Файл: Курсовая работа роль индии в современной мировой политике студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт истории и международных отношений

Кафедра всеобщей истории и международных отношений


Курсовая работа
РОЛЬ ИНДИИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ




Выполнил: студент

3 курса Низамеева Е. Р.

___________________

(подпись)

Научный руководитель:

к.и.н., доцент Курныкин О. Ю.

___________________

(подпись)





Оценка_____________

___________________ (подпись)









Барнаул 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Индия занимает доминирующие позиции в регионе, что позволяет ей проводить более активную внешнюю политику. В настоящий момент Индия является ключевым элементом в таких организациях, как Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), содружестве Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР (БРИКС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Безусловно, индийские внешнеполитические интересы всегда выходили за рамки только лишь азиатского региона, но и в нем существует важная точка приложения сил: Южная Азия. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день значимость Южноазиатского региона для Индии определяется не только в историческом и культурном аспекте, но и в геополитическом и экономическом. В первую очередь, Индии важно добиться закрепления статуса великой державы за счет формирования здесь сферы влияния. Другим фактором, подталкивающим Индию к проведению более активной политики в регионе, является быстрый рост экономики и военной мощи Китая.

Объектом исследования является внешняя политика Индии.

Предметом исследования является развитие индийского внешнеполитического курса в период правления БДП (2014–2022 гг.).

Целью исследования является определение основных направлений внешней политики Индии и ее эволюция.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть базовые внешнеполитические принципы Индии в XXI веке;

  • описать основные направления внешней политики Индии с 2014 г.;

  • изучить развитие политической сферы Индии;

  • проанализировать экономические взаимосвязи Индии с другими странами.

  • Хронологические рамки исследования.

  • Географические рамки исследования.

  • Методологическая основа исследования.

Методы исследования – описательный, системный, анализ.

Источниковая база исследования представлена разнообразными источниками, которые можно разделить на следующие группы:

Первую группу составляют официальные документы (партийные манифесты)1, сайты глав государств Индии и Южной Азии (Н. Моди2, президента Непала Бидхьи Деви Бхандари3, министерств иностранных дел (Индии4, Пакистана5, Непала, Бутана, Бангладеш), которые дают непосредственное представление о действиях государств Южной Азии, их политики и целей по отношению друг к другу.

Другой группой источников являются статистические данные, отражающие проведение Индией изучаемого внешнего курса: данные IMF6 и Всемирного Банка7.

Большую помощь при исследовании темы оказали материалы СМИ, освещающие различные аспекты внешней политики Индии и стран региона: The Economic Times, The Times of India, Hindustan Times, The Sunday Times Sri Lanka и др. Сведения, полученные из источников данной группы, применялись для реконструкции общей канвы событий, а также различных позиций лидеров по вопросам внешнеполитического сотрудничества страны8. Информация, использованная в данной работе, была представлена как в форме интервью9, так и новостных материалов10.

Таким образом, сочетание указанных видов источников обеспечивает необходимую полноту и достоверность использованных сведений и позволяет решить поставленные задачи.

Структура работы.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ ИНДИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
1.1. Базовые внешнеполитические принципы Индии в XXI веке
Как пишет в своей статье российский индолог С. Лунев, ключевыми национальными интересами для Индии являются функциональные интересы (достижение полной экономической самостоятельности, дальнейшее позитивное экономическое развитие, потребность в получении доступа к современной технологии и внешним рынкам, эволюционное и контролируемое дальнейшее втягивание Индии в мировую экономическую глобализацию), коэкзистенциальные интересы (обеспечение существенной роли в международной среде: продолжение независимого внешнеполитического курса, стремление укрепить авторитет в мире и получить признанный мировым сообществом статус великой державы, желание повысить воздействие на развитие событий на региональном уровне) и экзистенциальные интересы (обеспечение безопасности страны: необходимость повышения обороноспособности, стремление избегать вовлечения в конфликты с мировыми державами, достижение национальной безопасности по нескольким параметрам: глобальному, региональному, страновому – в плане внешней и внутренней опасности)11. Начинать с этого абзаца не стоит, его лучше опустить).

