Файл: Учебник для вузов Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. Москва Академический проект, 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причем язык здесь следует понимать в широком смысле, включая не только естественный язык, но и все типы языков культуры, все разновидности социокодов, закрепляющих и транслирующих социально-исторический опыт.
Сознание, детерминированное социальным бытием и вместе с тем организующее и пронизывающее его, также обретает расширительное толкование. Он уже не сводится преимущественно к логическому мышлению, а включает всю полноту проявлений индивидуального и общественного сознания (волю, эмоциональное переживание мира, веру и т.д.). Познавательные процессы предстают как обусловленные в каждую эпоху характером деятельности и состояниями культуры. Даже когда познание осуществляет прорыв к новым идеям и образам мира, выходящим за рамки культуры своей эпохи, оно детерминировано этой культурой. Сами возможности инноваций определены, с одной стороны, предшествующим развитием познания и практики, вырабатывающими на каждом историческом этапе новые средства познавательной деятельности, а с другой – базисными ценностями культуры, которые либо включают в свой состав, либо исключают ценность инноваций.
Стремление философии найти предельные основания познания и деятельности в классический период выражалось в создании относительно замкнутых философских систем. Каждая из них выдавала свои принципы за абсолютные истины, последние основания бытия. На базе этих принципов создавалась система представлений о мире, включающая понимание природы, человека, человеческого познания, социальной жизни и идеалов общественного устройства. Развитие философии осуществлялось через конкурентную борьбу таких систем, их взаимную критику и порождение новых систем.
В неклассическом подходе отвергается сама возможность создать последнюю и абсолютно истинную систему философского знания. Признание социокультурной обусловленности любого вида познания предполагает, что философия на каждом этапе своей истории детерминирована особенностями культуры своей эпохи, которая определяет те или иные возможности (часто не осознаваемые) и ограничения философского поиска. Эти возможности и границы могут быть раздвинуты в иную историческую эпоху, но там появятся новые детерминанты философского творчества, а значит, его новые и возможности, и ограничения.
1.
Разум и бытие
Она рассматривает познающий разум не как дистанцированный от мира и извне постигающей его, а как находящийся внутри мира. Разум с этой точки зрения не является абсолютно суверенным и беспредпосылочным.
2.
Сознание
Сознание, детерминированное социальным бытием и вместе с тем организующее и пронизывающее его, также обретает расширительное толкование. Он уже не сводится преимущественно к логическому мышлению, а включает всю полноту проявлений индивидуального и общественного сознания (волю, эмоциональное переживание мира, веру и т.д.).
3.
Философские системы
Каждая из них выдавала свои принципы за абсолютные истины, последние основания бытия. На базе этих принципов создавалась система представлений о мире, включающая понимание природы, человека, человеческого познания, социальной жизни и идеалов общественного устройства. Развитие философии осуществлялось через конкурентную борьбу таких систем, их взаимную критику и порождение новых систем.


4.
Место философии
Признание социокультурной обусловленности любого вида познания предполагает, что философия на каждом этапе своей истории детерминирована особенностями культуры своей эпохи, которая определяет те или иные возможности
(часто не осознаваемые) и ограничения философского поиска.
1.2. Философы
Литература:
1. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова,
Д.В.
Бугая.

Москва:
Академический проект,
2005
(
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
)
2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010
(
https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about
)
1.2.1. Ключевые имена
*
Впишите в таблицу имена философов в хронологической последовательности.
Соотнесите их с их ключевыми идеями. Поясните понятие, выделенное жирным
курсивом, в связи с концепцией философа.
Философы:
Фрэнсис Бэкон, Лев Шестов, Жан-Жак Руссо, Пифагор, Николай Кузанский, Иммануил
Кант, Парменид, Фома Аквинский, Рене Декарт, Людвиг Витгенштейн, Мартин
Хайдеггер, Фридрих Ницше, Карл Маркс, Аристотель, Бенедикт Спиноза, Георг
Вильгельм Фридрих Гегель, Плотин, Платон, Томас Гоббс, Эдмунд Гуссерль, Владимир
Соловьев, Дэвид Юм, Демокрит, Георг Вильгельм Лейбниц, Гераклит, Джон Локк,
Сократ.
Ключевые идеи:

Мир порождён эманацией Единого.

Мыслю, следовательно, существую.

