ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слушатель Воронежского института МВД России
А.С. Науменко
Научный руководитель: Р.В. Никулин
ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛИЦИИ
Актуальность анализа принципов административной деятельности полиции, обусловлена тем фактом, что знание и глубокое понимание базо- вых таких принципов, позволит сотрудникам сформировать для себя иде- альную конструкцию правомерного поведения, которая в дальнейшем по- может сотруднику принять правомерное решение и, самое главное, не до- пустить в результате своих действий нарушения прав и свобод граждан.
Конечно же, изучение столь важного материала невозможно без его систе- матизации.
Анализ учебно-методической и научной литературы выявил нали- чие проблемы в этой области, в виде отсутствия единой общепринятой системы принципов административной деятельности полиции, удовле- творяющей всем критериям, определяющим сущность самого понятия принципа. [1].
Кроме того, необходимо уточнить сущность, значение и классифи- кацию принципов административной деятельности полиции, установить взаимосвязь принципов, имеющих, как нормативное, так и теоретическое выражение. Практическую актуальность проблемы также определяет необходимость рассмотрения принципов административной деятельности полиции, как базовых алгоритмов.
Общепринято под принципами деятельности, в том числе и право- охранительной деятельности понимать концептуальные идеи, основные положения, руководящие ориентиры и требования, предъявляемые к по- строению, организации работы, способам осуществления функций, к стра- тегии, тактике и стилю деятельности, к характеру взаимоотношений с дру- гими государственными органами, общественными формированиями и гражданами.
Характеризуя значение принципов, нельзя высказаться более точно и образно, чем это сделал российский ученый-правовед Н.Н. Розин:
«Принцип процесса есть критерий для оценки отдельных институтов про- цесса в том виде, как они существуют в действительности, и в том виде, как они должны быть организованы... Дело науки указать законодателю, что суд, при всех условиях государственной жизни, должен оставаться ор- ганом правосудия, и что надлежащая организация его деятельности осуще- ствима только при сохранении тех начал процесса, которые подсказывают- ся развитием правовой культуры» [2].
В качестве одного из основных свойств принципов административ- ной деятельности полиции отметим, что они напрямую в непосредствен- ной трактовке в нормативном выражении не прописаны, а являются тако- выми по смыслу в качестве иных принципов. Так, если рассматривать кон- ституционные принципы, такие, например, как принцип законности, то он также является принципом административной деятельности исходя из его сущности. То есть, основным свойством принципов административной де- ятельности, определяющим их сущность, назовем их конституционную правовую природу. Таким образом, принципы административной деятель- ности должны в полной мере соответствовать основному нормативному акту страны и, так или иначе, обеспечивать его непосредственное действие при осуществлении правоохранительной деятельности (в частности ее ад- министративной составляющей).
Так же, в качестве свойств принципов административной деятельно- сти, отметим их научную обоснованность, которая обеспечивает эффек- тивность принятия решений.
Основным предназначением принципов административной деятель- ности полиции является обеспечение логической связки между субъектом и объектом управления при реализации управленческого воздействия в хо- де административной деятельности, независимо от того регламентировано данное воздействие или нет. То есть, сущность принципов административ- ной деятельности полиции выражается в том, что в условиях недостаточ- ной регламентированности порядка осуществления управленческого воз- действия именно принцип выступает той базой, на основе которой оно осуществляется.
Рассмотрение сущности принципов административной деятельно- сти и их основных свойств позволяет предложить новое определение рассматриваемому понятию, а именно, предложим понимать под ними научно-обоснованные базовые алгоритмы, объясняющие процессы ад- министративного воздействия в деятельности полиции, осуществляемо- го на конституционной основе, имеющие как теоретическое, так и нор- мативное выражение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никулин Р. В. К вопросу о классификации принципов администра- тивной деятельности полиции // В книге: Борьба с преступностью: теория и практика. Тезисы докладов ІІІ Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2015. С. 294–296.
2. Розин Н. Н. Уголовное судопроизводство. : Томск, – 2013. С. 296–
297.