Файл: Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Новосибирский государственный педагогический университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский
государственный педагогический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Декан
Факультета психолого-педагогического образовании
Е.А.Завершинская
(подпись)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Технологии цифрового образования
Направление подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль):
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
Уровень высшего образования:
бакалавриат
Форма обучения:
заочная
Куйбышев 2022

СОСТАВИТЕЛИ:
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, информатики и методики преподавания И. В. Ижденева
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры математики, информатики и методики преподавания (КФ) (протокол №8 от 20.04.2022 г.)

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Цель освоения дисциплины:
формирование у обучающихся необходимых компетенций для использования цифровых технологий в образовании; формирование готовности обучающихся использовать информационные (цифровые) технологии в процессе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01
Педагогическое образование, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 г.
№121, профессиональными стандартами: педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 18.10.2013 г. №544н, педагог дополнительного образования детей и взрослых, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. №298н, педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
18.10.2013 г. №544н.
Дисциплина относится к обязательной части блока 1 «Дисциплины» учебного плана образовательной программы, изучается в 1, 2 семестрах. Трудоемкость дисциплины: 3 ЗЕ / 108 часов, в том числе 10 часов - контактная работа с преподавателем, 94 часа - самостоятельная работа (таблица 2).
1.3 Планируемые результаты обучения по дисциплине
Дисциплина направлена на формирование компетенции(-ий), представленных в таблице 1.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование компетенции
Индикаторы достижения компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации,
применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
Знать:
- актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; основы современных технологий сбора, обработки, анализа и представления информации.
Уметь:
- использовать современные информационные
(цифровые) технологии для сбора, обработки и анализа информации;
- применять системный подход для решения поставленных задач.
Владеть:
- методами поиска, сбора, обработки, хранения, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач.
УК-1.2 Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.
УК-1.3 Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных
образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с
использованием информационно- коммуникационных технологий)
ОПК-2.1 Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в
Знать:
- основные термины, назначение и классификацию современных

соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования. информационных (цифровых) технологий и программных средств;
- основные направления развития современных информационных (цифровых) технологий;
- основы применения образовательных технологий при разработке образовательных программ
- основы организации ЭОиДОТ.
Уметь:
- обосновывать выбор методов обучения и образовательных технологий, исходя из особенностей содержания учебного материала, возраста и образовательных потребностей обучаемых, оценивать последствия соответствующего выбора
- планировать комплексное применение в обучении различных программных и аппаратных средств информационных
(цифровых) технологий.
Владеть:
- навыками разработки образовательных программ и их компонентов с использованием информационных (цифровых) технологий.
ОПК-2.2
Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
ОПК-2.3 Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно- коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
ОПК-9 Способен понимать принципы работы современных информационных
технологий и использовать их для решения задач профессиональной
деятельности
ОПК-9.1
Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности.
Знать:
- принципы проектирования и особенности использования педагогических технологий в профессиональной деятельности с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
- основы разработки и использования педагогических, в том числе инклюзивных, технологий обучения и воспитания обучающихся в образовательном процессе в условиях ЭОиДОТ.
Уметь:
- отбирать педагогические технологии, в том числе современные информационные
(цифровые) технологии и программные средства, включая средства отечественного производства, для индивидуализации обучения, развития, воспитания;
- модифицировать имеющийся и создавать авторский цифровой образовательный контент на основе современного программного обеспечения, в том числе отечественного производства;
- моделировать и реализовывать различные организационные формы обучения, в том числе
ЭОиДОТ, смешанного, мобильного и сетевого обучения;
- планировать комплексное применение в обучении различных программных и
ОПК-9.2
Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности.

аппаратных средств информационных
(цифровых) технологий.
Владеть:
- методикой применения современных информационных (цифровых) технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности.

