Файл: Протокол от 2023г. Согласовано Зам директора по ур (Христофорова Е. А.) 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сэргэ-Бэсская основная общеобразовательная школа имени Максима Николаевича Сибирякова»



Рассмотрено

на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол №

от « »_________2023г.

«Согласовано»

Зам.директора по УР:

______(Христофорова Е.А.)

« »___________2023 г.

«Утверждено»

Директор школы:

______(Борохина М.Э.)

« »___________2023 г.

Рабочая программа по истории

для 5 класса

Срок реализации: 1 год

(по программе Авторской рабочей программы А.А. Вигасина)

Составитель рабочей программы:

Винокуров Герасим Васильевич,

Учитель истории

2023


Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «История» предназначена для обучающихся 5 класса МБОУ «Сэргэ-Бэсская ООШ им. М.Н. Сибирякова» и разработана на основе:

  • Авторской рабочей программы к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицской «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / авт.-сост. А.А. Вигасин. — М.: Просвещение» 2020.

  • Учебника: А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицской Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин ; под ред. А.А. Искандерова – 11-е изд. – М.: «Прсвещение», 2020.

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сэргэ-Бэсская ООШ им. М.Н. Сибирякова» на 2023-2024 учебный год.

Программа ориентирована на УМК: Вигасин А.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение , 2020.

Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Данная  программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).

Цель обучения истории — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Исходя из цели, вытекают следующие
задачи:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

- формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Описание места учебного предмета в учебном плане школы: Всего по учебному плану МБОУ «Сэргэ-Бэсская ООШ им. М.Н. Сибирякова» на изучение предмета история в 5 классе в 2023-2024 учебном году отведено 70 часов. В связи с особенностями календарного планирования (выходные праздничные дни:) в этом учебном году планирую провести 70 ч. путем тематического уплотнения учебного материала.

Для организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся всего предусмотрено: контрольных работ - 3 час, итоговая контрольная работа – 1, проектная работа - 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Истории» в 5 классе

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

  • способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми;

  • готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

  • умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах.


Предметные результаты изучения истории Древнего мира пятиклассниками включают в себя:

  • целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

  • способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;

  • умения датировать важнейшие события и процессы в истории Древнего мира, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций, определять их последовательность и длительность, соотносить годы с веками и тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;

  • умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

  • умения комплексно характеризовать важные факты истории Древнего мира (время, место, участники, причины, следствия, характер событий), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам (исторические периоды, этапы развития, формы гос. устройства);

  • умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным в задании вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

  • умения различать в учебном тексте факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.




Содержание учебного предмета «Истории» с указанием форм организации учебных занятий,

основных видов учебной деятельности

Как работать с учебником
Откуда мы знаем, как жили наши предки

Глава 1. Счёт лет в истории

Первобытность
Глава 2. Первобытные собиратели и охотники
§1. Древнейшие люди
§2. Родовые общины охотников и собирателей
§3. Возникновение искусства и религиозных верований
Глава 3. Первобытные земледельцы и скотоводы
§4. Возникновение земледелия и скотоводства
§5. Появление неравенства и знати

Древний Восток
От первобытности к цивилизации
Глава 4. Древний Египет
§6. Государство на берегах Нила
§7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
§8. Жизнь египетского вельможи
§9. Военные походы фараонов
§10. Религия древних египтян
§11. Искусство Древнего Египта
§12. Письменность и знания древних египтян
Глава 5. Западная Азия в древности
§13. Древнее Двуречье
§14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
§15. Финикийские мореплаватели
§16. Библейские сказания
§17. Древнееврейское царство
§18. Ассирийская держава
§19. Персидская держава «царя царей»
Глава 6. Индия и Китай в древности
§20. Природа и люди Древней Индии
§21. Индийские касты
§22. Чему учил китайский мудрец Конфуций
§23. Первый властелин единого Китая
Древняя Греция
Глава 7. Древнейшая Греция
§24. Греки и критяне
§25. Микены и Троя
§26. Поэма Гомера «Илиада»
§27. Поэма Гомера «Одиссея»
§28. Религия древних греков
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
§29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
§30. Зарождение демократии в Афинах
§31. Древняя Спарта
§32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей
§33. Олимпийские игры в древности
§34. Победа греков над персами в Марафонской битве
§35. Нашествие персидских войск
Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии
§36. В гаванях афинского порта Пи рей
§37. В городе богини Афины
§38. В афинских школах и гимназиях
§39. В афинском театре
§40. Афинская демократия при Перикле

Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э
§41. Города Эллады подчиняются Македонии
§42. Поход Александра Македонского на Восток
§43. В Александрии Египетской

Древний Рим
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
§44. Древнейший Рим
§45. Завоевание Римом Италии
§46. Устройство Римской республики
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
§47. Вторая война Рима с Карфагеном
§48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье
§49. Рабство в Древнем Риме
Глава 13. Гражданские войны в Риме
§50. Земельный закон братьев Гракхов
§51. Восстание Спартака
§52. Единовластие Цезаря
§53. Установление империи
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры
§54. Соседи Римской империи
§55. В Риме при императоре Нероне
§56. Первые христиане и их учение
§57. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э
§58. Вечный город и его жители
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
§59. Римская империя при Константине
§60. Взятие Рима варварами
Семь чудес света
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, групповая, работа в парах, фронтальная и проектная деятельность.
Виды учебной деятельности:

  • Работа с текстом параграфа;

  • Анализ исторического источника;

  • Пересказ фрагментов параграфа;

  • Участие в дискуссии;

  • Рефлексия.



Календарно-тематическое планирование по предмету «История» в 5 классе




Тема урока


Количество часов на тему

Дата

Примечание




По плану

По факту




1

Глава 1. Счёт лет в истории














Первобытность.





2

Глава 2. Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди
















3

Родовые общины охотников и собирателей
















4

Возникновение искусства и религиозных верований


















5

Глава 3. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства














6

Появление неравенства и знати
















Древний Восток





7

Глава 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила

















8

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
















9

Жизнь египетского вельможи
















10

Военные походы фараонов
















11

Религия древних египтян













12

Искусство Древнего Египта















13

Письменность и знания древних египтян
















14

Глава 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье
















15

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
















16

Контрольная работа №1
















17

Финикийские мореплаватели
















18

Библейские сказания
















2 четверть




19

Древнееврейское царство
















20

Ассирийская держава
















21

Персидская держава «царя царей»
















22

Глава 6. Индия и Китай в древности
Природа и люди Древней Индии
















23

Индийские касты
















24

Чему учил китайский мудрец Конфуций
















25

Первый властелин единого Китая
















Древняя Греция




26

Глава 7. Древнейшая Греция

Греки и критяне
















27

Микены и Троя
















28

Поэма Гомера «Илиада»
















29

Поэма Гомера «Одиссея»
















30

Религия древних греков
















31

Контрольная работа №2

















32

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
















3 четверть




33

Зарождение демократии в Афинах
















34

Древняя Спарта
















35

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей
















36

Олимпийские игры в древности
















37

Победа греков над персами в Марафонской битве
















38

Нашествие персидских войск
















39

Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии

В гаванях афинского порта Пи рей
















40

В городе богини Афины
















41

В афинских школах и гимназиях















42

В афинском театре
















43

Афинская демократия при Перикле
















44

Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э
















45

Поход Александра Македонского на Восток
















46

В Александрии Египетской

















Древний Рим





47

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Древнейший Рим
















48

Завоевание Римом Италии
















49

Устройство Римской республики
















50

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Вторая война Рима с Карфагеном
















51

Установление господства Рима во всём Средиземноморье
















52

Контрольная работа №3
















53

Рабство в Древнем Риме
















54

Глава 13. Гражданские войны в Риме

Земельный закон братьев Гракхов
















55

Восстание Спартака
















56

Единовластие Цезаря
















57

Установление империи
















58

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры

Соседи Римской империи
















59

В Риме при императоре Нероне
















60

Первые христиане и их учение
















61

Расцвет империи во II веке н.э.
















62

Вечный город и его жители
















63

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине
















64

Взятие Рима варварами
















65

Семь чудес света
















66

Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру
















67

Проектная работа
















68

Итоговая работа №4
















69

Работа над ошибками
















70

Повторение пройденных материалов