После окончания Холодной войны 1947–1991 гг. Индия, как и многие другие страны мира, столкнулась с серьезной внешнеполитической проблемой: потеряла смысл прежняя внешняя политика Нью-Дели. Если раньше Индия действовала, в основном, с позиций «мягкой силы», позиционируя себя как одного из лидеров Движения неприсоединения и транслируя ценности независимости и самодостаточности развивающихся стран через создание международных организаций и участие в них, то конец Холодной войны поставил под вопрос дальнейшую стратегию развития страны. Тем не менее, конец биполярного мира незначительно повлиял на внешнеполитический курс: наоборот, в условиях многополярного мира у Индии расширились возможности продолжить курс на многостороннюю кооперацию, чем она и воспользовалась, став членом межгосударственного объединения пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР (БРИКС), «Большой двадцатки» (G20), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Регионального форума Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по безопасности (АРФ), международного объединения в составе Индии, Бразилии, Южной Африки (ИБСА). Таким образом, в XXI веке Индия продолжила продвигать ценности суверенитета и равноправной экономической кооперации для достижения устойчивого развития12.

Пример влияния международного режима на «мягкую силу» индийской экономической модели демонстрирует, что формирование отвечающих на вызовы внешней среды ценностей и выбор наиболее эффективных институтов трансляции детерминировано взаимозависимыми внешними и внутренними факторами. Они диктуют выбор приоритетных источников «мягкой силы» и выбор «мягкой силы» как инструмента комплексной внешнеполитической стратегии.

Важным внешним фактором, определившим значимую роль «мягкой силы» в индийской политике, является исторический опыт применения «мягкой силы» как внешнеполитического инструмента. При этом опыт служит для выделения наиболее эффективных источников «мягкой силы» и для сравнения эффективности «мягкой» и «жесткой» сил как целостных внешнеполитических инструментов. Иными словами, данный фактор обосновал место «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии Индии в долгосрочной перспективе.

Опора на «мягкую силу» как основное средство наращивания международного влияния была характерна для Индии в 1940-1960-х гг., отмечают российские исследователи А. Наумов и Р. Положевич, связывая данную политическую стратегию с нехваткой у Индии той эпохи «жесткой силы»13. Однако нельзя сводить причины ориентации на данную стратегию исключительно к нехватке ресурсов.

Другое базовое положение в понимании принципов внешней политики современной Индии – культурная привлекательность. Использование Дж. Неру политики «мягкой силы» в качестве ключевого средства реализации внешнеполитических приоритетов связано с высокой привлекательностью ценностей и моделей политического поведения, которые Индия выработала к моменту обретения независимости и продолжила вырабатывать в эпоху его правления. В первую очередь, следует выделить концепцию ненасильственного сопротивления М. Ганди14, применение которой доказало свою эффективность с провозглашением Индии независимым государством. Ненасильственное сопротивление объединило в себе привлекательные, прежде всего, для бывших колоний ценности независимости, самодостаточности и отстаивания своих интересов без истощения экономических и человеческих ресурсов.

Индия как независимое государство продолжила транслировать данные ценности, модифицировав инструменты трансляции в соответствии с международной средой. Так, в 1954 году она продемонстрировала способности к кооперации с Китаем на базе идеи мирного сосуществования, а с 1961 года стала одним из активных действующих лиц в Движении неприсоединения15. Успеху трансляции способствовало то, что религии (в основном индуизм) – транслировали аналогичные ценности терпимости, взаимопомощи и миролюбия16. Эффективности способствовала также инкорпорация этих ценностей в принципы функционирования международных организаций, объединявших страны, получившие независимость по итогам деколонизации и в результате объединения в рамках организаций, расширявших свое влияние в мировой политике. Политика опоры на «мягкую силу» не сделала Индию при Дж. Неру великой державой, но повысила ее международный авторитет, способствовала расширению экономических связей и помогла сохранить идентичность, защищая от попадания под давление сверхдержав.

