Файл: Отчет о практике я проходила практику на базе университета Синергия. Тема нир Современные проблемы и перспективы дошкольного образования.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Краткий отчет о практике
Я проходила практику на базе университета «Синергия».
Тема НИР: «Современные проблемы и перспективы дошкольного образования»
В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. При этом подобные проблемы имеют не только технический, технологический или финансово-экономический характер, но, скорее, характер сущностный, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и средств организации диалога между поколениями, передачи накопленного культурно-исторического опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала каждой страны и каждого народа.
Соответственно, на современном этапе модернизация российского образования и повышение качества его рассматриваются в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала, с реализацией принципа гуманизма. При этом, основной целью образования, согласно Закону РФ «Об образовании», является становление личности, уважающей права и свободы других граждан.
Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
За последние 10 лет дошкольное воспитание прошло сложный путь встраивания в новые реалии, что значительно расширило диапазон ответственности дошкольных учреждений, который направлен в первую очередь на предоставление качественных образовательных услуг. Дошкольное образование в контексте ФГОС, прописывается как уровень общего образования на котором закладываются основы социальной личности в системе образования в целом.
ФГОС дошкольного образования устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого-педагогическим и кадровым. Ключевым фактором успешной реализации данного Стандарта по-прежнему является педагог.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Выходом из сложившейся ситуации может стать профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность. Главная цель которого, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Новое видение качества образования, должно позволить педагогам в дальнейшем смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные наработки теории и практики дошкольного воспитания, и внести изменения в воспитательно-образовательный процесс.
Но поскольку современное качество дошкольного образования неразрывно связано с кадровой обеспеченностью дошкольных образовательных учреждений, вспоминается лозунг 30-х годов 20 века «Кадры решают всё!» - он сейчас как никогда актуален. Именно педагогам – практикам предстоит совершить переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному.
Сегодня основной целью работы с педагогами является повышение их профессиональной компетентности и эффективное методическое сопровождение в условиях введения и последующей реализации ФГОС дошкольного образования.
Для осуществления этой задачи, руководителю нужно совершенствовать кадровую политику, проводить комплекс мероприятий по оптимизации качества образования.
Сегодня управлять - не значит отдавать директивные указания. Нужно менять стратегию и отношение к кадровому ресурсу, оказывать поддержку работникам, приглашая специалистов для оказания психологической профилактики эмоционального выгорания, проводить деловые игры, а также научно-методическое просвещение (на специально организованных дискуссионных клубах, круглых столах, семинарах-практикумах) и др.
Как молодой руководитель, считаю, что в образование нужно вносить современные потоки, не бояться использовать так называемый «тимбилдинг» - командообразующие, корпоративные мероприятия, например, совместные походы в театр, поход в боулинг принятие участия в спортивных соревновательных играх и т.д.
Создавать школы молодых педагогов для успешной адаптации и закреплении молодых кадров не только внутри учреждения, но и на уровне района.
Необходимо возродить традицию наставничества с целью формирования в ДОУ кадрового ядра.
А также применять разные современные формы стратегического маркетинга полезные для руководителя и эффективные для коллектива, которые будут способствовать созданию мотивационной готовности к новым требованиям.
В последняя время в условиях ДОУ для педагогов проводятся консультации и педагогические советы, направленные на улучшение качества образования. Основным вопросом в современных реалиях становиться внедрение ФГОС.
Образовательные стандарты, как мы видим, являются обязательными требованиями, что ставит перед учреждениями определенные задачи направленные на обеспечение условия для внедрения ФГОС.
Чтобы завтра быть готовым к работе по ФГОС, сегодня необходимо провести целый комплекс мероприятий:
Привести в соответствие нормативно-правовые документы.
Проанализировать оптимальное распределение кадрового ресурса внутри ДОУ, определить наиболее эффективное использование потенциала старших воспитателей, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, для повышения качества образования в сети в целом.
Провести оценку готовности ДОУ к новым требованиям современной системы образования.
И только тогда, в рамках модернизации системы образования, современный педагог сможет создать условия для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка, используя системно-деятельностный подход, что позволит научить ребенка умению видеть задачу с разных сторон, анализировать множество решений, из единого целого выделять составляющие, и не просто вооружить его знаниями, а сформировать умение и желание учиться всю жизнь.
Педагогу чтобы вписаться в современный ритм, нужно непрерывно заниматься саморазвитием, это на сегодняшний день одно из требований Федеральных государственных образовательных стандартов.
