Файл: Курсовая работа роль индии в современной мировой политике студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По нашему мнению, экономическое взаимодействие в регионе предопределяется, в первую очередь, политическими факторами, и данная тенденция сохраняется и во второй срок руководства Н. Моди. Следует отметить, что столкновение стратегических интересов Китая и Индии является стабильным трендом последних лет. В этой связи внешнеэкономическая деятельность Индии, в частности, в Южной Азии, нацелена на противодействие расширению зоны влияния КНР на южно-азиатские государства.

Обеспокоенность Индии углублением взаимодействия Китая и стран региона вполне оправдана: учитывая привлекательность условий сотрудничества с КНР, которая способна обеспечить южно-азиатские государства, нуждающиеся в финансовой помощи и налаживании торгового партнерства с внешним миром, в среднесрочной и краткосрочной перспективе Индия может лишиться данной зоны влияния, что окажет негативное воздействие, в первую очередь, на вопрос обеспечения национальной безопасности страны. Данную точку зрения разделяет и Т. Мадан, считая, что Индия опасается построения иерархической системы экономических отношений в регионе во главе с КНР50. С этим нельзя не согласиться – Китай неоднократно усиливал собственное влияние в мире посредством использования экономических инструментов, и государства Южной Азии, обладая более уязвимыми и нуждающимися в поддержке экономиками, представляются особенно подверженными экономическому влиянию Китая.

Важнейшим проявлением стремления Индии реализовать собственные политические амбиции посредством экономического взаимодействия в регионе является переориентация с СААРК на Инициативу стран Бенгальского залива по многоотраслевой технико-экономической кооперации (англ. Bay of Bengal Initiative for Multi-Sectoral Technical and Economic Cooperation, BIMSTEC) – БИМСТЕК. Ключевое отличие БИМСТЕК от СААРК заключается в том, что Индия так же занимает лидирующее место в организации, однако в ней не принимает участия Пакистан, что во многом способствует более продуктивному сотрудничеству между странами региона и минимизирует возможность снижения уровня экономического взаимодействия в силу политических противоречий. Более того, текущее сближение Пакистана и Китая является еще одним фактором, предопределяющим необходимость углубления сотрудничества между Индией и прочими государствами Южной Азии, так как в ином случае Индия может утратить лидерство в регионе.


Деятельность СААРК была фактически приостановлена в 2016 г., однако партнерство южно-азиатских стран в рамках БИМСТЕК продолжается и в текущих условиях. БИМСТЕК также доказал свою эффективность в контексте преодоления последствий пандемии COVID-19 на территории стран Бенгальского залива. С этой целью в 2022 г. был подписан Генеральный план транспортного сообщения, предполагавший внедрение упрощенного порядка в вопросе обеспечения торговых сетей51.

По нашему мнению, укрепление связей в регионе в контексте борьбы с пандемией и ее последствиями являлось одним из наиболее актуальных шагов индийского правительства в процессе углубления экономического взаимодействия в Южной Азии. Данную точку зрения разделяют также А.П. Дхар и И.Ф. Шириязданова, считая, что упрощение транспортного сообщения в регионе заложило существенную основу для углубления сотрудничества в области экономики в долгосрочной перспективе52. С этим нельзя не согласиться – Индия, безусловно, значительно поддерживает страны региона, что позволяет ей также сохранять данные государства в своей зоне влияния вопреки стремлению Китая установить более тесные контакты с южно-азиатскими странами.

Отдельное внимание экономическому взаимодействию Индии и стран Южной Азии следует уделить в контексте глобального экономического кризиса, спровоцированного эскалацией конфликта на Украине. Введенные против России экономические санкции повлекли за собой энергетический кризис, влияние которого распространилось по всему миру: цены на энергоресурсы на мировых рынках существенно возросли, и для стран Южной Азии данная тенденция представляется крайне неблагоприятной.

В условиях текущего экономического кризиса Китай не проявил себя в качестве надежного партнера для южно-азиатских государств, ряд которых, несмотря на традиционное экономическое взаимодействие с Индией, развивал сотрудничество в том числе и с КНР: к примеру, Китай не удовлетворил просьб Шри-Ланки и Пакистана о предоставлении финансовой помощи, ссылаясь на МВФ, однако Индия, в свою очередь, оказала Шри-Ланке гуманитарную и финансовую помощь53. Как пишет П. Чаудхури, текущие условия, при которых Китай не готов обеспечить странам Южной Азии необходимую им финансовую поддержку, предоставляют Индии возможность восстановления и укрепления позиций в регионе

54. По нашему мнению, данное утверждение представляется справедливым: в ситуации, когда южно-азиатским государствам, стремившимся снизить собственную зависимость от Индии посредством сближения с Китаем, не удалось получить достаточную поддержку со стороны нового союзника, Индия имеет значительные шансы восстановить собственный авторитет.

