Файл: Перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине Банковское дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перечень вопросов для подготовки к зачету
по дисциплине «Банковское дело»
-
Порядок создания и регистрации коммерческого банка.
Банки образуются на основе любой формы собственности, предусмотренной законодательством России.
Основным нормативным документом, регламентирующим процедуру создания кредитных организаций в России, является Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
В качестве учредителей коммерческого банка могут выступать юр. и физ. лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.
Коммерческий банк считается созданным и приобретает права юр. лица после регистрации его устава в ЦБ РФ. Юр-им документом на совершение круга банковских операций является лицензия, выдаваемая Центральным банком России.
I этап
Первым шагом в создании банка является подписание инициаторами учредительного договора.
В учредительном договоре отражаются: | - сведения об учредителях; - организационно-правовая форма банка; - предполагаемый размер уставного капитала; - доля учредителей в уставном капитале; - ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств; - наименование банка и его местонахождения; - другие вопросы, регламентирующие отношения между учредителями. |
Минимальный Размер уставного капитала | |
1 миллиард рублей | Для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией |
300 миллионов рублей | Для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией |
90 миллионов рублей | Для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской организации - центрального контрагента |
300 миллионов рублей | Для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента |
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение 3 лет со дня его государственной регистрации.
При формировании уставного фонда банка не только за счет денежных средств, но и имущества учредителей, к учредительному договору прилагается перечень имущества учредителей передаваемого на баланс банка.
Окончательное решение о создании банка принимается на учредительном собрании.
На учредительном собрании утверждаются подготовленные учредительные документы, избирается Совет банка, ревизионная комиссия и правление банка.
Собрание признается состоявшимся лишь при присутствии всех учредителей.
Избрание Совета банка осуществляется простым большинством, а для утверждения устава необходимо набрать не менее 3/4 голосов. Решения собрания оформляются протоколом.
Для регистрации коммерческого банка учредители представляют в Главное управление Центрального банка по месту своего нахождения, но не позднее чем через 3 месяца после проведения учредительного собрания, следующие документы:
-
Ходатайство о регистрации устава и выдаче лицензии на совершение банковских операций за подписью председателя Совета банка. -
Устав банка, утвержденный собранием акционеров (пайщиков), за подписью Председателя Совета Банка или уполномоченного на это собранием или Советом банка лица. -
Учредительный договор и подписные листы участников, подписанные участниками банка и заверенные их печатями. (Подписи физических лиц, а также организаций, временно не располагающих печатями удостоверяются нотариально). -
Протокол учредительного собрания, содержащий решения о создании банка, учреждении устава, избрании Совета банка, ревизионной комиссии и исполнительного органа (совета директоров, правления) банка. -
Список пайщиков или акционеров банка с указанием их:
-полных наименований и ведомственной принадлежности;
-почтовых адресов и телефонов;
-платежных реквизитов;
-размеров вносимых паев, а также доли в предполагаемом уставном капитале, подписанный Председателем Совета банка. (Отдельно выделяются сведения по учредителям). На долю учредителей должно приходиться не менее 25% паевого взноса в уставном капитале банка).
-
Заключение аудиторской организации о финансовом положении участников банка (контрольно-ревизионной службы Министерства финансов, Центрального банка, вышестоящих организаций, или независимых от проверяющих организаций служб, которые уполномочены осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности). -
Декларации о доходах (для физических лиц - участников банка). -
Экономическое обоснование создания банка, включая расчетный баланс банка на конец его первого года работы и расчет плана доходов, расходов и прибыли банка на первый год его деятельности. -
Справка о фактической задолженности по ссудам и остаткам средств на расчетных, депозитных и других счетах юридических и физических лиц, принимаемых на обслуживание банком с указанием банка, в котором они обслуживались ранее. -
Копия платежного документа, подтверждающего внесение в бюджет платы за регистрацию банка. -
Данные о руководителях банка (председателе, директоре), главном бухгалтере, их заместителях, заверенные подписью председателя Совета банка.
Центральный банк РФ рассматривает ходатайство банков о выдаче им лицензий на проведение банковских операций и регистрации их Уставов в срок, не превышающий 3 месяцев с момента получения всех предусмотренных для этого документов.
Сообщение о регистрации публикуется Центральным банком РФ в печати.