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Первый семестр
Тема 1. Образовательные технологии: основные понятия. Инновационные
образовательные технологии. Дистанционные образовательные технологии.
Основные понятия: метод, методика, технология обучения, педагогическая технология, образовательная технология. Классификация образовательных технологий, включая инновационные. Условия эффективного применения технологий в цифровой школе.
Использование в образовании технологии обучения, технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса. Цифровые технологии. Дистанционные образовательные технологии. Дистанционное сопровождение образовательного процесса. Интерактивные системы обучения.
Тема 2. Прикладное программное и аппаратное обеспечение общего назначения и его
использование в профессиональной деятельности педагога.
Прикладное программное обеспечение: Работа с документами в текстовом редакторе. Средства обработки данных и проведение расчетов в электронных таблицах. Программные средства для обработки таблиц. Создание и редактирование диаграмм и графиков. Анализ и обобщение данных. Редакторы обработки графической информации. Аппаратные средства: интерактивные и проекционные устройства, используемые в учебной деятельности. Система мониторинга и контроля качества знаний «PROClass», электронный журнал, электронный дневник. Системы управления электронным обучением. Moodle – система управления курсами.
Виды программ, используемых на уроках: Учебные программы, программы-тренажеры, контролирующие программы, демонстрационные программы, справочные программы, мультимедиа-учебники, электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы и др. Компьютерные справочно-правовые системы. Автоматизированные интерактивные системы тестирования. Современные цифровые платформы для школы: МЭШ,
РЭШ, СберКласс, Сферум. Электронные научные библиотеки. Основы поиска информации в сети интернет. Правила поведения в сети, основные поисковые системы. Образовательные
Интернет-ресурсы. Образовательные онлайн-сервисы. Возможности интернет для организации информационно-образовательной среды. Антиплагиат. Социальные сети.
Тема 3. Локальные и глобальные компьютерные информационные сети и применение
их в образовательном процессе.
Основы поиска информации в сети интернет. Правила поведения в сети, основные поисковые системы.
Образовательные
Интернет-ресурсы.
Образовательные онлайн-сервисы.
Возможности интернет для организации информационно-образовательной среды. Антиплагиат.
Социальные сети.
Второй семестр
Тема 1. Проектирование цифрового образовательного ресурса.
Возможности и особенности создания элементов цифрового образовательного ресурса (ЦОР).
Этапы проектирования ЦОР. Разработка и создание в системе электронного обучения ЦОР в соответствии со структурой урока по ФГОС. Оценка качества цифрового образовательного ресурса: основные критерии.


Содержание работ по дисциплине
Таблица 2
Содержание работы
Виды и формы работы, час
В
се го, ч ас
К
од к омп ет енц ии
Контактная работа
С
амостоя тельн ая работ а, в т.ч
. в ф
орме п рак ти че ск ой п одг отов ки*
Л
ек ци и, в т.ч
. в ф
орме практич ес кой п од готов ки
*
Л
аб ораторн ые
, в т.ч
. в ф
орме практич ес кой п од готов ки
*
П
рак ти чес кие, в т.ч
. в ф
орме практич ес кой п од готов ки
*
К
онсультаци и, в т.ч
. в ф
орме практич ес кой п од готов ки
*
Первый семестр
Тема 1. Образовательные технологии: основные понятия. Инновационные образовательные технологии.
Дистанционные образовательные технологии.
1 2(1)
20 23
УК-1,
ОПК-2,
ОПК-9
Тема 2. Прикладное программное и аппаратное обеспечение общего назначения и его использование в профессиональной деятельности педагога.
1 2(1)
20 23
УК-1,
ОПК-2,
ОПК-9
Тема 3. Локальные и глобальные компьютерные информационные сети и применение их в образовательном процессе.
26 26
УК-1,
ОПК-2,
ОПК-9
Второй семестр
Тема 1. Проектирование цифрового образовательного ресурса.
4 28 32
УК-1,
ОПК-2,
ОПК-9
Подготовка к зачету
4 4
УК-1,
ОПК-2,
ОПК-9
Итого по дисциплине
2 8(2)
98 108
* В случае проведения контактной или самостоятельной работы в форме практической подготовки, часы на практическую подготовку указываются в скобках.

3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Основная учебная литература
1. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб.пособ. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Панюкова. – М. :
Издательский центр «Академия», 2010. 224с.
2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учебное пособие для пед. вузов : рекомендовано УМО вузов РФ / И. Г. Захарова. - 2-е изд., стер. - Москва :
Академия, 2005. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 5-7695-2346-8 : 104-00
4.2 Дополнительная учебная литература
1. Маклецов, С. В. Электронное обучение - новое средство реализации интегративного и дифференцированного подходов (на примере бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки») / С. В. Маклецов, Т. А. Старшинова.
— Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет,
2015. — 149 c. — ISBN 978-5-7882-1833-5. — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система
IPR
BOOKS
:
[сайт].