Познай самого себя.

Афины олицетворяют логику, а Иерусалим — веру.

Добро, Любовь и Всеединство.

Идолы и ложные понятия сковывают разум.

Всё состоит из атомов.

Пять доказательств бытия Бога.

Бог – это сама природа во всех её проявлениях.

В основе всего – число.

Идея причинности порождена привычкой.

Назад к природе!

Дазайн — сущее, которое обладает способностью вопрошать о бытии

Всё в мире существует по образу идей.

Человек – продукт социальных отношений.


Всё течёт, всё меняется.

Философия – это языковая игра.

Всё стремится к максимуму власти.

Идея вещи заключена в самой вещи.

Всё появляется в соответствии с четырьмя причинами.

Мир – это самораскрытие и самопознание
Абсолютной Идеи

Бог – это круг, центр которого везде, а окружность нигде.

Некогда люди заключили общественный договор

Есть только бытие, а небытия нет.

Рассудок изначально ограничен категориями.

В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах.

Сознание интенционально.

Монады – элементы всех вещей.
Философ
Идея
Понятие
Античная философия
Пифагор
В основе всего – число
Пифагор придавал большое значение числу. Его
философские взгляды в значительной мере
обусловлены
математическими
представлениями.
Он
говорил: «Все
есть
число», «все вещи суть числа», выделяя, таким
образом, лишь одну сторону в понимании мира,
а
именно,
его измеряемость числовым
выражением. Пифагор считал, что число
владеет всеми вещами, в том числе и
нравственными, и духовными качествами. Он
учил (согласно Аристотелю): «Справедливость…
есть число, помноженное само на себя».
Он полагал, что в каждом предмете, помимо
его
изменчивых
состояний,
существует неизменное
бытие, некая
неизменная
субстанция.
Это
и
есть число. Отсюда
основная
идея
пифагореизма: число

основа
всего
сущего. Пифагорейцы видели в числе и в
математических
отношениях
объяснение
скрытого смысла явлений, законов природы.
Гераклит
Всё течёт, всё меняется
У Гераклита
все
изменчиво,
подвижно,
находится в постоянном движении и борьбе. В
мире нет ничего постоянного и устойчивого.
Клеточный состав человеческого тела за жизнь
полностью
сменяется
несколько
раз.
Некоторые клетки меняются в течение дня, но
мы этого не замечаем. Абсолютная и
безостановочная изменяемость всех вещей,
переход противоположностей друг в друга
позволяет считать Гераклита одним из
основоположников диалектики.
Парменид
Есть только бытие, а небытия Парменид первым в истории философии

нет.
обозначил
проблему
бытия.
В
качестве
первоначала, первопричины, первосущности или
«архэ» Парменид полагал именно бытие. При
этом бытие не есть сущность вещи, поскольку
сущность предполагает явление, которое от
сущности отличается. А у Парменида сказано,
что есть только бытие. Что означает вторая
часть данной квинтэссенции: «а не бытия вовсе
нету»? Бытие и небытие не могут быть
противоположностями
(как
у Демокрита
атомы и пустота), противоречие между
которыми снимается в чем-то третьем.
Поскольку истинно только бытие (раз только
оно и есть), то к не бытию относится
заблуждение и все ложное, не имеющее ясного,
истинного основания, поэтому оно должно
быть отброшено.
Сократ
Познай самого себя.
Познай себя" указывает (отсылает) на место,
откуда ты видишь реальное. Свое истинное
положение в жизни.
Демокрит
Всё состоит из атомов.
Атомистическая
теория
Демокрита
распространяется и на истолкование познания.
По Демокриту, процесс познания состоит в
восприятии человеком воздействия на него тел
через соответствующие органы чувств. Это
воздействие проявляется в форме истечения с
поверхности всех вещей копий - мельчайших и
тончайших образов этих вещей. Проникая в
тело человека, образы вещей соприкасаются с
атомами
души
и
вызывают
у
него
соответствующее ощущение внешнего мира.
Демокрит не видит связи чувственного уровня
познания с рациональным рассуждением, резко
отделяет и противопоставляет их друг другу.
Истинное познание, по мнению Демокрита,
достигается только разумом.
Платон
Всё в мире существует по образу идей.
Платон был уверен: то, что мы видим, вовсе не
является
реальностью.
Мы
можем
воспринимать только низший мир, а на самом
деле существует еще и высший, идеальный, и
как раз он является настоящим. В идеальном
мире находятся идеи, или образцы, всех вещей,
существующих
в
мире
материальном.
Например,
все
лошади,
которых
можно
обнаружить в нашем мире, — это лишь слепки с
идеи лошади, обитающей в мире высшем.
Аристотель
1)Идея вещи заключена в самой вещи.
2)Всё появляется в соответствии с четырьмя
причинами.
1)
Идея вещи предшествует самой вещи и
никакая вещь не может возникнуть, если нет
ее идеи. Вещи –
результат,
следствие,
воплощение, образец
той
или
иной идеи,
выполненные в конкретном материале. В этой
мысли заключено основное
содержание


