Файл: Конспект проведения занятия по служебной подготовке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.








Утверждаю

Начальника ________________

______________ МЧС России»

подполковник внутренней службы
________________________________

«____» ___________________ 202_








ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по служебной подготовке

старшего и среднего начальствующего состава в группе ШОМ

по предмету: «специальная подготовка»



Тема:

Основные принципы выбора решающего направления боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС


Вид занятия:

классно-групповое Отводимое время: 45 мин


Цель занятия:

Изучить с личным составом отдела вопросы, касающиеся основных принципов выбора решающего направления боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.


Литература, используемая при проведении занятия:
1. Приказ Министерства Труда и Социальной Защиты от 11.12.2020 № 881Н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны».

2. Приказ МЧС России от 26.10.2017 № 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны».

3. Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
2. Развернутый план занятия.



п/п

Учебные вопросы (включая контроль занятий)

Время (мин)

Содержание учебного вопроса,

метод отработки и материальное обеспечение

(в т.ч. технические средства обучения

учебного вопроса)

1

2

3

4

1

Подготовительная часть

5

Сбор личного состава.

Объявить тему, цель и план проведения занятия.

2

Вводная часть

5

Боевой устав подразделений пожарной охраны определяет порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации подразделениями пожарной охраны, в том числе порядок действий личного состава при тушении пожаров и проведении АСР, основные принципы управления и реагирования подразделений пожарной охраны, за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения АСР на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы.

3

Основная часть

30

При проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара определяется направление, на котором использование сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров, в данный момент времени обеспечивает наиболее эффективные условия для выполнения основной боевой задачи.

Решающее направление на пожаре всегда одно, но в ходе проведения боевых действий по тушению пожаров на месте пожара оно может меняться при выполнении поставленных задач в зависимости от оперативно-тактической обстановки на пожаре и условий тушения.
При определении решающего направления старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия участниками боевых действий по тушению пожара, следует исходить из следующих основных условий:

1 реальная угроза жизни людей, в том числе участников боевых действий по тушению пожаров на месте пожара, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна - силы и средства подразделений пожарной охраны направляются на спасение людей;

2 угроза взрыва или обрушения строительных конструкций - силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;

3 охват пожаром части здания (сооружения) и наличие угрозы его распространения на другие части здания (сооружения) или на соседние здания (сооружения) - силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;

4 охват пожаром отдельно стоящего здания (сооружения) и отсутствие угрозы распространения огня на соседние здания (сооружения) - силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;

5 охват пожаром здания (сооружения), не представляющего на момент прибытия подразделений пожарной охраны ценности, и наличие угрозы перехода пожара на соседние здания (сооружения) - силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на защиту соседних, не горящих, зданий (сооружений).
Первое указание прибывшего на пожар старшего оперативного должностного лица пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара, о чем делается запись в журнале пункта связи гарнизона (подразделения пожарной охраны) и документах оперативного штаба на месте пожара (при его создании).

При прибытии подразделения пожарной охраны к месту пожара РТП проводятся следующие мероприятия:

- сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о прибытии к месту пожара;

- проводится оценка обстановки на месте пожара по внешним признакам (объект пожара, место и размеры пожара по информации на момент прибытия, возможные пути распространения пожара, наличие людей в горящем здании, противопожарные характеристики объекта пожара);

- проводится оценка информации, полученной от руководителя и должностных лиц организаций, осуществляющих встречу подразделения пожарной охраны, очевидцев и других лиц на месте пожара;

- уточняются сведения о завершении эвакуации людей из горящего здания, а также о возможных местах нахождения оставшихся в здании людей, в том числе об их состоянии;

- сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о подтверждении (снижении, повышении) установленного при высылке подразделения пожарной охраны ранга (номера) пожара, достаточности сил и средств на месте пожара, о необходимости вызова на место пожара дополнительных подразделений и служб жизнеобеспечения;

- проводится разведка источников наружного противопожарного водоснабжения.
Управление силами и средствами на месте пожара предусматривает:

- оценку обстановки и создание по решению РТП временно формируемого нештатного органа управления боевыми действиями по тушению пожаров на месте пожара;

- установление компетенции должностных лиц оперативного штаба на месте пожара;

- планирование проведения боевых действий по тушению пожаров, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений пожарной охраны, принятие решений по организации проведения боевых действий по тушению пожаров;

- постановку задач участникам боевых действий по тушению пожаров, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки при пожаре;

- своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на месте пожара;

- применение сил и средств подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров, а также ведение документации оперативного штаба на месте пожара;

- мероприятия, направленные на обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров.
При проведении разведки пожара устанавливаются:

- наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

- объект пожара, место и размер пожара (площадь, объем), пути распространения огня;

возможные пути и направления ввода сил и средств подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров;

- опасность взрыва, радиоактивного заражения, отравления, обрушения, наличие легковоспламеняющихся веществ;

- наличие и возможность вторичных проявлений ОФП, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства в организациях;

- необходимость эвакуации имущества и материальных ценностей, а также возможность их защиты от ОФП;

- наличие и возможность использования систем и средств противопожарной защиты организаций;

- местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

- наличие электроустановок под напряжением, способы и целесообразность их отключения;

- состояние и поведение строительных конструкций здания (сооружения), необходимость и места их вскрытия и разборки;

- достаточность сил и средств подразделений пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара;

- иные данные, необходимые для выбора решающего направления.
Спасение имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения основной боевой задачи.

Спасение людей организуется в первоочередном порядке и проводится, если:

- людям угрожают ОФП;

- имеется угроза взрыва и обрушения конструкций;

- люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;

- имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации;

  • предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ.

Пути и способы спасения людей определяются РТП в зависимости от обстановки на пожаре и состояния спасаемых.
При боевом развертывании сил и средств осуществляются мероприятия по приведению прибывшей к месту пожара пожарной и аварийно- спасательной техники в состояние готовности к выполнению основной боевой задачи.

Боевое развертывание сил и средств подразделяется на следующие этапы:

- подготовка к боевому развертыванию;

- предварительное боевое развертывание;

- полное боевое развертывание.
При ликвидации горения участниками боевых действий по тушению пожаров проводятся действия, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов при пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.
Для ограничения развития пожара и его ликвидации проводятся:

- своевременное сосредоточение и ввод в действие требуемого количества сил и средств;

- быстрый выход ствольщиков на боевые позиции;

  • организация бесперебойной подачи огнетушащих веществ.


Основными способами прекращения горения веществ и материалов являются:

- охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;

- разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;

- изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;

- химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.
Тушение пожаров электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, а также электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии, в специальных фортификационных сооружениях, которое по условиям технологии производства не может быть обесточено, разрешается выполнять без снятия напряжения с выполнением следующих условий:

- невозможность снятия напряжения определяется эксплуатирующей организацией с доведением информации до РТП;

- необходимость тушения пожара на элементах оборудования, находящегося под напряжением до 0,4 кВ (до 10 кВ) на цепях вторичной коммутации, определяется эксплуатирующими организациями и подтверждается выдачей письменного допуска начальника смены энергетического объекта либо иного уполномоченного лица.

РТП имеет право приступить к тушению электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, а также электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии, в специальных фортификационных сооружениях, только после получения письменного допуска к тушению пожара, проведения инструктажа участников боевых действий по тушению пожаров представителями энергетического объекта, создания условий визуального контроля за электроустановками, заземления пожарных стволов и насоса ПА, с обязательным соблюдением правил охраны труда.

Личный состав подразделений пожарной охраны привлекается для тушения пожаров электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии, в специальных фортификационных сооружениях, только с письменного согласия на добровольное участие в тушении электроустановок, находящихся под напряжением до 10 кВ.
Пожар считается ликвидированным, если одновременно выполнены следующие условия:

- прекращено горение;

  • исключены условия для самопроизвольного возникновения горения.

Сбор сил и средств производится после ликвидации пожара или сокращения объема работ при пожаре.

После завершения боевых действий по тушению пожаров начальником караула подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого произошел пожар, составляется донесение о пожаре, которое регистрируется в Журнале учета донесений о пожаре.
При проведении АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ осуществляются боевые действия по тушению пожаров, направленные на обеспечение необходимых условий для успешного выполнения основной задачи с использованием специальных технических средств, способов и приемов.

