Файл: Свыше 2000 подростков, или 11 из каждых 100 тысяч, совершают самоубийство каждый год и 250 тысяч подростков делают попытку покончить с собой..ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Быть или не быть?
Свыше 2000 подростков, или 11 из каждых 100 тысяч, совершают самоубийство каждый год и 250 тысяч подростков делают попытку покончить с собой .Из-за того, что молодые люди редко страдают тяжелыми или смертельными заболеваниями, самоубийство стало третьей основной причиной смертности в этой возрастной группе после несчастных случаев и убийств. Более того, по результатам опроса, половина всех подростков признались в том, что им приходили в голову мысли о суициде.
  • Откуда происходит сам внутренний конфликт? От того, что человек переживает неправильность своего положения и внутреннего состояния – он не нашёл своего места в жизни, а решимости совершить кардинальный поворот нет

На вопрос «Задумывались ли вы о самоубийстве?» подростки 15- 18 лет отвечали: 40% - часто 25% - никогда 20% - нет 15% - да

Самоубийство – чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу воли и выбора. Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремиться максимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах.
  •   Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков.
  • По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае).
  • По возрасту пик суицидов приходится на 15 – 16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. По половой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики. 92% детей и подростков, совершивших суицид, не попадали в поле зрения психиатра.
Суицидальная активность зависит от целого ряда факторов: Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает: а)в вечернее, ночное и утреннее время, когда человек предоставлен сам себе, остается со своими мыслями и переживаниями; б) в период «пиков возрастной суицидальности» (между 17 и 24 годами, а также между 40 и 50 годами); в) в условиях тяжелой моральной психологической обстановки.
Суицид – психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Психология самоубийства – есть, прежде всего, психология безнадежности, замыкания человека в самом себе, своей собственной тьме.
  • Признаки характерные для человека, склонного
  • к самоубийству
  • словесные
  • поведенческие
  • ситуационные
Словесные признаки Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить». «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться». Много шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Раздаёт другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит дела, мирится с давними врагами. -Демонстрирует радикальные перемены в поведении. -Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
  • Поведенческие признаки
Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если: - Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным; - Живет в нестабильном состоянии(серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема); - Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального. -  Предпринимал попытку суицида ранее - Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых или членов семьи. -  Перенёс тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). -  Слишком критически настроен по отношению к себе.
  • Как правило, суицид не происходит
  • без предупреждения.
  • Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Индикаторы суицидального риска   Это особенности сложившейся ситуации, настроения, деятельности и высказываний человека, которые увеличивают степень риска суицидального поведения.    


  • Ситуационные индикаторы суицидального риска:   Смерть, измена любимого человека ; Вынужденная социальная изоляция, особенно от семьи или друзей (эмиграция, вынужденное переселение, тюремное заключение, переезд на новое место жительства);
  • Сексуальное насилие; Нежелательная беременность.
  • «Потеря лица» - позор, унижение.  
Поведенческие индикаторы суицидального риска:   Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем; Уход из дома; Самоизоляция от людей и жизни; Резкое снижение повседневной активности; Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами; Частое прослушивание траурной или печальной музыки;   Коммуникативные сигналы суицидального риска:   Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное). Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям. Эмоциональные индикаторы суицидального риска:   Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; Переживание горя. Когнитивные индикаторы суицидального риска:   Негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство («я это сделаю, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем более обстоятельно разработан план, тем выше вероятность его реализации. Существенное значение имеет доступность средств суицида .
  • Важно знать, что….
Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Суицид не передается по наследству. Суициденты, как правило, психически здоровы. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих. Самоубийство может совершить каждый. Важная информация! Предотвратить самоубийство может только близкий человек, которого отчаявшийся считает своим другом! От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. А теперь представьте, что кто-то поделился с вами своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласитесь, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил он с вами, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К вам он обратился потому, что верил: понять его сможете только вы!
  • Если замечена склонность к суициду…. Как удержать человека от самоубийства?
  • Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.
  • Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества. Поэтому важнейшим принципом первой помощи при суицидальной опасности является требования к консультанту – добровольцу или профессионалу – задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы. Это действительно важно: проявлять интерес, но не оценивать, не осуждать и не пытаться переубедить собеседника.
1.  Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. 2.  Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. 3.  Оцените глубину эмоционального кризиса. 4.  Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. 5.  Не бойтесь прямо спросить подростков, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред.
  • Пять вопросов, которые нужно узнать о настоящем моменте:
  • 1. Спросить о мыслях: «О чем ты сейчас думаешь?»
  • 2. Спросить о душевном состоянии: «Что ты сейчас чувствуешь?»
  • 3. О физическом состоянии: «У тебя что-нибудь болит?»
  • 4.Спросить о его действиях: «Почему ты хочешь это сделать?»
  • 5. Узнать о душевном состоянии: «Опиши мне твое настроение.»
Что надо делать?   Отнеситесь серьёзно ко всем угрозам. Отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – это неэффективное решение всех проблем. Прибегните к помощи авторитетных людей. Заключите соглашение о несовершении самоубийства. Обратитесь с психотерапевтом. Останьтесь с подростком; если вам нужно уйти, оставьте его на попечение другого взрослого. Поговорите с кем-нибудь о ваших опасениях. Если вы не знаете, что делать, обратитесь к школьному психологу или в специальную службу психологической помощи.   Чего не надо делать?   Не говорите: «Посмотри на всё, ради чего ты должен жить». Не вдавайтесь в философские рассуждения, то есть, не полемизируйте о том, хорошо или плохо совершать самоубийство. Не пытайтесь применять прямо противоположные психологические приёмы на подростке, помышляющем о самоубийстве. Не оставляйте там, где находится ребёнок, лекарство, оружие, режущие предметы. Не пытайтесь выступить в роли судьи. Не думайте, что подросток ищет только внимания. Не оставляйте ребёнка одного. Не держите в секрете то, о чём вы думаете.  
  • Необходимо учить подростков
  • - сосредотачивать своё внимание на хорошем;
  • - благосклонно принимать любезные, приятные слова;
  • - стараться иметь о себе положительное мнение
  • заботиться о себе с помощью физических упражнений и рационального питания;
  • помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить о помощи;
  • справляться со стрессом.
  • Если вы слышите
  • Скажите
  • Не говорите
  • Ненавижу
  • учиться, ненавижу школу.
  • Что происходит в школу, что заставляет тебя так чувствовать?
  • Когда я был в твоём возрасте… Да ты просто лентяй!
  • Всё кажется таким безнадёжным.
  • Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай посмотрим, какие у нас проблемы, и какую из них нужно решить в первую очередь.
  • Подумай лучше о тех, кому ещё хуже, чем тебе.
  • Всем было бы лучше без меня!
  • Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит?
  • Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом.
  • Вы не понимаете меня!
  • Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать.
  • Кто же может понять подростков в наши дни?
  • Если вы слышите
  • Скажите
  • Не говорите
  • Я совершил скверный поступок. Я такое натворил!
  • Давай сядем, поговорим об этом.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • А если у меня не получится?
  • Если не получится, я буду знать, что ты сделал всё возможное.
  • Если не получится, значит, ты недостаточно старался.
Суицид преодолим, решение данной проблемы не безнадежно, если вспомнить, что почти в 80% случаев самоубийство - это результат дееспособной воли и рационально заостренного сознания. Правильно выбранный путь решения проблемы - это уже наполовину ее решение. Один из психотерапевтических подходов к разрешению проблем внутренней готовности личности к суициду - это переключение сознания личности на какие-то заботы альтруистического характера.