платоновской философии: идея вещи соединяясь
с тем или иным материалом рождает
реальную вещь.
2)
В «Метафизике» и других трудах Аристотель
развивает учение о причинах и первоначалах
всего
сущего.
Причины
эти
таковы:
1) Материя— «то, из чего». Многообразие
вещей, существующих объективно; материя
вечна, несотворима и неуничтожима; она не
может возникнуть из ничего, увеличиться или
уменьшиться в своём количестве; она инертна
и
пассивна.
Бесформенная
материя
представляет
собой
небытие.
Первичнооформленная материя выражена в
виде пяти первоэлементов (стихий): воздух,
вода, земля,огонь и эфир (небесная субстанция).
2) Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель,
а также причина становления многообразных
вещей из однообразной материи. Создает
формы разнообразных вещей из материи Бог
(или ум-перводвигатель). Аристотель подходит
к идее единичного бытия вещи, явления: оно
представляет собою слияние материи и формы.
3) Действующая, или производящая причина —
«то, откуда». Характеризует момент времени,
с которого начинается существование вещи.
Началом всех начал является Бог. Существует
причинная зависимость явления сущего: есть
действующая причина — это энергийная сила,
порождающая нечто в покое универсального
взаимодействия явлений сущего, не только
материи и формы, акта и потенции, но и
порождающей
энергии-причины,
имеющей
наряду с действующим началом и целевой
смысл.
4) Цель, или конечная причина — «то, ради
чего». У каждой вещи есть своя частная цель.
Высшей целью является Благо.
Средневековая философия
Фома
Аквинский
Пять доказательств бытия
Бога.
1. Доказательство через движение означает,
что всё движущееся когда-либо было приведено
в действие чем-то другим, которое в свою
очередь было приведено в движение третьим.
Именно Бог и оказывается первопричиной всего
движения.
2. Доказательство
через
производящую

причину — это доказательство схоже с первым.
Так как ничто не может произвести самого
себя, то существует нечто, что является
первопричиной
всего

это
Бог.
3. Доказательство
через
необходимость —
каждая вещь имеет возможность как своего
потенциального, так и реального бытия. Если
мы предположим, что все вещи находятся в
потенции, то тогда бы ничего не возникло.
Должно быть нечто, что способствовало
переводу вещи из потенциального в актуальное
состояние.
Это
нечто

Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди
говорят о различной степени совершенства
предмета только через сравнения с самым
совершенным. Это значит, что существует
самое красивое, самое благородное, самое
лучшее

этим
является
Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В
мире
разумных
и
неразумных
существ
наблюдается целесообразность деятельности,
а значит, существует разумное существо,
которое полагает цель для всего, что есть в
мире, — это существо мы именуем Богом.
Эпоха Возрождения
Николай
Кузанский
Бог – это круг, центр которого везде, а окружность нигде.
О Боге нельзя ничего сказать; познать Бога
можно лишь на путях апофатического (т.е.
отрица-тельного) богословия. Поэтому чем
больше мы познаем Бога, тем более мы
убеждаемся в том, что мы Его не можем
познать — именно в этом состоит основная
мысль идеи..
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Идолы и ложные понятия сковывают разум.
"Идолы" - это иллюзии, источники ошибок,
происходящие из самой человеческой природы
или отдельных индивидуумов. Их можно
отнести к обществу или к традиции.
Т. Гоббс
Некогда люди заключили общественный
договор.
Люди от природы обладают неотъемлемыми
естественными правами – на свободу, на
имущество, на достижение своих личных целей
и т.п. Но неограниченное пользование этими
правами ведет либо к «войне всех против всех»,
то есть к социальному хаосу; либо же к
установлению такого социального порядка, при
котором одни жестоко и несправедливо
угнетают других, что, в свою очередь,
порождает социальный взрыв и опять-таки
хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане
добровольно отказались от части своих
естественных прав и передали их государству,


