Файл: Программа среднего профессионального образования Право и организация социального обеспечения соо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономный некоммерческая организация профессионального образования «Открытый социально-экономический колледж»
Программа среднего профессионального образования
«Право и организация социального обеспечения СОО»
Дисциплина: Литература СОО (2 часть)
Практическое задание: к Разделу 5
Выполнил:
Трофимова. М.А
Преподаватель:
Лукашина. О.А
Тула_2023
Задание 1. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой, выполните анализ фрагмента по предложенному плану.
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкой базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной – непременно –
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться – мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично – на каком
Не понимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья – он,
А я – до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все – равны, мне все – равно,
И, может быть, всего равнее –
Роднее бывшее – всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты – как рукой сняло:
Душа, родившаяся – где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей – поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если на дороге – куст
Встает, особенно – рябина…
(М.И. Цветаева, 1934 г.)
План анализа.
-
В строках «Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи» использован прием, при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением. Назовите этот прием.
Сравнения
-
Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный», «зоркий»).
Эпитет
-
Как называется созвучие стихотворных строк (например, в первой строфе: «давно – равно», «морока – одинокой»)?
Рифма
-
Что символизирует в стихотворении Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» куст рябины и у кого из русских поэтов Серебряного века звучит ностальгическая тема?
Куст Рябины символизирует ностальгию по Родине. В стихотворении "Шаганэ ты моя, Шаганэ!.." С.А. Есенина также звучит ностальгическая тема.
Задание 2. Выполните краткий обоснованный анализ произведений М. Горького по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).
Тема 1. В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
Тема 2. Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда?
Тема 3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» автор знакомит читателей с персонажами рассказов пожилой женщины. В первом рассказе автор осуждает людскую гордыню, злость, надменность, присущие Ларре. Одиночество и горе – вечные спутники героя, превратившегося в тень. В легенде о Данко автор прославляет лучшие черты человека – храбрость, самопожертвование, милосердие.
Тема 4. Каков символический образ, отраженный в названии знаменитой пьесы М. Горького о «ночлежной» жизни?
Тема 5. Торжествует ли «правда» Бубнова в финале пьесы М. Горького «На дне»?
Задание 3. Прочитайте фрагмент из рассказа И. Бунина «Чистый понедельник», выполните анализ фрагмента по предложенному плану.
В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским. Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван... Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком
, – я не мог отвести восторженных глаз от ее лица. А она говорила, вынимая платочек из душистой муфты:
– Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица. Три руки! Ведь это Индия! Вы – барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву.
– Могу, могу! – отвечал я. – И давайте закажем обед силен!
– Как это "силен"?
– Это значит – сильный. Как же вы не знаете? "Рече Гюрги..."
– Как хорошо! Гюрги!
– Да, князь Юрий Долгорукий. "Рече Гюрги ко Святославу, князю Северскому: "Приди ко мне, брате, в Москову" и повеле устроить обед силен".
– Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь – вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский! <…>
И я уже рассеянно слушал, что она говорила дальше. А она говорила с тихим светом в глазах:
– Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу. "Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном..."
Я шутя сделал страшные глаза:
– Ой, какой ужас!
Она, не слушая, продолжала:
– Так испытывал ее Бог. "Когда же пришло время ее благостной кончины, умолили Бога сей князь и княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в едином гробу. И велели вытесать в едином камне два гробных ложа. И облеклись, такожде единовременно, в монашеское одеяние..."
И опять моя рассеянность сменилась удивлением и даже тревогой: что это с ней нынче?
(И.А. Бунин, «Чистый понедельник».)
План анализа:
-
В чем заключается разность духовного мира героя и героини и как эта разница определила их дальнейшую судьбу?
Разность духовного мира героя и героини приводит к их расставанию. Девушка религиозная и набожная, а её возлюбленный с иронией воспринимает все её слова.
-
Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием?
Сравнение.
-
Назовите форму художественной речи – обмен репликами между персонажами, которую использует И.А. Бунин.
Диалог.
-
Как называется резкое противопоставление предметов или явлений в произведении («внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским»)?
Антитеза.
-
Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»).
Портрет.