Банк России вправе отказать в государственной регистрации и выдаче лицензии на проведение банковских операций по следующим основаниям:
- в состав учредителей банка включены юридические или физические лица, которым запрещено формировать уставный капитал банка;
- размер уставного капитала не отвечает установленным требованиям Банка России;
- неоплата в срок взносов в уставный капитал;
- оплата взноса в уставный капитал произведена одним из учредителей за счет привлеченных, а не собственных средств;
- учредительные документы не соответствуют действующему законодательству;
- финансовое положение учредителей (по заключению аудиторской организации) признано неудовлетворительным;
- кандидатуры руководителей исполнительного органа коммерческого банка не отвечают уставным требованиям.
В случаях отказа в регистрации учредители извещают об этом письменно в течение недели после принятия данного решения. При этом средства с временного расчетного счета возвращаются учредителям (за исключением госпошлины за регистрацию).
Территориальное учреждение Банка России:
- направляет учредителям уведомление о регистрации кредитной организации с указанием реквизитов кор. счета с требованием оплаты 100% уставного капитала в месячный срок;
- ведет реестр выданных свидетельств о регистрации кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории, в котором указываются наименование кредитной организации, дата ее государственной регистрации, регистрационный номер, дата выдачи свидетельства о регистрации кредитной организации;
- выдает один экземпляр свидетельства кредитной организации и ее устава председателю совета или другому уполномоченному лицу под расписку.
Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.
Кредитная организация имеет круглую печать со своим фирменным наименованием и указанием характера деятельности посредством использования слова «банк» или «небанковская кредитная организация», а также места ее нахождения.
После этого нотариально заверенная копия зарегистрированного устава коммерческого банка в десятидневный срок (после регистрации) подлежит представлению этим банком в налоговую инспекцию. Помимо этого банк обязан пройти регистрацию в местном органе Пенсионного фонда и в Главном вычислительном центре Центрального банка для включения его в систему расчетов.
IV этап
В течение одного месяца после регистрации кредитной организации ее учредители должны оплатить 100% уставного капитала.
Для подтверждения фактической оплаты уставного капитала кредитная организация представляет в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты: балансы, платежные поручения, акты приема-передачи имущества учредителя на баланс кредитной организации, свидетельство о праве собственности кредитной организации на здание (помещение), переданное учредителем в качестве оплаты доли в уставном капитале кредитной организации.
В срок, не превышающий 1 месяц, кредитная организация, созданная в форме акционерного общества, направляет в Банк России документы для регистрации отчета об итогах первого выпуска акций в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ» от 22.07.2002 г.
На основании полученных от кредитной организации документов подразделение территориального учреждения Банка России, осуществляющее лицензирование банковской деятельности, в срок, не превышающий десяти дней, проверяет правомерность оплаты уставного капитала и направляет заключение в подразделение, осуществляющее регистрацию выпусков акций.
По кредитным организациям, созданным в форме обществ с ограниченной ответственностью, подразделение территориального учреждения Банка России, осуществляющее лицензирование банковской деятельности, направляет в Банк России заключение о правомерности оплаты уставного капитала после соответствующей проверки.
Документы кредитной организации, подтверждающие оплату 100% уставного капитала, хранятся в территориальном учреждении Банка России по месту нахождения кредитной организации.
V этап
Подтверждение своевременной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Кредитные организации могут осуществлять банковские операции на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:
1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
2) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии этой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
3) лицензия на привлечение денежных средств во вклады и размещение драгоценных металлов.
При расширении деятельности кредитной организации могут выдаваться лицензии, дающие право на осуществление большего объема операций, а также Генеральная лицензия.
После получения заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала Банк России в течение 3 рабочих дней принимает решение о выдаче лицензии и направляет территориальному учреждению два экземпляра подписанной лицензии на осуществление кредитной организацией банковских операций.
-
Виды лицензий Банка России для проведения банковских операций. -
Операции и сделки коммерческих банков. -
Пассивные операции коммерческих банков. -
Активные операции коммерческих банков. -
Организация работы с денежной наличностью коммерческого банка. -
Порядок кассового обслуживания клиентов. -
Организация безналичных расчетов в РФ. -
Виды счетов, открываемых в коммерческом банке. Порядок открытия и ведения счетов. -
Формы безналичных расчетов. -
Депозитные операции коммерческого банка. -
Система страхования вкладов. Обязательное резервирование. -
Виды кредитов, выдаваемых коммерческими банками. -
Кредиты Банка России. -
Этапы кредитного процесса. -
Кредитная политика коммерческого банка.
Виды банковских лицензий
Банк России выдает 8 видов лицензий на осуществление банковских операций:
- лицензия на проведение банковских операций со средствами в рублях без права привлечения средств физических лиц;