Файл: Мбоу сош мкр. Вынгапуровский расположена в более чем 90 километрах от города.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Моделирование проекта «Ранняя профилизация в общеобразовательной школе» обусловлено объективными процессами происходящими в современном обществе.

Одним из важнейших этапов модернизации образования стала профилизация школы, оказавшаяся более сложной в практической реализации, чем представлялось вначале.

Шаги по пути организации профильного обучения выявили принципиальные затруднения, касающиеся поиска и апробации совокупности моделей реализации, проблему выбора путей осуществления, т.е. способов и механизмов перевода школы из наличного состояния в иное, более сложное, описываемое термином «профильная (профилизированная) школа».

На современном этапе общество предъявляет все больше требований к современной молодежи в плане образования. Основная педагогическая идея профилизации школы заключается в том, чтобы обеспечить реальную дифференциацию, личностное и профессиональное самоопределения обучаемого в образовательном процессе.

Профессиональная ориентация школьников является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы.

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский расположена в более чем 90 километрах от города.

Обучающиеся не имеют возможности использовать возможности получения образования в городе вследствие отдаленности. Поэтому автор проекта предлагает создать систему занятий для инициативного участия каждого обучающегося в специфических видах деятельности во время классных часов и мероприятий, которые обеспечивают развитие рефлексивных действий и овладение ими различными инструментальными средствами (технологии работы с информацией, а также объектами материальной и нематериальной культуры), нацеливая в конечном счете на дальнейшее образование и профессиональную деятельность. Система занятий будет способствовать решению следующих проблем:

Непонимание обучающимися собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

Неумение проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

Развитие способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки;


Обеспечение знакомства с общими способами работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона проживания обучающегося и страны в целом.

Таким образом, перед нами встает проблема: существующие организационно – педагогические условия и содержание образования не соответствуют ведущей деятельности юношеского периода жизни человека – самоопределению и связанное с ним проектирование и планирование своей индивидуальной траектории.

II. Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Объект исследования: образовательный процесс в 1-11 классах.

Предмет исследования: организация занятий и мероприятий по ранней профилизации обучающихся.

Гипотеза исследования: получение прогнозируемых результатов (взвешенный, самостоятельный выбор профессиональной деятельности, сформированность психологической готовности к профессиональному самоопределению)будет достигнуто при условии организации регулярных занятий по профилизации, создание образовательного пространства на основе деятельностного подхода.

Задачи проекта:

Предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;

Ознакомление обучающихся с природными задатками человека и условиями их развития;

Выявление природных задатков и трансформации их в способности;

Ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;

Выявление совместно с обучающимися последствия ошибки в выборе профессии;

Выработка навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.

III. Этапы реализации проекта

Аналитический этап (2011-2012 учебный год)

Выявление основных проблем по организации ранней профилизации;

Создание банка данных материалов для классных часов и мероприятий для обучающихся 1-11 классов;

Проектный этап (2011-2012 учебный год)

Составление плана совместных мероприятий для обучающихся по параллелям, подбор педагогических кадров;

Создание приложений к проекту с тематикой и сценариями мероприятий и классных часов для обучающихся 1-11 классов.



Практический этап (2012-2013 учебный год)

Организация деятельности по профилизации обучающихся;

Создание рабочих планов;

Разработка и внедрение формы оценки успешности - «зачетная книжка».

Рефлексивно-диагностический этап (2013 год)

Анализ результатов проекта;

Внутренняя и внешняя экспертиза;

Корректировка проекта;

IV. Содержание и механизмы реализации проекта

4.1. Организационно-методические условия обучения

Образовательный процесс в школе дополняется в соответствии с поставленными целями и задачами. План работы классных руководителей формируется на учебный год с учетом мероприятий по профилизации для класса и параллели.

Профилизация осуществляется на основе существующего банка данных, с использованием дополнительной литературы и соответствующих рекомендаций.