С другой же стороны, применение «жесткой силы» с целью преодоления уязвимости перед лицом США, поддерживавшими в 1970-е гг. Китай и Пакистан17, и создание сферы влияния в регионе, напротив, продемонстрировали не только свою неэффективность, но и опасность для репутации Индии и ее «мягкой силы». Так, стремясь к разрешению приграничных противоречий с Пакистаном, Непалом и Китаем и к трансформации своего образа среди элит Вашингтона, которые, как отмечает политолог Жак Хименс, смотрели на нее с «безразличием, когнитивной скупостью и презрением», в 1970–1990-е годы Индия избрала стратегию «активного миротворчества»18. Тактическими шагами этой стратегии были интервенция в Восточный Пакистан в 1971 г., в Шри-Ланку в 1987–1990 гг., введение экономической блокады Непала в 1989 году. Все это привело к тому, что «мягкая сила» стала восприниматься лидерами Индии как эффективный инструмент наращивания внешнеполитического влияния.

В настоящее время использование мягкой силы стало тем большим приоритетом Индии из-за превосходства Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в мире, с которым Индия не может эффективно конкурировать ни в экономическом (ВВП Индии в 2021 г. – 10 трлн USD, Китая – 27 трлн USD19, доля Индии в мировом ВВП в 2021 г. – 6,95%, доля Китая – 18,56%20), ни в военно-стратегическом плане (военные расходы КНР в несколько раз больше, чем у южноазиатского гиганта; в Индо-Тихоокеанском регионе у Индии – 5 зарубежных портов двойного назначения – фактических стратегических опорных пунктов, а у Китая - 10 портов и база ВМФ в Джибути21).

Другим внешним фактором, воздействующим на расстановку приоритетов в использовании различных источников и инструментов «мягкой силы», является выстроенная внешнеполитическая стратегия Индии. Для нее характерны одновременно акцент на носящем партнерский характер сближении с соседними по Азиатско-Тихоокеанскому региону странами и ориентация на достижение статуса великой державы. При этом первая задача является средством достижения второй (помимо нее, свою роль играет особый характер отношений с государствами региона, о чем пишет ряд индийских авторов2223).

Н.Н. Емельянова в своих работах отмечает, что расстановка приоритетов Индии отражена в так называемой «стратегии концентрических колец», которая основана на древнеиндийской теории мандалы, описанной Каутильей в трактате «Артхашастра»24. В соответствии с ней тактика взаимоотношений с зарубежными партнерами выстраивается в рамках политики круговых орбит влияния25, где каждой орбите соответствует свой кластер интересов и задач. Первый круг составляют соседние страны, стабильность которых рассматривается как залог благополучия Индии26 – ему соответствуют задачи реализации внутриполитических приоритетов за счет экономического сотрудничества и сохранения позиции регионального лидера. Во второй круг входят страны АТР и государства Центральной Азии, формирующие орбиту расширенного соседства. Ему соответствуют задачи углубления соседских отношений и обеспечения региональной безопасности. Третий круг включает в себя Евразию, а в ближайшей перспективе и весь остальной мир, в котором Индия стремится играть более активную роль как один из полюсов принятия решений глобального уровня27. Соответственно, ключевой задачей третьего круга является достижения статуса великой мировой державы. Выделение данных целей и задач, в свою очередь, является следствием внешнего фактора – объективной позиции Индии в мировой политике (восходящая держава, лидер в южноазиатском регионе, стратегическая конкурентка Китая в экономическом и военно-политическом измерениях).

Выделение ближайших соседей по АТР в качестве сферы влияния, главных объектов внешнеполитического воздействия и, соответственно, приоритетных реципиентов «мягкой силы», приводит к тому, что Индия при формировании своей мягкосиловой политики начинает ориентироваться на их свойства и интересы. Таким образом, экономические и политические характеристики этих стран становятся экстернальными факторами «мягкой силы» Индии.