К АСР, связанным с тушением пожара, и другим специальным работам относятся:

- вскрытие и разборка конструкций;

- подъем (спуск) на высоту;

- организация связи;

- освещение места пожара;

- восстановление работоспособности технических средств;

- выполнение защитных мероприятий.
Сбор и следование в место постоянной дислокации

Сбор проводится непосредственно перед следованием подразделения пожарной охраны в место постоянной дислокации и включает следующие мероприятия:

-проверку наличия личного состава подразделения пожарной охраны, принимавшего участие в проведении боевых действий по тушению пожаров;

-сбор и проверку комплектности закрепленного за подразделением пожарной охраны пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей, средств связи;

-размещение и крепление пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей на ПА;

-закрытие крышек колодцев пожарных гидрантов, открытых при проведении боевых действий по тушению пожаров.

О завершении сбора и готовности к следованию в место постоянной дислокации начальник караула, командир отделения должен доложить РТП и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны). Следование в место постоянной дислокации осуществляется только после указания РТП.
Восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны

Восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны осуществляется непосредственно по прибытии в место постоянной дислокации, не должно превышать 40 минут, и включает в себя:

- визуальный осмотр начальником караула состояния подчиненного личного состава;

- заправку ПА горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;

- замену неисправного пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей, средств связи, обмундирования (боевой одежды, формы одежды), а также замену промокших пожарных рукавов на сухие и их сушку;

  • техническое обслуживание ПА;

- заправку (замену) воздушных (кислородных) баллонов СИЗОД;

- зарядку аккумуляторных батарей средств связи и освещения;

- укладку боевой одежды и снаряжения на стеллажи; мойку ПА.

По завершении указанных мероприятий диспетчеру гарнизона сообщается информация о готовности подразделения пожарной охраны к проведению боевых действий по тушению пожаров.
Участники боевых действий по тушению пожаров, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Участниками боевых действий по тушению пожаров должны:

- выполняться требования настоящего Боевого устава, а также проводиться

- действия, необходимые для выполнения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации, правилам охраны труда;

- обеспечиваться бесперебойная работа закрепленной пожарной и аварийно- спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей тушения пожаров и проведения АСР, пожарного инструмента и оборудования, аварийно- спасательного оборудования, осуществляться контроль за их сохранностью, приниматься меры по выявлению и устранению неисправностей;

- осуществляться контроль за изменением обстановки на месте пожара, подаваемыми командами и сигналами, на основании подаваемых команд и сигналов вноситься коррективы в собственные действия с последующим докладом непосредственному руководителю;

- поддерживаться связь при проведении боевых действий по тушению пожаров;

- соблюдаться правила охраны труда;

- проводиться мероприятия по ограничению развития пожара и обеспечению его ликвидации;

- осуществляться эвакуация людей и имущества с места пожара; проявляться взаимовыручка и оказываться при необходимости первая помощь пострадавшим.
Участниками боевых действий по тушению пожаров должны выполняться обязанности по следующим основным должностям:

а) нештатные должности в составе оперативного штаба на месте пожара:

- начальник оперативного штаба;

- заместитель начальника оперативного штаба; начальник тыла;

- начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС; ответственный за охрану труда; должностные лица ОГ;

б) нештатные должности на месте пожара:

- РТП;

- начальник БУ (СПР);

- оперативный дежурный;

- постовой на посту безопасности ГДЗС;

- командир звена ГДЗС;

- газодымозащитник;

- ствольщик (подствольщик);

- связной;

в) штатные должности на месте пожара:

- начальник караула;

- командир отделения;

- начальник аварийно-спасательного расчета;

- водитель ПА (АСА);

- пожарный;

- спасатель.

Далее - «начальник штаба».

Далее - «заместитель начальника штаба».

Далее - «начальник КПП ГДЗС».
Подразделения пожарной охраны привлекаются к проведению АСР и других неотложных работ при ликвидации ЧС, связанных с:

- прохождением комплекса неблагоприятных метеорологических явлений;

- наводнениями (паводками);

- химическим, бактериологическим, радиационным заражением местности;

- обнаружением взрывоопасных предметов;

- транспортными происшествиями;

- обрушениями зданий и сооружений (землетрясениями);

- природными пожарами (при угрозе населенным пунктам);

  • крупными техногенными пожарами.

Действия по проведению АСР включают следующие этапы:

а) действия, проводимые до прибытия к месту ЧС:

- прием и обработка сообщения о ЧС;

- выезд и следование к месту ЧС;

б) действия, проводимые на месте ЧС:

- прибытие к месту ЧС;

- управление силами и средствами на месте ЧС;

-разведка ЧС;

- спасение людей;

- проведение АСР и других неотложных работ;

в) действия, проводимые после ликвидации ЧС:

- сбор и следование в место постоянной дислокации;

- восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.
Участниками ликвидации ЧС являются личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны, территориальных и функциональных подсистем РСЧС, другие силы (в том числе нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, а также спасатели, население и отдельные граждане, не являющиеся спасателями, привлекаемые по решению РЛЧС), привлеченные к проведению АСР и других неотложных работ на месте ЧС.

