Файл: Педагогический дизайн урока как современная модель методической работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс педагогического дизайна включает в себя ряд этапов:

  • фаза изучении ситуации: анализ потребностей и контекста, обзор литературы, разработка концептуальной или теоретической основы исследования;

  • фаза прототипирования: итеративное проектирование, состоящее из итераций, каждая из которых представляет собой микроцикл исследований с формирующей оценкой как наиболее важная исследовательская деятельность, направленная на улучшение и уточнение вмешательства;

  • фаза оценки: промежуточная и итоговая оценка для определения соответствия решения или вмешательства заранее определенным спецификациям.

Процесс педагогического дизайна носит характер:

  • интервенционистичности: направлено на разработку вмешательства в реальных условиях, с учетом педагогического контекста (ландшафта);

  • итеративности: включает в себя циклы педагогического анализа, проектирования и разработки, оценки и корректировки;

  • процессуальности: акцентируется на понимании и улучшении педагогических вмешательств;

  • практичности: ценность педагогического прототипа измеряется, отчасти, его полезностью для учащихся в реальных условиях;

  • шаблонности: структурированное описание способа решения повторяющейся проблемы, которое включает описание самой проблемы и контекста, в котором этот метод применим.

Педагогический дизайн сочетает педагогику, психологию и коммуникацию для создания наиболее эффективных моделей обучения, включающих конкретные инструкции (алгоритмы) для обучающихся, которые помогают понять изучаемый материал.
Цель и задачи педагогического дизайна. Целью педагогического дизайна является проектирование и разработка вмешательства как решения сложной проблемы, и, следовательно, отправной точкой для исследования дизайна являются образовательные проблемы, для которых нет вообще или есть лишь несколько утвержденных принципов (рекомендации «как это сделать») доступны для структурирования и поддержки деятельности по проектированию и разработке. Результатом любой систематической деятельности по педагогическому дизайну является дорожная карта или сценарий, который определяет формат, содержание и структуру среды, набор утвержденных правил (принципов) и условий реализации [15].

Педагогический дизайн предполагает определение состояния и потребностей учащегося, определение конечной цели обучения и создание некоторого «вмешательства», чтобы помочь в переходе. Результаты этой инструкции могут быть непосредственно наблюдаемыми и научно измеренными или полностью скрытыми и предполагаемыми.


Создавать и поддерживать для обучающегося среду наиболее рационального сочетания образовательных ресурсов необходимо для обеспечения педагогически обоснованного развития субъектов образования.

Разработка рациональных, комфортных и эффективных способов образования предполагает наполнение педагогического процесса содержательной информацией, определение последовательности изложения и использование современного педагогического инструментария для реализации обучающего материала.

Главной задачей педагогического дизайна является выявление неявных решений педагогических вопросов, трансформация их в явные путем преобразования в руководящие принципы для решения проблем образования.

Для этого необходимо решить ряд подзадач:

  • проанализировать потребности обучающихся, их уровень компетенций и возможных результатов обучения, педагогический контекст;

  • определить цель и задачи планируемого внедрения;

  • структурировать дидактический материал, т. е. совокупность логически выстроенного учебного материала;

  • подобрать дидактические ресурсы, средства и методы;

  • создать педагогический прототип;

  • разработать оценочные средства;

  • определить пути усовершенствования педагогического вмешательства.


Список литературы:

1.       Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник ВятГУ. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-dizayn-ponyatie-predmet-osnovnye-kategorii (дата обращения: 03.07.2020)

2.       Branch R. M., Gustafson K. L. What is educational design. Trends and challenges in educational design and technology // Handbook of Research on Educational Communications and Technology; [ed. by Robert Maribe Branch].  NY : ERIC Clearinghouse on Information and Technology.  2002 , P. 16-25

3.       Branch R. M.,  Merrill M. D. (2012). Characteristics of instructional design models // Trends and Issues in Instructional Design and Technology (2 th Edition.). Upper River, New Jersey: Pearson Education, Inc., 2007, p. 8-16

4.       Демидова И. А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Том 4. Выпуск 4. – С. 25-32

5.       Ed Forest: Instructional Design URL:    https://educationaltechnology.net/instructional-design/ (дата обращения: 04.07.2020)

6.       Кузнецова И. С. Педагогический дизайн//Теория и практика разработки современных учебных материалов, использования инновационных образовательных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Сборник материалов практического семинара национального фонда подготовки кадров. 19-23 сентября 2005г.-М.,2005



7.       Любомирская Н. В. Коннективизм как способ приготовления пиццы URL: https://pedsovet.org/dnevniki/pedsovet/konnektivizm-kak-sposob-prigotovleniya-pitstsy (дата обращения: 03.07.2020)

8.       Merrill M. D., Drake L., Lacy M. J., Pratt J. Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1996. Vol. 36. № 5. P. 5-7.

9.       Москаева А. С., Зенкевич Е. П.  Дизайн  // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 8: Дебитор — Евкалипт. М.: Сов. энциклопедия, 1972. С. 743

10.  Nieveen N.M.  Prototyping to reach product quality. Design approaches and tools in education and training. Dordrecht : Kluwer, 1999. pp. 125-135

11.  Подковырова В. Н. Основы педагогического дизайна  URL: http://school.uni‐altai.ru/m_conf01/podkovirova‐dezign.pdf (дата обращения: 04.07.2020)

12.  Позитивизм: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/позитивизм (дата обращения: 04.07.2020)

13.  Пулявская А. Конструктивизм: основные положенияURL:  https://nitforyou.com/konstruktivistskij-podxod/# (дата обращения: 04.07.2020)

14.  Reiser R.A., Dempsey, J.V.  Trends and Issues in Instructional Design and Technology (2 th Edition.). Upper River, New Jersey: Pearson Education, Inc., 2007 pp. 575

15.  Reigeluth C. M. Instructional design: What it is and why is it? In C. M. Reigeluth (Ed.), Instructional design theories and models: An overview oftheir current status Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. Reigeluth, 1983. pp. 3-36.

16.  Romiszowski A. J. Designing instructional systems. Decision making in course planning and curriculum design. London: Kogan Page. Romiszowski,  1981 pp. 432

17.  Smith M. F. Software prototyping: Adoption, practice and management. London: McGraw-Hill, 1991 pp. 432

18.  Siemens G.  Instructional design in elearning URL:http://www.elearnspace.org /Articles/InstructionalDesign.htm (дата обращения: 04.07.2020)

19.  Sara M.A Brief History of Instructional Design, URL:http://www.coe.uh.edu/courses/cuin6373/whatisid.html (дата обращения: 04.07.2020)

20.  Smith P. L., Ragan, T. J . Instructional Design. 3rd ed. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2005 pp.150