Как считает индийский исследователь А. Мазумдар, в итоге современная Индия, реализуя задачу трансляции «мягкой силы», опирается на йогу и классическую культуру. Именно эти источники позволяют через общие культурные ценности претендовать на вовлечение в орбиту своего влияния стран, которые географически ближе к Китаю28. Экономическая помощь как форма международного сотрудничества также является одним из ведущих приоритетов в современной индийской мягкосиловой политике – популяризация индийской экономической модели через индийские компании и программу «Сделано в Индии» ориентирована на создание позитивного образа Индии прежде всего в третьем концентрическом кольце (хотя и решает задачу стимулирования внутреннего экономического потенциала) – соответственно, в краткосрочной перспективе ей отдан второй приоритет.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы можем выделить следующие базовые внешнеполитические принципы Индии в XXI веке: добиться признание мировым сообществом ее статуса великой державы при помощи «мягкой силы», которая базируется на культурной привлекательности (искусство, политические ценности, дипломатия; и стратегия добрососедства – «стратегии концентрических колец». Для индийской культуры характерны синкретичность и связь с религиозными практиками, играющими для южноазиатского региона универсализующую, сближающую роль. Это позволяет индийской культуре транслировать с одной стороны, идею об уникальности Индии, с другой – ценности терпимости, ненасилия, примирения множества разнородных элементов в одной культуре. Ценностной основой политического аспекта «мягкой силы» Индии является модель демократии, решающая одновременно задачи эффективного управления и смягчения этнорелигиозных противоречий. Через данную модель также транслируются ценности терпимости, мирного управления и сосуществования перенятой у Запада институциональной структуры и локальных идеологических особенностей. Последнее отражает готовность Индии как принимать правила и принципы установленного ранее мирового порядка и международного режима, так и бороться против них. Это перекликается с курсом индийской дипломатии на международное сотрудничество, которое транслирует ценности независимости и самодостаточности развивающихся стран, их способности продвигать свою повестку, а также инкорпорированные в международный режим ценности устойчивого развития и уважения к суверенитету. Другой ценностью, которая оформилась внутри структуры «мягкой силы» Индии является ценность стремления интеграции в глобальную экономику – ее транслирует, демонстрируя преуспевание индийских компаний и ТНК со значимыми долями индийского капитала, экономическая модель страны.

Приоритетность культуры, экономики и многосторонней дипломатии как источников мягкой силы детерминированы внешним окружением Индии и внешнеполитическими интересами Индии (закрепить статус ближайших соседей в АТР как сферы влияния и добиться статуса великой державы – гаранта международного режима).
1.2 Основные направления внешней политики Индии с 2014 г.
В своем внешнеполитическом курсе лидеры Индии стремятся к тому, чтобы Индия стала признанной мировой державой. В связи с тем, что до начала XXI в. Индии удалось сформировать систему многосторонних международных связей через межправительственные организации, в то время как развитие отношений с соседями по региону оставалось медленным, значимой краткосрочной задачей является углубление отношений именно с «первым концентрическим кольцом» – Бангладеш, Бутаном, Мальдивами, Непалом, Пакистаном, Шри-Ланкой. Этот фактор в качестве основного выделяет индийский политолог А. Ранджан, обосновывая выдвижение премьер-министром Н. Моди стратегии «Соседство превыше всего»29. Другим фактором, на наш взгляд, является стремление за счет «первого концентрического кольца» добиться закрепления статуса великой державы – в первую очередь, за счет формирования сферы влияния.

Нарендра Моди пришел к власти в мае 2014 года. БДП стала первой партией, получившей абсолютное большинство на выборах в Индии за последние 30 лет. Моди проводил свою предвыборную кампанию, используя принцип «мягкой силы»: выступая на огромных митингах перед несколькими аудиториями одновременно, применяя голограммные проекции там, где не мог присутствовать лично. Однако следует отметить, что многие индийские и зарубежные наблюдатели отмечали, что при такой масштабной избирательной кампании в предвыборной программе мало внимания уделялось внешней политике. В качестве основных приоритетов новой внешней политики Индии были определены следующие:

– объединение усилий всех участников международного процесса для борьбы с мировым терроризмом;

– предпочтение интересов собственной страны и региональных партнеров интересам мировых полюсов сил;

– укрепление региональных площадок взаимодействия (Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), АСЕАН);

– продолжение диалога в рамках глобальных форумов (БРИКС, «Большая двадцатка», Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), форум Азия–Европа);

– расширение и укрепление дипломатического присутствия за рубежом;

– осознание значения индийской диаспоры за рубежом для продвижения интересов Индии;

– предоставление убежища преследуемым где-либо индусам30.

Таким образом, Н. Моди отдал приоритет экономике, стремясь к улучшению связей с квалифицированными специалистами Индии, богатыми капиталом диаспорами Индии в таких местах, как Австралия и США, привлекая прямые иностранные инвестиции, продвигая свою концепцию «Сделай в Индии»: концепцию страны как производственного центра для транснациональных корпораций и добиваясь инвестиций в индийскую инфраструктуру.