Участниками ликвидации ЧС должны выполняться обязанности по следующим основным должностям:

а) нештатные должности в составе оперативного штаба на месте ЧС:

- начальник оперативного штаба;

- заместитель начальника оперативного штаба; начальник тыла; ответственный за охрану труда; должностные лица ОГ;

б) нештатные должности на месте ЧС:

- РЛЧС;

- начальник БУ (СПР); связной;

- оперативный дежурный;

в) штатные должности на месте ЧС:

- начальник караула;

- командир отделения;

- начальник аварийно-спасательного расчета;

- водитель ПА (АСА);

- пожарный;

- спасатель.

3

Заключительная часть

5

Ответ на вопросы, возникшие в ходе проведения занятия. Проведение опроса по изученной теме в форме теста.



3. Пособия и оборудование, используемые при проведении занятия: слайдовое сопровождение.

4. Задание для самостоятельной работы: личному составу специального отдела № 19 ФГКУ «Специального управление ФПС № 72 МЧС России», отсутствующему на занятии, данную тему изучить самостоятельно и восполнить записи в специальной тетради, перед следующим занятием повторить тему по составленным конспектам.


Руководитель занятия:

__________________________

лейтенант внутренней службы _____________

Контрольный лист
Тестовое задание

по предмету: «Специальная подготовка»

Тема: «Основные принципы выбора решающего направления боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС».

Ф.И.О._____________________________________________________________

Должность _________________________________________________________

Подразделение _____________________________________________________


№ вопроса

1.

2.

3.

4.

5.

ответ

3

1

2

2

1


1. В каком документе описаны условия при выборе решающего направления?

1) Приказ МЧС России от 26.10.2017 № 472

2) Приказ МЧС России от 20.10.2017 № 452

3) Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444
2. Сколько решающих направлений может быть одновременно на пожаре?

1) одно

2) два

3) несколько
3. Боевое развертывание сил и средств подразделяется на следующие этапы:

1) подготовка к боевому развертыванию, неполное боевое развертывание, полное боевое развертывание

2) подготовка к боевому развертыванию, предварительное боевое развертывание, полное боевое развертывание

3) начальное боевое развертывание, предварительное боевое развертывание, заключительное боевое развертывание

4. Личный состав подразделений пожарной охраны привлекается для тушения пожаров электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии

:

1) только с устного согласия на добровольное участие в тушении электроустановок

2) только с письменного согласия на добровольное участие в тушении электроустановок

3) по распоряжению РТП без согласия на добровольное участие в тушении электроустановок

5. Может ли быть изменено решающее направление в связи с изменением обстановки на пожаре?

1) да

2) нет

3) в зависимости от обстановки

Раздаточный лист
Тестовое задание

по предмету: «Специальная подготовка»

Тема: «Основные принципы выбора решающего направления боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС».
Ф.И.О._____________________________________________________________

Должность _________________________________________________________

Подразделение _____________________________________________________


№ вопроса

1.

2.

3.

4.

5.

ответ

















1. В каком документе описаны условия при выборе решающего направления?

1) Приказ МЧС России от 26.10.2017 № 472

2) Приказ МЧС России от 20.10.2017 № 452

3) Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444
2. Сколько решающих направлений может быть одновременно на пожаре?

1) одно

2) два

3) несколько
3. Боевое развертывание сил и средств подразделяется на следующие этапы:

1) подготовка к боевому развертыванию, неполное боевое развертывание, полное боевое развертывание

2) подготовка к боевому развертыванию, предварительное боевое развертывание, полное боевое развертывание

3) начальное боевое развертывание, предварительное боевое развертывание, заключительное боевое развертывание
4. Личный состав подразделений пожарной охраны привлекается для тушения пожаров электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии:

1) только с устного согласия на добровольное участие в тушении электроустановок

2) только с письменного согласия на добровольное участие в тушении электроустановок

3) по распоряжению РТП без согласия на добровольное участие в тушении электроустановок
5. Может ли быть изменено решающее направление в связи с изменением обстановки на пожаре?


1) да

2) нет

3) в зависимости от обстановки