Файл: Протокол от 2023г. Согласовано Зам директора по ур (Христофорова Е. А.) 2023 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сэргэ-Бэсская основная общеобразовательная школа имени Максима Николаевича Сибирякова»
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол № от « »_________2023г. | «Согласовано» Зам.директора по УР: ______(Христофорова Е.А.) « »___________2023 г. | «Утверждено» Директор школы: ______(Борохина М.Э.) « »___________2023 г. |
Рабочая программа по истории
для 5 класса
Срок реализации: 1 год
(по программе Авторской рабочей программы А.А. Вигасина)
Составитель рабочей программы:
Винокуров Герасим Васильевич,
Учитель истории
2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «История» предназначена для обучающихся 5 класса МБОУ «Сэргэ-Бэсская ООШ им. М.Н. Сибирякова» и разработана на основе:
-
Авторской рабочей программы к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицской «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / авт.-сост. А.А. Вигасин. — М.: Просвещение» 2020. -
Учебника: А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицской Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин ; под ред. А.А. Искандерова – 11-е изд. – М.: «Прсвещение», 2020. -
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сэргэ-Бэсская ООШ им. М.Н. Сибирякова» на 2023-2024 учебный год.
Программа ориентирована на УМК: Вигасин А.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение , 2020.
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Данная программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).
Цель обучения истории — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Исходя из цели, вытекают следующие
задачи:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы: Всего по учебному плану МБОУ «Сэргэ-Бэсская ООШ им. М.Н. Сибирякова» на изучение предмета история в 5 классе в 2023-2024 учебном году отведено 70 часов. В связи с особенностями календарного планирования (выходные праздничные дни:) в этом учебном году планирую провести 70 ч. путем тематического уплотнения учебного материала.
Для организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся всего предусмотрено: контрольных работ - 3 час, итоговая контрольная работа – 1, проектная работа - 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Истории» в 5 классе
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:
-
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; -
представление о видах идентичности, актуальных для становления человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»; -
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; -
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:
-
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми; -
готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги; -
умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира пятиклассниками включают в себя:
-
целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; -
яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира; -
способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого; -
умения датировать важнейшие события и процессы в истории Древнего мира, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций, определять их последовательность и длительность, соотносить годы с веками и тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»; -
умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника; -
умения комплексно характеризовать важные факты истории Древнего мира (время, место, участники, причины, следствия, характер событий), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам (исторические периоды, этапы развития, формы гос. устройства); -
умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным в задании вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; -
умения различать в учебном тексте факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; -
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Содержание учебного предмета «Истории» с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Как работать с учебником
Откуда мы знаем, как жили наши предки
Глава 1. Счёт лет в истории
Первобытность
Глава 2. Первобытные собиратели и охотники
§1. Древнейшие люди
§2. Родовые общины охотников и собирателей
§3. Возникновение искусства и религиозных верований
Глава 3. Первобытные земледельцы и скотоводы
§4. Возникновение земледелия и скотоводства
§5. Появление неравенства и знати
Древний Восток
От первобытности к цивилизации
Глава 4. Древний Египет
§6. Государство на берегах Нила
§7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
§8. Жизнь египетского вельможи
§9. Военные походы фараонов
§10. Религия древних египтян
§11. Искусство Древнего Египта
§12. Письменность и знания древних египтян
Глава 5. Западная Азия в древности
§13. Древнее Двуречье
§14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
§15. Финикийские мореплаватели
§16. Библейские сказания
§17. Древнееврейское царство
§18. Ассирийская держава
§19. Персидская держава «царя царей»
Глава 6. Индия и Китай в древности
§20. Природа и люди Древней Индии
§21. Индийские касты
§22. Чему учил китайский мудрец Конфуций
§23. Первый властелин единого Китая
Древняя Греция
Глава 7. Древнейшая Греция
§24. Греки и критяне
§25. Микены и Троя
§26. Поэма Гомера «Илиада»
§27. Поэма Гомера «Одиссея»
§28. Религия древних греков
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
§29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
§30. Зарождение демократии в Афинах
§31. Древняя Спарта
§32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей
§33. Олимпийские игры в древности
§34. Победа греков над персами в Марафонской битве
§35. Нашествие персидских войск
Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии
§36. В гаванях афинского порта Пи рей
§37. В городе богини Афины
§38. В афинских школах и гимназиях
§39. В афинском театре
§40. Афинская демократия при Перикле
Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э
§41. Города Эллады подчиняются Македонии
§42. Поход Александра Македонского на Восток
§43. В Александрии Египетской
Древний Рим
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
§44. Древнейший Рим
§45. Завоевание Римом Италии
§46. Устройство Римской республики
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
§47. Вторая война Рима с Карфагеном
§48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье
§49. Рабство в Древнем Риме
Глава 13. Гражданские войны в Риме
§50. Земельный закон братьев Гракхов
§51. Восстание Спартака
§52. Единовластие Цезаря
§53. Установление империи
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры
§54. Соседи Римской империи
§55. В Риме при императоре Нероне
§56. Первые христиане и их учение
§57. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э
§58. Вечный город и его жители
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
§59. Римская империя при Константине
§60. Взятие Рима варварами
Семь чудес света
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, групповая, работа в парах, фронтальная и проектная деятельность.