Важное место во внешней политике правительства Моди заняли вопросы отношений с США, Китаем и Японией. Япония стала первой крупной страной, которую Н. Моди посетил с официальным визитом в начале сентября 2014 года. Результатом визита стало подписание торгово-экономических соглашений31. Затем Н. Моди совершил поездку в США, где выступил с речью на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, завершив визит приемом в Белом доме32. В интервью журналу Time в мае 2015 года Н. Моди заявил, что индийско-американские отношения нужно рассматривать, исходя из широкого контекста – «что Индия и США вместе могут сделать для мира?»33. Наконец, в сентябре того же года в Ахмадабаде состоялась встреча между премьер-министром Индии Н. Моди и председателем КНР Си Цзиньпином, на которой было продекларировано укрепление взаимодействия между двумя странами – особенно в сферах торговли и строительства инфраструктуры. Также Си Цзиньпин высказался в поддержку полноправного членства Индии в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)34.

За первый год у власти Н. Моди выстраивает отношения с Японией, с Республикой Корея, с Малайзией, с Монголией и Сингапуром, с ОАЭ35. Индия ориентировалась на выстраивание «расширенного двустороннего стратегического и глобального партнерства» с США. В том же году в Уфе состоялся совместный саммит БРИКС и ШОС, на котором было принято решение о начале процедуры приема в ШОС Индии и Пакистана в качестве полноправных членов.

В отношения с Китаем при Н. Моди страны пришли к осознанию взаимных интересов на двустороннем, региональном и глобальном уровнях, по возможности стали согласовывать позиции на международных площадках вроде ВТО, МВФ и Всемирного банка. Особого внимания заслуживает визит Н. Моди в Иран, по итогам которого было подписано соглашение по развитию порта Чабахар, что позволит Индии реализовывать свои интересы по налаживанию сотрудничества с Афганистаном. Еще одним достижением внешней политики Н. Моди стала активизация политики Нью-Дели в регионе Персидского залива – т.н. концепция Think West: выстраивание сбалансированных партнерских отношений со всеми ключевыми игроками Ближнего Востока.

В отличие от своих предшественников на посту премьер-министра Индии, Н. Моди выбрал хинди в качестве официального языка для публичных выступлений и официальных встреч, подчеркнув своего рода языковой суверенитет Индии. Большинство внешнеполитических инициатив, благодаря индийскому лидеру, получило оригинальные названия на хинди.

Подводя итоги главы, хочется отметить, что базовыми принципами внешней политики Индии при БДП в 2014-2022 гг. были «мягкая сила», которая состояла из культурной привлекательности Индии, а также «стратегия концентрических колец», которая позволяла выделять главные точки приложения дипломатических сил. В зависимости от расстановки сил на международной политической арене эти принципы использовались правительством Н. Моди для закрепления статуса великой державы за счет формирования сфер влияния. В частном виде эти принципы получили свое воплощение в «доктрине Н. Моди», характеризующейся политикой добрососедства, вниманием к периферии, интересами в Индо-Тихоокеанском регионе, стремлением к упрочнению отношений с США и ярким личным дипломатическим стилем.



Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ В РЕГИОНЕ С 2019 Г.
2.1. Развитие политической сферы Индии
Победа БДП на выборах в 2019 г. предзнаменовала начало внедрения качественно нового внешнеполитического курса Индии. Если в первый срок премьерства Н. Моди упор в вопросе развития страны был сделан на экономику, то с 2019 г. особое внимание стало уделяться внутри- и внешнеполитическим аспектам, во многом затрагивающим взаимодействие с государствами южно-азиатского региона. При этом важно подчеркнуть, что целеполагание в выстраивании внешнеполитических приоритетов базируется на индийском национализме и осознании уникальности Индии и индийского народа в целом. Основными приоритетами во второй срок правительства БДП стали национальная безопасность, территориальная целостность и единство Индии36. Очевидно, что данная риторика, в первую очередь, нацелена на удовлетворение электората БДП, который преимущественно является националистическим.

