Файл: Профессиональная ориентация с учётом местных реалий и особенностей для профессионального самоопределения школьников и студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональная ориентация с учётом местных реалий и особенностей для профессионального самоопределения школьников и студентов

Внутский К.В

ГБПОУ Верещагинский многопрофильный техникум, Агротехнический филиал в п. Зюкайка Пермский край.

Проблема профессионального становления личности студента в настоящее время является актуальной для большинства профессиональных учебных заведений России. Будущие абитуриенты не всегда ориентируются в системе современных профессиональных отношений, не осознают свои способности и имеют небольшой перечень профессий и специальностей которые они могут назвать.

На протяжении всей жизни перед каждым человеком встаёт выбор пути развития и насколько он окажется осознанным, успешным и эффективным, от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь.

В современных жизненных реалиях профориентация приобретает новые ступени развития и борьбу за будущих абитуриентов. С учётом климатических и местных особенностей востребованности будущих профессионалов. В настоящее время правильный подход к профориентации, стал наиболее актуальным и правильно организованная профориентационная работа является залогом успешной кадровой политики современного государства и самоопределения школьников и студентов.

Как отмечают в своих трудах учёные Апостолов О.П., Белов В. И., и Пряжников Н.С. на современном этапе профориентационная деятельность приобретает вид сопровождения профессионального самоопределения человека, поскольку «возрастает приоритет личности, так и её ответственность за обоснованность и результаты решений»[4,7].

Новые общественно-экономические условия, сложившиеся в нашей стране, новые реалии в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также цифровизация, урбанизация, рост технологий, обновление содержания профессий и рынка труда, привели к необходимости создания новых подходов к профориентации школьников. Ранняя профессиональная ориентация является предпосылкой профессионального самоопределения школьников, мотивацией к учению в студенчестве в выбранном профессиональном направлении и постоянному совершенствованию в своей профессии. Забота современного общества о профессиональном становлении подрастающего поколения,
поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

В последнее время высокую оценку эффективности получило сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на различных ступенях образования. Раннее выявление интересов к той или иной профессии способствует проведение профориентационных экскурсий и мастер- классов для школьников 1-4 классов и профессиональных проб для 5-11классов, когда школьники воочию могут увидеть и попробовать себя в выполнении определённых операций с использованием технологий, оборудования и различных инструментов. Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. В ходе профориентационной деятельности с обучающимися могут быть использованы разнообразные методы, формы организации учебного процесса и образовательные технологии. Посещение открытых площадок во время проведения олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, привлечение к профориентационной работе студентов - волонтёров разных курсов, которые на своём опыте могут рассказать о выборе в пользу данной специальности и тем самым помочь будущим абитуриентам сделать первый шаг.

В 2022 году в России стартовала новая программа для средних учебных заведений «Профессионалитет», это образование, позволяющее молодому человеку стать высококвалифицированным специалистом на ведущих предприятиях региона. Утверждены 42 региональные программы популяризации ФП «Профессионалитет» в целях повышения информированности школьников. Программа создана для выпускников 9-11 классов. Проведение мастер-классов, экскурсий по направлениям кластера, родительских собраний с представителями кластера, профессиональных проб с целью расширения представления обучающихся о различных профессиях и специальностях. По сути, профессионалитет — это один из этапов проводимой в последнее время реструктуризации системы среднего профессионального образования. Новая программа опирается на три главные нововведения:



  • Первое — вовлечение в образование учащихся колледжей и техникумов представителей профессиональных сообществ, «действующих игроков рынка», которые также станут инвесторами системы образования.

  • Второе — сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности.

  • И третье — создание в учебных заведениях разного рода центров молодежных инициатив.

«Профессионалитет» можно назвать новым уровнем среднего профессионального образования, практически гарантирующем трудоустройство. После оптимизации сроков обучения студентов колледжей и техникумов, согласно планам Министерства просвещения, те, кто получает рабочую профессию, будут сидеть за партами два года, а более технологичную – три, позволяющие молодому человеку трудоустроиться и быть успешным, можно привить ему довольно быстро. Сегодня, напомним, студенты в ссузах учатся четыре года. Эта система признается, во-первых, устаревшей, а во-вторых, затратной для госбюджета. На сегодняшний день важны цифровые компетенции, умение работать с новыми технологиями. «Важно, чтобы студенты получили практическую подготовку и были готовы к работе на современном производстве». Основная задача — максимально приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и конкретных отраслях. Заключение договоров о целевом обучении, заключение договоров о сотрудничестве и взаимодействии (в т.ч. с обучающимися), уровень стипендиальной поддержки, наставничество, трудоустройство выпускников, качество (соответствие образовательных программ, кадрового обеспечения и МТБ требованиям работодателя) всё это может стать решающим доводом в пользу выбранной профессии или специальности.

Вывод: Реалии современности требуют внесение изменений в подходы к профориентационной работе. Необходимо разумное сочетание всех форм и методов профориентационной работы, постоянное повышение квалификации специалистов, помогающих в становлении самоопределяющейся личности к осознанному выбору определённой специальности или профессии и дальнейшего карьерного роста.


Список литературы:

1. Апостолов О.П., Профессиональная ориентация в России 1-е изд. М: ИП Татаринов М. В. 2011.

2. Белов В. И., Формирование личности профессионала как непрерывный процесс Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб.ст.-СПб.: ЛОИРО 2015

3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение М,. 2008.