Ситуация в сфере дошкольного образования качественно меняется, большинство педагогов за последние несколько лет освоили инновационные программы в рамках курсовой подготовки.
С целью формирования и развития у педагогов навыков инновационной и поисково-экспериментальной работы регулярно организовываются семинары
, семинары-практикумы, круглые столы, мастер классы.
Активировалось участие педагогов в профессиональных конкурсах и в городских мероприятиях.
Важная роль в развитии инициативы педагогических работников отводится руководителю, как заинтересованному лицу в повышении качества образования своего учреждения.
Современный руководитель должен быть не только грамотным управленцем, но и быть образцом, тиражировать уровень своих достижений, создавая ситуацию, в которой коллектив заинтересовывается на достижения и собственном развитии в повышении статуса, как внутри коллектива, так и в педагогическом сообществе.
Если педагог сам не успешен и не видит перспектив развития и собственного роста, то и воспитанник будет следовать его примеру.
Подробнее хочу остановиться на развитии взаимодействия и участия родителей (законных представителей) непосредственного включения в образовательную деятельность.
Родители теперь гораздо требовательнее, и мы не должны отставать от современной действительности. Сегодня нужно следить за развитием общества, и за информацией, стараться быть впереди, опережая многие процессы, уметь вовремя направить активный потенциал родителей в нужное русло.
Работа с семьей – это, пожалуй, самая ответственная сторона организации образовательного процесса. В современных условиях детского сада без поддержки и взаимопонимания не обойтись.
Одна из особенностей управления современным детским садом заключается в том, что руководитель ДОУ просто вынужден привлекать к решению проблем учреждения различные социальные институты: родителей, общественность, - иначе не справится с количеством задач по организации функционирования современного образовательного учреждения
Но на вопрос работы с родителями, нельзя смотреть однобоко, так как кроме улучшения материально-технических условий, родители являются первыми педагогами для своих детей и в этом аспекте мы видим наши партнерские начала во взаимоотношениях ДОУ и семьи. В том числе совместном создании «Программы развития».
Как мы сегодня уже понимаем, чтобы родители воспринимали образование не только как готовый продукт, а разделяли ответственность в вопросах воспитания детей, необходимо их активное включение в разработку Программы развития. Сами же требования к программе развития должны быть направлены на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога и родителей.
Таким образом, подготовка ДОУ к переходу на ФГОС ДО влечет за собой существенные изменения в образовательную практику ДОУ. Данный процесс становиться неотъемлемой частью модернизации образования, который в настоящее время является политической и общенациональной задачей российской образовательной политики, направленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Аннотированный список литературы на тему: «Современные проблемы и перспективы дошкольного образования».
1. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для ВПО / Н.В.Матяш. – 2-е изд., доп. – М.: Академия, 2012. – 156 с., табл. – (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование). (в пер.)
В пособии изложены основные теоретические и методические подходы к рассмотрению проектной технологии обучения школьников: категориальный аппарат, принципы, содержание, формы, методы обучения. Раскрыто современное понимание проектного метода обучения школьников, его психологической сущности и междисциплинарного характера использования в образовательном процессе, представлены общие приемы активизации мыслительной деятельности школьников в процессе учебного проектирования, показана возрастная динамика становления проектной деятельности.
2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для ВПО/ А.П.Панфилова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 191 с., ил. – (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование) (в пер.)
В учебном пособии представлено большинство интенсивных обучающих технологий интерактивного характера, активизирующих учебный процесс (имитационные, ролевые игры, тренинги и неимитационные технологии: игровое проектирование, кейс-стадии, мозговой штурм, творческие мастерские, мастер-классы, дискуссии и др.); показана их специфика и особенности проведения, рассмотрены технологии обратной связи, включающие послеигровые дискуссии, рефлексии, дебрифинг; описаны требования к педагогу, ведущему игровое занятие, требования к организации игрового пространства и методическому обеспечению учебного процесса.
3. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для вузов / А.В.Хуторской. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 252[4] с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). (в пер.)
В учебном пособии изложены основы педагогической инноватики - науки о создании, внедрении, освоении и применении новшеств в образовании. Рассмотрены типы нововведений, специфика инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования и реализации педагогических новшеств на разных уровнях - от учебного предмета до модернизации образования в стране. Значительное внимание уделено практике нововведений, примерам конкретных педагогических инноваций.