Как считает С. Ахманаева, трансформация политики Н. Моди после 2019 г. произошла именно в идеологической плоскости: достигшая значительных экономических успехов и существенно укрепив позиции на международной арене, Индия стремилась закрепить результаты и сформулировать собственный образ глобального авторитета, проецируя при этом культурную и национальную идентичность на имидж страны в мире37. Безусловно, данное замечание является справедливым: присутствующий в обществе запрос на укрепление позиций государства в мире и в регионе, в частности, нашел отражение не только в предвыборной программе партии и премьера, но и в предпринятых впоследствии мерах по достижению намеченных ориентиров в области внешней политики. Несмотря на замедление темпов экономического роста в 2017-2018 годах, а также наличие ряда проблем в социальной и экономической сферах, повестка национальной безопасности стала особенно актуальной перед выборами на фоне эскалации конфликта с Пакистаном. В этой связи Индия, будучи одной из ведущих мировых держав и региональным лидером в Южной Азии, в понимании электората Н. Моди была обязана взять на себя ответственность по урегулированию конфликтов в регионе, при этом защищая, в первую очередь, собственные интересы и национальную безопасность.

В данном контексте особое внимание следует уделить Кашмирскому вопросу, эскалация которого произошла в феврале 2019 г., во многом повлияв, по нашему мнению, на результаты выборов. Столкновения на индо-пакистанской границе оказали существенное влияние на настроения в обществе и в кругах политического истеблишмента Индии, дав значительное преимущество БДП и лично Н. Моди. Громкие заявления, сделанные партией на фоне обострения конфликта, впоследствии были воплощены в жизнь: особый

статус штата Джамму и Кашмир был отменен, что предполагало лишение территории политической автономии. Данная мера, в теории, была призвана решить две проблемы одновременно: пресечь сепаратистские амбиции политических сил штата и не допустить подрыва центральной власти посредством саботажа принимаемых решений.

Отмена 370 ст. Конституции страны, предполагавшей ограничение автономии штата и превращение его в союзную территорию, реализовывалась посредством внедрения жестких ограничительных мер в отношении населения, а также политических элит: был введен комендантский час, отключен доступ к Интернету, политические деятели были помещены под домашний арест, а также введен военный контингент для обеспечения безопасности и правопорядка в регионе. Внедренные меры отменялись постепенно, однако не в полной мере: впоследствии была освобождена только часть попавших под арест политиков, а запрет на использование Интернета снят лишь частично38.

Еще одной мерой по обеспечению безопасности страны стала трансформация иммиграционной политики. Как уже было сказано выше, нацеленная на националистический электорат БДП риторика по укреплению национальной безопасности страны была впоследствии реализована новым правительством, и новая иммиграционная политика непосредственно коснулась иммигрантов из Южной Азии, в частности, из Бангладеш, значительное количество которых нелегально заселило северо-восточные части страны39.

Громкие заявления А. Шаха о том, что иммигранты паразитируют на индийском обществе40, впоследствии нашли отражение в поправках к закону о гражданстве, предполагавших упрощенный порядок получения гражданства для иммигрантов из Пакистана, Афганистана и Бангладеш, проживавших на территории страны до 2015 г., за исключением мусульман41. Безусловно, данная мера является достаточно противоречивой, так как то, что позиционируется БДП как защита бежавших от религиозных преследований в вышеупомянутых странах людей, воспринято мусульманской общиной как попытка ее маргинализации.

По мнению М. Кесавана, поправки являются проявлением индийского национализма и имеют своей целью усиление разрыва между индуистским и мусульманским обществами42. Отчасти данный тезис является справедливым, так как, по нашему мнению, с учетом наличия достаточного количества противоречий между представителями двух конфессий на территории страны, и негативные последствия внедрения данной меры являлись неизбежными. С другой стороны, данный закон нацелен, в первую очередь, на защиту представителей индуизма, подвергшихся гонениям в прочих государствах Южной Азии, и это снижает возможность появления новых конфликтов на религиозной почве в регионе.


Парадоксально, что Индия, несмотря на свое стремление к ведению открытой многовекторной политики и укреплению собственного статуса безоговорочного регионального лидера и одной из сильнейших мировых держав, с 2019 г. реализует политику в Южной Азии с использованием косвенных инструментов воздействия. Наиболее очевидным примером в данной связи является реакция индийского правительства на обеспокоенность новой иммиграционной политикой со стороны Бангладеш: основным аргументом Индии является то, что данный аспект входит во внутреннюю юрисдикцию государства и не имеет отношения к третьим странам43.

