особенности, виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ ........................................................................................................ 2
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАВМАТИМА ПРИ ЗВНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ .............................................................................. 5 1.1 Спортивный травматизм, его особенности, виды ...................................... 5 1.2 Причины спортивного травматизма ............................................................... 8
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ............................................................................ 10 2.1. Техника безопасности на уроках физической культуры ........................... 10 2.2 Общая профилактика травматизма ............................................................... 11 2.3 Предупреждение травматизма во время занятий отдельными видами спорта ..................................................................................................................... 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................... 29

3
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура является неотъемлемой частью жизни современного общества. С каждым годом все больше людей приходят на стадионы, спортивные площадки, включаются в активные занятия физическими упражнениями.
На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма учащихся.
Органы здравоохранения, народного образования и других ведомств обеспокоены тем, что травматизм наносит большой ущерб здоровью детей.
По данным экспертов ВОЗ, от различных травм и несчастных случаев на воде, в бассейнах, водоемах, травм в быту, уличных, дорожно - транспортных, школьных, в том числе, к большому огорчению, на уроках физкультуры, и при занятиях спортом детей погибает значительно больше, чем от детских инфекционных заболеваний.
На занятиях физической культуры учащиеся входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.
Хотя спортивные повреждения и занимают не первое место в общей структуре травматизма, однако по тяжести и по удельному весу переломов костей они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм.
Поэтому травматизм тем более при занятиях физкультурой и спортом требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.
Профилактика травматизма - одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры. Именно поэтому одним, из основных направлений в работе преподавателей является забота о том, чтобы


4 этот риск был как можно меньше.
Степень разработанности проблемы. В разработку данной темы серьёзный вклад внесли такие ученые, как: В. К. Велитченко, который написал книгу
«Физкультура без травм» в ней описаны главные причины детского травматизма и рекомендации по технике безопасности и профилактики.
Проблема исследования – какими должны быть организационно- педагогические условия для профилактики травматизма при занятиях физической культурой.
Объектом исследования является уроки физической кульуры.
Предметом – профилактика травматизма при занятиях физической культурой.
Целью данной работы является изучение методов профилактики травматизма при занятиях физической культурой.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Проанализировать характер повреждений, локализацию и степень тяжести повреждений при занятиях физической культурой.
2. Выяснить причины возникновения травматизма.
3. Изучить профилактику травматизма при занятиях физической культурой и способы предупреждения травматизма во время занятий отдельными видами спорта.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: описательный, сравнительный.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

5
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАВМАТИМА ПРИ ЗВНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
1.1 Спортивный травматизм, его особенности, виды
По характеру повреждений при занятиях физической культурой наиболее часто наблюдаются:
1. Ушибы - это повреждения мягких тканей без нарушения целости общего покрова. Нередко они сопровождаются повреждением кровеносных сосудов и развитием подкожных кровоизлияний
(гематом). Характерные признаки: на месте ушиба возникает боль, припухлость, изменяется цвет кожи в результате кровоизлияния, нарушаются функции в области суставов и конечностей. Именно поэтому одним, из основных направлений в работе преподавателей является забота о том, чтобы этот риск был как можно меньше. [9]
2. Растяжение. При растяжении происходит частичное нарушение целостности отдельных волокон. Если травма произошла с полным перерывом связки, или если связка отрывается у места прикрепления к кости - это уже не растяжение связок, а разрыв. Как правило, при повреждении связки рвутся и питающие ее кровеносные сосуды. В результате этого образуется кровоизлияние в окружающие ткани.
Растяжение мышц или сухожилий, присоединяющих мышцу к кости, обычно наблюдается при их перегрузке или резком движении.
Симптомы растяжения связок и мышц сходны: как правило, это сильная боль, особенно при движении (некоторые растяжения болят сильнее, чем переломы), отек в месте повреждения, затруднение движений, болезненность при прикосновении к поврежденному месту, гематомы под кожей или ее краснота. [13]
3. Ссадина - небольшое, обычно неопасное механическое повреждение кожного покрова. Данная разновидность царапины, как правило, не глубокая, выражается в повреждении лишь верхних слоев кожи,


6 зачастую ссадина выглядит как просто содранная кожа.
4. Вывихи - это полное смещение суставных поверхностей костей, вызывающее нарушение функции сустава. Вывихи возникают при падении на вытянутую конечность, при резком повороте плеча, разрыве связок, укрепляющих соответствующие суставы. Характерные признаки: при вывихе конечность принимает вынужденное положение, деформируется сустав, ощущается болезненность и ограничение активных и пассивных движений.
5. Переломы - полное или частичное нарушение целостности кости.
Переломы бывают закрытые (без повреждения целости общего покрова и слизистых оболочек), открытые (с повреждением целости общего покрова); без смещения (отломки кости остаются на месте), со смещением (отломки смещаются в зависимости от направления действующей силы и сокращения мышц). Характерные признаки: при травме ощущается резкая боль в месте перелома, усиливающаяся при попытке движения; возникают припухлость, кровоизлияние, резкое ограничение движений. При переломах со смещением отломков - укорочение конечности, необычное ее положение. При открытых переломах поврежден общий покров, иногда в ране видны костные отломки.
В каждом виде спорта имеются характерные повреждения. При занятиях велосипедным спортом, например, специфичными являются ссадины и потертости бедер. Ссадины характерны также при занятиях конькобежным спортом, хоккея, футбола, при занятиях на лыжах.
Потертости и намины ладоней чаще возникают у гимнастов, гребцов, штангистов. Мелкие раны бывают у боксеров, раны от уколов наблюдаются у фехтовальщиков. Ушибы и растяжения связок различных суставов в значительном числе бывают у представителей всех видов спорта.
Локализация (местоположение) повреждений:
для каждого вида спорта характерна определенная локализация травм.

