Файл: Реферат по курсу Специалист по пожарной профилактике.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 544
Скачиваний: 40
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При подготовке персонала руководитель тренировки должен:
– довести информацию об объемно–планировочных решениях объекта, состоянии систем противопожарной защиты, в том числе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
– довести замысел тренировки;
– довести порядок действий при возникновении пожара, а также стадии развития пожара, порядок действий по самостоятельному тушению пожара, оказанию первой помощи пострадавшим и др.
Все категории участников при проведении противопожарных тренировок должны иметь следующие отличительные знаки:
– руководитель тушения пожара – красную отличительную повязку;
– посредники – желтую отличительную повязку;
– тренирующийся персонал – без повязок.
Обстановку условного пожара при проведении противопожарных тренировок имитируют следующими средствами:
– очаг – красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);
– зона задымления – синими флажками;
– зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров – желтыми флажками.
Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной, чтобы посредники имели возможность изменять ее на определенном участке в соответствии с тактическим замыслом руководителя тренировки. Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб здоровью персонала и пациентам, помещениям и оборудованию, запрещается.
При подготовке к тренировке принимаются меры по устранению нарушений содержания путей эвакуации и эвакуационных выходов, которые могут препятствовать быстрой и безопасной эвакуации людей, проверяется исправность и работоспособность системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (далее – СОУЭ).
В медицинских учреждениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалиды с поражением опорно–двигательного аппарата и центральной нервной системы, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и тяжелобольные), главный врач организует подготовку персонала к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара. Особое внимание при планировании и проведении тренировок по эвакуации также следует обращать на эвакуацию детей и пациентов психоневрологических и наркологических учреждений.
Порядок проведения тренировки.
Началом практической отработки является подача звукового и (или) световых сигналов о возникновении пожара от системы оповещения о пожаре во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей. Звуковой сигнал оповещения должен отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.
С получением сигнала о возникновении пожара все участники тренировки проводят мероприятия в соответствии с инструкцией по действиям в случае возникновения пожара, открывают все (запасные) эвакуационные выходы и в установленной последовательности производят эвакуацию. Эвакуация производится через ближайший и (или) наиболее защищенный от опасных факторов пожара эвакуационный выход, передвижение всех при этом должно быть быстрым, но не бегом, без лишней суеты и торопливости.
Эвакуация не должна мешать действиям пожарных по тушению пожара.
Эвакуируемые выводятся из здания, в теплое время года – на улицу, в безопасное место. В зимнее время года – эвакуируются в ближайшее, заранее определенное здание вне зоны воздействия опасных факторов пожара.
В ходе практической тренировки руководитель тушения пожара контролирует правильность проведения эвакуации, а также время, в течение которого проведена полная эвакуация людей из здания.
После эвакуации из здания проводится списочное уточнение всех эвакуированных, осуществляется доклад руководителю тушения пожара.
Посредники проводят обход помещений здания на предмет установления людей, его не покинувших.
Обслуживающий персонал, не занятый в проведении эвакуации, начинает тушение пожара имеющимися на объекте первичными средствами пожаротушения и проводит работы по эвакуации имущества и других материальных ценностей из здания.
Анализ (разбор) результатов тренировки и подведение ее итогов.
Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.
Разбору подлежат объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные и индивидуальные тренировки. Разбор должен производиться руководителем тренировки с привлечением посредников сразу же после окончания тренировки. На разборе тренировки должен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие.
Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:
– руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;
– представитель объекта (при совместной тренировке) сообщает о действиях обслуживающего персонала объекта до и после прибытия подразделений ГПС;
– руководитель тушения пожара докладывает о сложившейся обстановке и принятых им решениях по ликвидации пожара, а также по предотвращению развития аварии, отмечает правильные действия персонала и недостатки на тренировке;
– действия РТП уточняет посредник (если таковой предусматривался программой), который дает свою оценку его действиям;
– посредники других участков тренировки (если такие по программе предусматривались) докладывают о действиях персонала и дают свою оценку с анализом ошибок участников тренировки.
При разборе тренировки в отношении каждого участника должно быть учтено:
– знание плана эвакуации;
– понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса;
– правильность действий при эвакуации и ликвидации условного пожара;
– характер допущенных ошибок и причины их совершения;
– знание должностных инструкций, мест расположения средств управления противопожарного оборудования и аппаратуры, защитных первичных и стационарных средств пожаротушения, их местонахождения и порядка их применения;
– умение оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях и пожарах.
В заключение разбора руководитель тренировки подводит итоги и дает общую и индивидуальную оценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Если при проведении тренировки поставленные цели не были достигнуты, руководители подразделений не обеспечили решения поставленных задач, то проводятся повторные тренировки этих подразделений на данном или другом объекте.
Результаты тренировок фиксируются в журнале учета тренировок.
Список литературы
1. ГОСТ 12.1.004 – 91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
2. ГОСТ 12.1.033 – 81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.
3. ГОСТ Р 12.4.026 – 2001. Требования к планам эвакуации.
4. ГОСТ 25772 – 83. Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия.
5. ГОСТ 30247.2 – 97. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери и ворота.
6. Недоступов, Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.К. Недоступов. – В 3 ч. – Мытищи: Изд–во УПЦ «Талант». – Ч.2. – 2001. – 216 с.
7. НПБ 104 – 95. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях.
8. НПБ 110 – 99. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
9. Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре [Текст]: методические рекомендации/ под общ. ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Институт риска и безопасности, 2007. – 44 с.
10. Пожарная безопасность: научно – технический журнал. – М.: ООО «Информост», 2001 – 2002. – 74 с.
11. Пособие по пожарной безопасности. – М.: Изд–во НЦ ЭНАС, 2005. – 64 с.
12. Петрова, М.С. Охрана труда на производстве и в учебном процессе [Текст]: учебное пособие/ М.С. Петрова, С.В. петров, С.Н. Вольхин. – М.: Изд–во НЦ ЭНАС, 2005. – 175 с.
13. Петров, С.В. Концепция безопасности образовательных учреждений [Текст] / С.В. Петров // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – №10. – С.11 – 16.
14. Петров, С.В. Обеспечение безопасности образовательных учреждений [Текст]: практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений/ С.В. петров. – М.: Изд–во НЦ ЭНАС, 2006. – 248 с.
15. СНиП 2.08.02 – 89. Общественные здания и сооружения.
16. СНиП 21 – 01 – 97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
17. СНиП 23 – 05 – 95. Естественное и искусственное освещение.
18. СНиП 2.2.1/2.2.1.1278 – 03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
19. Федеральный закон Российской федерации от 21 декабря 1994 г. №69 – ФЗ «О пожарной безопасности».
20. Холщевников, В.В., Самошин, Д.А. Эвакуация людей при пожаре [Текст]: учебное пособие/ В.В. Холщевников, Д.А. Самошин. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 212 с.