Впоследствии данная риторика была применена в приграничном конфликте с Непалом в 2020 г., когда построенная Индией дорога, по заявлениям Непала, незаконно проходила через территорию последнего. Аргумент индийского руководства также заключался в том, что строительство не затронуло территорию соседнего государства, поэтому является внутренним вопросом Индии44. По нашему мнению, это свидетельствует о нежелании Индии вступать в открытую конфронтацию со странами Южной Азии, при этом государство также не намерено отказываться от собственных внешне- и внутриполитических целей.

В контексте укрепления националистической повестки во внешнеполитической деятельности Индии, стоит отдельно отметить вопрос взаимодействия стран Южной Азии в региональной организации – Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). В силу того, что конфликт между Индией и Пакистаном представляется крайне трудноразрешимым, взаимодействие в рамках СААРК осложнено, и с 2016 г. функционирование ассоциации фактически заморожено, так как Индия намеренно блокирует инициативы Пакистана.

Как считает Г.М. Костюнина, индо-пакистанский конфликт является дезинтегрирующим фактором, приведшим к тому, что Южная Азия на современном этапе является наименее интегрированным азиатским регионом45. С этим нельзя не согласиться: учитывая то, что саммиты не проводились с 2014 г.46, трудно говорить о заинтересованности южно-азиатских государств в сотрудничестве и дальнейшей интеграции, на что влияет, помимо вышеупомянутого конфликта, и нежелание стран Южной Азии усиливать собственную зависимость от Индии – бесспорного регионального лидера.

Таким образом, внешняя политика Н. Моди в Южной Азии после 2019 г. претерпела существенные изменения: ключевым приоритетом стала национальная безопасность страны
, что значительно повлияло на взаимодействие Индии со странами Южной Азии. Индия стремится к разрешению индо-пакистанского конфликта, миграционного кризиса на северо-востоке страны, однако предпринимаемые меры, по нашему мнению, оказывают негативное воздействие на двустороннее взаимодействие с южно-азиатскими государствами – на первый план вышел индийский национализм, активно поддерживаемый электоратом БДП и Н. Моди. Несмотря на то, что темпы экономического роста замедлились, а в стране существует ряд социально-экономических проблем, переизбрание Моди и правого правительства свидетельствует о запросе общества на защиту национальных интересов страны, и с 2019 г. БДП преследует именно данную цель в реализации внешнеполитической деятельности в Южной Азии.


2.2. Экономические взаимосвязи Индии с другими странами
Индия на протяжении длительного времени является ведущей экономикой Южной Азии. Это предопределено, в том числе, и географическими факторами: по площади Индия является крупнейшим государством в регионе, что также предполагает ее лидерство по уровню обеспеченности природными ресурсами и человеческим капиталом: так, по состоянию на 2021 г. доля Индии в ВНП Южной Азии составила 86%47.

Фактор доминирования Индии в регионе, очевидно, влияет на формат экономического взаимодействия между южно-азиатскими государствами. Однако данный аспект зачастую осложняется, как было отмечено в параграфе 3.1, политическими противоречиями между странами, урегулирование которых является долгосрочным процессом, что существенно препятствует экономической интеграции в регионе. Тем не менее с учетом стремления Индии к ведению многовекторной политики, экономическое взаимодействие между странами региона представляется необходимым для сохранения добрососедских отношений.

Несмотря на то что трудно отрицать лидерство Индии в регионе и существенные возможности для улучшения позиций страны в мировой экономике, на современном этапе прочие страны Южной Азии также представляют интерес для внешних государств в силу достаточно высоких темпов экономического роста. К примеру, темп роста ВВП Мальдив в 2021 г. составил 41,7% (правда, в предыдущем году произошло его самое серьезное падение), Бангладеш – 6,9%, Пакистана – 6,5%48, в то время как общемировой показатель составил лишь 6%49. Привлекательность стран региона для инвестиций со стороны ведущих держав мира, в первую очередь, Китая, диктует Индии необходимость в построении более тесного экономического взаимодействия внутри региона с целью недопущения потери данной сферы влияния, что в условиях индийско-китайского антагонизма, в частности, в области экономики, представляется крайне важным.