Таким образом, с 2019 г. на фоне усиливающейся конкуренции между Китаем и Индией в борьбе за влияние в Южной Азии, региональной интеграции в которой препятствует ряд факторов, Индия несколько утратила позиции с точки зрения экономического взаимодействия с соседними государствами, и во многом этому поспособствовало стремление южно-азиатских стран к отказу от зависимости от сотрудничества с Индией.

При этом в текущих условиях сложилась ситуация, в которой КНР не удалось доказать собственную надежность для стран Южной Азии в качестве экономического партнера и государства, готового в кризисных условиях оказать всю необходимую поддержку, как это делала Индия, поэтому на современном этапе Индия стремится восстановить утраченные позиции, пользуясь сложившейся в отношениях между Китаем и странами Южной Азии конъюнктуры в вопросе экономического взаимодействия.

Подводя итоги по главе, следует сделать вывод о том, что с 2019 г. произошла существенная трансформация внешней политики Индии в Южной Азии. Ключевым приоритетом стала национальная безопасность страны, что значительно повлияло на взаимодействие Индии со странами южно-азиатского региона, и переход к более решительной политике в контексте реализации национальных интересов повлек за собой некоторое ухудшение отношений со странами в регионе.

С точки зрения экономического взаимодействия с соседними государствами, Индия также несколько утратила позиции в регионе, что связано с усилением влияния Китая в Южной Азии. При этом, несмотря на стремление ряда стран к противодействию гегемонии Индии, в текущих условиях КНР не стала надежным экономическим партнером для стран Южной Азии, поэтому на современном этапе Индия стремится восстановить утраченные позиции, пользуясь сложившейся в отношениях между Китаем и странами Южной Азии конъюнктуры в вопросе экономического взаимодействия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования были проанализированы базовые внешнеполитические принципы Индии в XXI веке, дана общая характеристика основных направлений внешней политики Индии с 2014 г. и так называемой «Доктрине Н. Моди», дана критическая оценка двусторонним отношениям Индии и Пакистана, рассмотрена внешняя политика Индии в отношении Бангладеш; выявлены основные характеристики взаимоотношений азиатского гиганта и Непала, проанализированы двусторонние отношения Индии и Шри-Ланки, охарактеризована внешняя политика Дели в отношении Бутана и Мальдив, прослежена эволюция внешней политики Индии в Южной Азии после 2019 года в политической сфере, выявлены тенденции в эволюции внешнеполитического курса в экономических взаимосвязях, дана критическая оценка военно-политической стратегии после 2019 года, проанализированы изменения в культурно-гуманитарной области в рамках внешней политики Индии в Южной Азии.


Фундаментальными принципами внешней политики Индии в 2014–2022 гг. можно назвать «мягкую силу», базирующуюся на культурной привлекательности Индии и «стратегию концентрических колец», позволяющую выделять главные точки приложения дипломатических сил. Они нашли отражение в «доктрине Н. Моди», нацеленной на построение добрососедских отношений в регионе, достижение интересов в Индо-Тихоокеанском регионе, а также упрочение отношений с США и сохранение дружеских отношений с Россией.

В первый срок Н. Моди на посту премьер-министра страны внешнеполитическая деятельность Индии была нацелена на качественное улучшение отношений с государствами южно-азиатского региона при становлении государства безоговорочной доминирующей силой в регионе. Данные цели преследовались посредством приложенных Индией усилий по решению пакистанского вопроса, участия в финансировании социальных и инфраструктурных проектов в развивающихся странах, а также налаживания военного сотрудничество со Шри-Ланкой и Мальдивской республикой. Дестабилизирующим фактором в данном контексте служила внешнеполитическая деятельность Китая, в чьих интересах было достижение тех же целей.

Несмотря на усилия Н. Моди, в первый срок индийско-пакистанские отношения улучшены не были. Более того, незадолго до проведения очередных выборов напряженность на границе достигла наивысшей точки за все пять лет руководства премьер-министра страны. Отношения с Бангладеш, Непалом и Бутаном также претерпели ряд сложностей, во многом связанных с деятельностью Китая в регионе, в связи с чем между Индией и Китаем развернулась жесткая конкуренция за влияние в этих странах.

На фоне влияния Китая в Южной Азии, экономическое взаимодействие между Индией и южно-азиатскими государствами не было эффективным. Однако Китаю не удалось стать надежным экономическим партнером для стран Южной Азии, поэтому Индия имеет возможность укрепить свои позиции, наращивая экономическое партнерство со странами региона.

Военно-политическая стратегия Индии в Южной Азии также несколько трансформировалась на фоне китайско-пакистанского сближения и наращивания военной мощи Пакистана. Военный потенциал страны существенно увеличился за счет продолжения политики роста военных расходов и размещения вооружений вдоль границы с Пакистаном, что является негативной тенденцией, угрожающей стратегической безопасности и стабильности Южной Азии.


С 2019 г. наиболее успешной инициативой Индии является поддержка государств региона в условиях борьбы с пандемией коронавирусной инфекции, позволившая Южной Азии преодолеть вспышку вируса, и выполнение разнообразных образовательных программ для населения соседних государств.