7
Так, например, при занятиях спортивной гимнастикой наиболее часты повреждения верхних конечностей, при занятиях спортивными играми, легкоатлеткой и лыжами обычно страдают пиление конечности.
Повреждения головы и лица характерны для боксеров, в меньшей степени - для хоккеистов и конькобежцев. Повреждения пальцев кисти у при занятиях баскетболом и волейболом составляют; локтевой сустав в основном повреждается при занятиях теннисом, в меньшей степени – при занятиях боксом. Различные повреждения коленного сустава чаще всего наблюдаются при игре в футбол. [1]
Степень тяжести повреждений:спортивные травмы относятся к разряду легких и, как правило, не сопровождаются утратой трудоспособности.
Однако при занятиях физической культурой наблюдаются и тяжелые травмы, вынуждающие надолго прекратить занятия.
Бывают, правда, редко, и случаи спортивной инвалидности после травм.
Все повреждения, возникающие при занятиях физической культурой, можно по степени тяжести разделить на 5 групп:
1) очень легкие травмы не влекут за собой утрату спортивной трудоспособности;
2) легкие травмы с потерей спортивной трудоспособности до 15 дней;
3) травмы средней тяжести, при которых спортивная трудоспособность теряется на срок до 60 дней;
4) тяжелые повреждения влекут за собой временное прекращение занятий спортом на продолжительный срок и
5) очень тяжелые травмы, в результате которых спортсмен совсем прекращает занятия спортом.


8
1.2 Причины спортивного травматизма
Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий физической культуры. Это нарушения инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников.
При проведении уроков по метаниям, неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя.
Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.
Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок: перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся средней школы.
Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок.
Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы

9 снаряда возрасту занимающихся). [12]
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер.
Недостаточная акклиматизация учащихся. [8]
Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.
Хотя причины спортивного травматизма очень разнообразны, их можно свести к 5 основным группам:
1.
Неправильная организация учебно-тренировочных занятий и соревнований и недостатки в методике их проведения;
2.
Неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия проведения занятий;
3.
Неудовлетворительное состояние оборудования, спортивного инвентаря, одежды и обуви спортсмена;
4.
Нарушение правил врачебного контроля;
5.
Нарушение спортсменами дисциплины во время тренировок и занятий.


10
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
2.1. Техника безопасности на уроках физической культуры
Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. В соблюдении техники безопасности как учителем так и школьниками должны быть обязательно соблюдены все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого учителя физкультуры при организации проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.
Спортивный зал должен соответствовать формам проведения физкультуры.
Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а так же правилам по электробезопасности и пожаробезопасности для общеобразовательных школ. Спортивный зал, как правило, размещается на первом этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому воспитанию и возможность спортивных внеурочных занятий. Особые требования предъявляются к полам, стенам, потолку, освещенности, вентиляции спортивных залов, наличию шкафов, раздевалок, плана эвакуации, пожарного щита с набором ручного противопожарного инвентаря. Влажная уборка должна проводится 2 раза в день; инвентарь должен находится в хорошем состоянии. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале.
Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг

11 каждого гимнастического снаряда. Так же существуют особые требования к другому спортивному инвентарю и оборудованию: дердям брусьев, грифам перекладин, гимнастическим бревнам, опорам гимнастического козла, гимнастическим матам, гимнастическим мостикам, канатам для лазания, шведской стенке, гимнастической скамейке, гимнастической палке, мячам набивным, весу спортивных снарядов для метания, лыжному инвентарю, баскетбольному щиту, баскетбольному мячу, волейбольным стойкам, волейбольным сеткам, волейбольным мячам и т.д.
Соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствие даваемых упражнений и нагрузок учебной программе; проводить разминку и увеличивать время, отведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности;
Снижать нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления; обеспечивать страховку. Следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения па уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе.
При пожаре в спортивном зале открывать запасные выходы и организованно вывести учащихся согласно плану эвакуации в безопасное место, сообщать о пожаре в пожарную часть и приступить к ликвидации очага возгорания .
2.2 Общая профилактика травматизма
В независимости от вида спорта, существует общая профилактика травматизма, т.е. правила, не соблюдение которых значительно повышает риск получить травму:
1. Внимательность и собранность.
Учащиеся должны быть сосредоточенными на своих действиях, выполнении правильной техники и не отвлекаться на посторонние разговоры и мысли.
2. Знание техники безопасности. В каждом виде спорта есть свои правила