В 1-4 классах основным содержанием занятий на классных часах по профилизации являются:

Прививать любовь к труду и уважение к людям труда;

Предоставлять информации по профессиям для ознакомления с привлечением родителей (Вербальная и визуальная информация даются в комплексе с практической отработкой (в играх – упражнениях).

Заложить основы проектирования и проектной деятельности;

Изучать с помощью педагога психолога склонность детей по типу темперамента к той или иной профессии, а также интересы и склонности обучающихся;

Подчеркивать значимость трудовой деятельности на всех уроках в начальной школе, воспитывать чувство ответственности за свою работу (На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, природоведения, трудового обучения, изобразительного искусства, физической культуры, музыки учащиеся знакомятся с различными профессиями, а учитель пытается донести до сознания детей важность и значимость каждой профессии. На уроках трудового обучения особое внимание уделяется сравнению и выделению особенностей содержания различных профессий.);

В 5-9 классах основным содержанием занятий на классных часах по профилизации являются:

Знакомить обучающихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;

Формировать у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений;

Побуждать к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки через учебную и воспитательную работу;


Создать условия по овладению знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальными представлениями о мире профессий.

Развивать интересы и склонности, способности обучающихся, накопление ими практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентировать на выбор профиля в школе III ступени;

Формировать у обучающихся умения объективно оценивать свои природные данные, осуществить выбор профиля, соответствующего способностям и интересам;

Оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении обучающимися опыта, связанного с профессиональным становлением;

Развивать познавательные и профессиональные умения и знания, ключевые компетенций, обеспечивающие успешность в будущей профессиональной деятельности;

Формировать способность принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, возможных вариантов получения профессии.

В 10-11 классах основным содержанием занятий на классных часах по профилизации являются:

Создание системы мероприятий, направленных на самопознание (педагогическая и психологическая диагностика);

Профориентационная работа, развитие способностей к социальному самоопределению учащихся;

Развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность);

Обеспечение информационной поддержки самообразования с помощью электронных банков, сети Internet;

Проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов;

Использование рейтинговых оценок;

Вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся;

Обеспечение ориентации на рынок труда;

Создание условия кооперации старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования (дистанционно);

4.2. Технологии

В образовательном процессе школы будут использоваться следующие технологии:

Проектная технология – самостоятельное формулирование учебной проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, выводы и анализ. Общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.


Деловые и организационно-деятельный игры – объединение в малые группы, наличие общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.

Мозговой штурм – поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы.

Портфолио – фиксированное, накопление и система оценивания, самооценивания и оценивания с помощью различных экспертов индивидуальных достижений.

Такие технологии обеспечат: индивидуализацию образовательного процесса, преемственность процесса профилизации, формирование базовых компетенций, мотивацию на продолжения обучения, переход к самообразованию.

4.3 План введения ранней профилизации

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно – управленческое обеспечение

- разработка модели ранней профилизации;

- разработка модели организационной структуры управления системой профильного обучения;

- коррекция содержания деятельности психологической и социально-педагогической служб в соответствии с целями и задачами профильного обучения;

2012-13

Заместитель директора по УВР

Информационноеобеспечение

- создание буклетов в редакции школьной газеты по освещению вопросов ранней профилизации;

- проведение презентаций отдельных мероприятий на выставке в библиотеке;

- создание и пополнение информационной базы по содержанию и всем направлениям профилизации;

- использование INTERNET для обеспечения оперативного обновления информации по содержанию и организации ранней профилизации;

- создание системы обмена информацией между участниками образовательного процесса;

- подготовка информационного сборника материалов по организации ранней профилизации в школе.

2012-13

Редакция школьной газеты

Педагог-психолог школы

Зав. Библиотекой

Заместитель директора по УВР

Нормативно-правовое обеспечение

- создание Положения о ранней профилизации;

- издание приказов и распоряжений по введению ранней профилизации;

- работа по коррекции и текущему обновлению нормативно-правовых документов школы в соответствии с реальными возможностями и потребностями воспитательного процесса – по мере изменения содержания целей и задач деятельности;

2012-2013

Заместитель директора по УВР