которое – под контролем народа – будет
гарантировать
законность,
порядок
и
справедливость.
Р. Декарт
Мыслю, следовательно, существую.
Факт, что человек мыслит, самый очевидный и
самый
достоверный.
Именно
из
факта
мышления вытекает факт существования
Б. Спиноза
Бог – это сама природа во всех её проявлениях.
Бог определяет сам себя и бесконечное число
своих атрибутов. Порядок и связь вещей та же
самая, что порядок и связь идей, потому что в
вещах и идеях выражается одна и та же
божественная сущность.
Дж. Локк
1)Некогда люди заключили общественный
договор.
2)В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах.
1)
Люди от природы обладают неотъемлемыми
естественными правами – на свободу, на
имущество, на достижение своих личных целей
и т.п. Но неограниченное пользование этими
правами ведет либо к «войне всех против всех»,
то есть к социальному хаосу; либо же к
установлению такого социального порядка, при
котором одни жестоко и несправедливо
угнетают других, что, в свою очередь,
порождает социальный взрыв и опять-таки
хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане
добровольно отказались от части своих
естественных прав и передали их государству,
которое – под контролем народа – будет
гарантировать
законность,
порядок
и
справедливость.
2)
Познание начинается с воздействия внешнего
мира на органы чувств человека, и у него
возникают
определенные
ощущения
и
восприятия. От рождения сознание человека
представляет из себя «чистый лист бумаги».
Все, что он узнает – это приобретенное в
результате взаимодействия органов чувств с
окружающим миром. Таким образом, все знания,
заблуждения человек получает из чувственного
опыта.
Г. Лейбниц
Монады – элементы всех вещей.
Монады как исходные начала всего сущего
просты и неделимы, это "истинные атомы
природы", "элементы вещей", которые, однако,
не обладают протяженностью и фигурой, и в
силу этого есть "метафизические точки",
"духовные единицы бытия". Монады вечны и
неуничтожимы, они не могут возникнуть или
погибнуть естественным путем.
Эпоха Просвещения

Дэвид Юм
Идея причинности порождена привычкой.
Согласно Юму, между причиной и следствием не
существует логической связи, каузальная связь
обнаруживается только в опыте. До опыта все
может быть причиной всего, однако опыт
обнаруживает
три
обстоятельства,
неизменно соединяющих данную причину с
данным следствием: смежность во времени и
пространстве,
первичность
во
времени,
постоянство связи. Веру в единообразный
порядок
природы,
причинно-следственный
процесс нельзя доказать, однако благодаря ей
становится возможным само рациональное
мышление. Таким образом, не разум, а привычка
становится нашим руководителем в жизни.
Жан-Жак
Руссо
1)Назад к природе.
2)Некогда люди заключили общественный
договор.
1)
Руссо подчеркивал, что с появлением
государства развитие общества стало еще
более противоречивым и конфликтным,
воедино переплелись экономическое и
политическое неравенство, появилось деление
на господ и рабов. Сформировалась
«цивилизация неравенства», сутью которой
стало насилие человека над человеком,
враждебность и отчуждение во
взаимоотношениях между людьми.
Угнетающей силой проявила себя и религия,
возникшая в результате прямого обмана
народных масс. В такой ситуации лишь
антидеспотический переворот или широкое
восстание народа смогут восстановить
существовавшее ранее «естественное»
состояние общества.
2)
Люди от природы обладают неотъемлемыми
естественными правами – на свободу, на
имущество, на достижение своих личных целей
и т.п. Но неограниченное пользование этими
правами ведет либо к «войне всех против всех»,
то есть к социальному хаосу; либо же к
установлению такого социального порядка, при
котором одни жестоко и несправедливо
угнетают других, что, в свою очередь,
порождает социальный взрыв и опять-таки
хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане
добровольно отказались от части своих
естественных прав и передали их государству,
которое – под контролем народа – будет
гарантировать законность, порядок и
справедливость.