Виды учебной деятельности:
-
Работа с текстом параграфа; -
Анализ исторического источника; -
Пересказ фрагментов параграфа; -
Участие в дискуссии; -
Рефлексия.
Календарно-тематическое планирование по предмету «История» в 5 классе
№ | Тема урока | Количество часов на тему | Дата | Примечание | | ||||
По плану | По факту | | |||||||
1 | Глава 1. Счёт лет в истории | | | | | | |||
Первобытность. | | ||||||||
2 | Глава 2. Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди | | | | | | |||
3 | Родовые общины охотников и собирателей | | | | | | |||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | | | | | | |||
5 | Глава 3. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства | | | | | | |||
6 | Появление неравенства и знати | | | | | | |||
Древний Восток | | ||||||||
7 | Глава 4. Древний Египет Государство на берегах Нила | | | | | | |||
8 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | | | | | | |||
9 | Жизнь египетского вельможи | | | | | | |||
10 | Военные походы фараонов | | | | | | |||
11 | Религия древних египтян | | | | | | |||
12 | Искусство Древнего Египта | | | | | | |||
13 | Письменность и знания древних египтян | | | | | | |||
14 | Глава 5. Западная Азия в древности Древнее Двуречье | | | | | | |||
15 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | | | | | | |||
16 | Контрольная работа №1 | | | | | | |||
17 | Финикийские мореплаватели | | | | | | |||
18 | Библейские сказания | | | | | | |||
2 четверть | | ||||||||
19 | Древнееврейское царство | | | | | | |||
20 | Ассирийская держава | | | | | | |||
21 | Персидская держава «царя царей» | | | | | | |||
22 | Глава 6. Индия и Китай в древности Природа и люди Древней Индии | | | | | | |||
23 | Индийские касты | | | | | | |||
24 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | | | | | | |||
25 | Первый властелин единого Китая | | | | | | |||
Древняя Греция | | ||||||||
26 | Глава 7. Древнейшая Греция Греки и критяне | | | | | | |||
27 | Микены и Троя | | | | | | |||
28 | Поэма Гомера «Илиада» | | | | | | |||
29 | Поэма Гомера «Одиссея» | | | | | | |||
30 | Религия древних греков | | | | | | |||
31 | Контрольная работа №2 | | | | | | |||
32 | Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | | | | | | |||
3 четверть | | ||||||||
33 | Зарождение демократии в Афинах | | | | | | |||
34 | Древняя Спарта | | | | | | |||
35 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | | | | | | |||
36 | Олимпийские игры в древности | | | | | | |||
37 | Победа греков над персами в Марафонской битве | | | | | | |||
38 | Нашествие персидских войск | | | | | | |||
39 | Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии В гаванях афинского порта Пи рей | | | | | | |||
40 | В городе богини Афины | | | | | | |||
41 | В афинских школах и гимназиях | | | | | | |||
42 | В афинском театре | | | | | | |||
43 | Афинская демократия при Перикле | | | | | | |||
44 | Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э | | | | | | |||
45 | Поход Александра Македонского на Восток | | | | | | |||
46 | В Александрии Египетской | | | | | | |||
Древний Рим | | ||||||||
47 | Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Древнейший Рим | | | | | | |||
48 | Завоевание Римом Италии | | | | | | |||
49 | Устройство Римской республики | | | | | | |||
50 | Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья Вторая война Рима с Карфагеном | | | | | | |||
51 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье | | | | | | |||
52 | Контрольная работа №3 | | | | | | |||
53 | Рабство в Древнем Риме | | | | | | |||
54 | Глава 13. Гражданские войны в Риме Земельный закон братьев Гракхов | | | | | | |||
55 | Восстание Спартака | | | | | | |||
56 | Единовластие Цезаря | | | | | | |||
57 | Установление империи | | | | | | |||
58 | Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры Соседи Римской империи | | | | | | |||
59 | В Риме при императоре Нероне | | | | | | |||
60 | Первые христиане и их учение | | | | | | |||
61 | Расцвет империи во II веке н.э. | | | | | | |||
62 | Вечный город и его жители | | | | | | |||
63 | Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи Римская империя при Константине | | | | | | |||
64 | Взятие Рима варварами | | | | | | |||
65 | Семь чудес света | | | | | | |||
66 | Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру | | | | | | |||
67 | Проектная работа | | | | | | |||
68 | Итоговая работа №4 | | | | | | |||
69 | Работа над ошибками | | | | | | |||
70 | Повторение пройденных материалов | | | | | |