URL: http://www.iprbookshop.ru/64043.html (дата обращения: 28.11.2019). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
2. Даутова, О. Б. Педагогические технологии для старшей школы в условиях цифровизации современного образования : учебно-методическое пособие / О. Б. Даутова, О. Н.
Крылова.
-
Санкт-Петербург
:
КАРО,
2020.
-
176 с.
-
URL: http://www.iprbookshop.ru/109685.html (дата обращения: 03.09.2021) . - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRBooks". - ISBN 978-5-9925-1479-7. - Текст : электронный
3. Технологии электронного обучения : учебное пособие / А. В. Гураков, В. В. Кручинин,
Ю. В. Морозова, Д. С. Шульц. — Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016. — 68 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72196.html (дата обращения: 28.11.2019). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
4.3 Ресурсы открытого доступа
1. Персональные сайты преподавателей университета [Электронный ресурс]. URL: https://prepod.nspu.ru/
4.4 Технологическая карта самостоятельной работы студента
Таблица 3
Темы дисциплины
Перечень учебно-методического обуспечения (номер источника из п.п. 4.1-
4.3)
Задания для самостоятельной работы
Первый семестр
Тема 1. Образовательные технологии:
основные понятия. Инновационные
образовательные технологии.
Дистанционные образовательные
технологии.
Основная учебная литература: 1, 2
Дополнительная учебная литература: 1, 2
Ресурсы открытого доступа: 1
Подготовка и защита презентации по темам раздела.
Тема 2. Прикладное программное и
аппаратное обеспечение общего назначения
и его использование в профессиональной
деятельности педагога.
Основная учебная литература: 1, 2
Дополнительная учебная литература: 1, 2
Ресурсы открытого доступа: 1
Практические задания, направленные на проверку умений работать с прикладным программным обеспечением.


Тема 3. Локальные и глобальные
компьютерные информационные сети и
применение их в образовательном процессе.
Основная учебная литература: 1
Дополнительная учебная литература: 1, 2
Ресурсы открытого доступа: 1
Практические задания, направленные на проверку умений работать в локальных и глобальных информационных сетях.
Второй семестр
Тема 1. Проектирование цифрового
образовательного ресурса.
Основная учебная литература: 1, 2
Дополнительная учебная литература: 1, 2
Ресурсы открытого доступа: 1
Практические задания, направленные на проверку умений работать с прикладным программным обеспечением.
Подготовка к зачету
Основная учебная литература: 1, 2
Дополнительная учебная литература: 1, 2
Ресурсы открытого доступа: 1

5 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1 Информационные технологии
Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблицы 4, 5).
Локальные информационные технологии
Таблица 4
Группа программных средств
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
Аудитори я
Реквизиты подтверждающего документа
Офисные программы
LibreOffice
209, 304,
210, 211,
212 https://ru.libreoffice.org/abo ut-us/license
Операционные системы
Manjaro Linux XFCE & KDE
209, 210,
211, 212,
304 http://gostrf.com/normadata/
1/4293798/4293798256.htm
Научные расчеты

SageMath

Scilab

Maxima

PSPP

Среда статистических вычислений
209, 210,
211, 212,
304 http://gostrf.com/normadata/
1/4293798/4293798256.htm
Графические редакторы
GIMP
209, 210,
211, 212,
304 https://www.gimp.org/about/
COPYING
Браузеры (
веб- обозреватели)
Firefox
209, 210,
211, 212,
304 https://rusgpl.ru/
Распределенные информационные технологии
Таблица 5
Группа
Наименование
Библиотеки и образовательные ресурсы (в том числе персональные сайты преподавателей НГПУ)
Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru
5.2 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Таблица 6
Номер и наименование
(при наличии) помещения для осуществления образовательной деятельности
Перечень основного оборудования
Адрес места осуществления образовательной деятельности
(местоположение согласно лицензии)
Учебная аудитория для проведения учебных занятий лекционного типа
Ауд. 303 «Учебная аудитория лекционного типа занятий»
Комплект учебной мебели.
Интерактивное оборудование:
SMART доски – 1шт.
632387,
Новосибирская обл. г. Куйбышев, ул.
Молодежная, дом 7