Файл: Картотека игрэкспериментов во второй младшей группе Осень Сентябрь. Веселые человечки играют.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ставит на поднос и выносит на улицу, во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки и украшают участок.

Результат. Дети изготавливали цветные льдинки, наблюдали за процессом замерзания цветной воды в формочках.

Вывод. Вода имеет свойства замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой она находиться, в воде растворяется краска.

«Взаимодействие воды и снега»

Цель. Познакомить детей с агрегатным состоянием воды(жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег.

Материалы и оборудование. Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).

Ход.  Педагог утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду (жестом показывает, как много), затем демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее. Педагог просит детей объяснить, как они узнал, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом), если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с теплой или холодной водой. Дети выполняют это задание- в тарелку, в стаканы с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег.

Результат. Дети определяли,  что происходит со снегом в теплой комнате, в воде какой температуры быстрее тает снег.

Вывод. Чем теплее вода, тем быстрее тает снег. Талая вода не прозрачная,  грязная. Снег в рот брать нельзя, так как он холодный и грязный, можно заболеть.

Февраль.

«Чудесный мешочек»

Цель.  Развивать навыки у детей определять температурные качества веществ и предметов.

Материалы и оборудование. Мелкие предметы из дерева, металла, стекла.

Ход. Дети рассматривают мелкие предметы из дерева, металла, стекла, , называют их, определяют материалы и складывают предметы в мешочек. Взрослый предлагает достать детям из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать металлические предметы в руках и определить, какими стали предметы (теплыми, они согрелись в руках). Дети меняются предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с предметами, если они полежат на холоде  (они станут холодными). Затем педагог выкладывают предметы из разных материалов на улицу и через 5-10 минут вносит их обратно. Дети определяют на ощупь, как изменилась  температура предметов (стали прохладными, остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные.


Результат. Дети определяли температуру предметов из разного материала  при комнатной температуре, подержав в руке и после того, как эти предметы полежали на холоде.

Вывод.  Металлические предметы самые холодные; деревянные – теплее.

«Замерзание жидкостей».

Цель.  Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Материал и оборудование. Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло, ёмкости, алгоритм деятельности.

Ход. Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов).

Воспитатель приготавливает раствор соленой воды по алгоритму, заливает соленый раствор и обычную воду в формочки ставит на длительное время в холод. Затем вносит формочки в помещение. Дети под руководством воспитателя рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие - нет.

Результат. Дети познакомились с различными жидкостями и выявили различия в процессе их замерзания.

Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие - медленнее.

«Горячо-холодно»

Цель. Сформировать у детей навыки определять температурные качества веществ и предметов.

Материалы и оборудование. Емкости с водой разной температуры. Ванночка.

Ход. Дети рассматривают емкости с водой Педагог предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой); какая вода нужна для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей- можно обжечься, надо выбрать теплую); как определить, какая вода в ведерках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Педагог спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдают за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли. Педагог обсуждает это с детьми.

Результат. Дети определяли температуру емкостей с водой разной температуры и без воды.

Вывод

. Температура поверхности емкостей зависит от температуры воды, находящейся в ней.


«Ветка в вазе»

Цель. Показать значение воды в жизни растений.

Материал. Ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Ход. Художественное слово   

Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,

Упала веточка на снег и там бы пролежала, 

Но подняла её рука заботлива и нежно 

И отнесла её в тепло воды напиться снежной.

Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки, 

Из них появятся на свет зелёные листочки. 

Педагог срезает или подбирает сломанную веточку быстро распускающихся деревьев. Наливает в вазу воду. Вместе с детьми рассматривает веточки и почки на них. После ставит веточку в вазу и объясняет детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Веточки ставятся на видное место. Педагог спрашивает у детей, что произойдет. Дети делают предположения. Каждый день педагог вместе с детьми наблюдает за веточками. Через время почки лопаются и появляются зеленые листочки.

Результат. Дети вместе с педагогом поставили веточки в воду и наблюдали за ними длительное время.

Вывод. Вода дает жизнь всему живому. На  веточках, поставленных в вазу с водой, через время появляются зеленые листочки.

Весна

Март

«Легкий – тяжелый»

Цель.  Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Формировать навыки определения веса  предметов и группировки  предметов по весу (легкие – тяжелые).

Материал и оборудование.  Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Ход. Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:        игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках; игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему; игрушки одного размера из разных материалов.

 Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок.


Результат. Дети  выбирали  игрушки  одинаковые и разные по материалу, размеру, полые внутри и заполненные песком. Дети определяли вес предметов, группировали предметы по весу.

Вывод. Предметы имеют разный вес, который зависит от материала, из которого они  сделаны, от размера, от того, полые они или чем-либо заполнены.

«Бумага, ее качества и свойства»

Цель. Развивать навыки узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Материал и оборудование. Бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход.  Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая эта бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.

Результат. Дети узнавали вещи, сделанные из бумаги, выявляли ее качества. Вместе с педагогом составляли алгоритм описания свойств бумаги.

Вывод.  Бумага имеет цвет, разную поверхность, толщину, имеет свойства: мнется, рвется, режется, горит, размокает в воде.


«Ткань, ее качества и свойства».

Цель.  Развивать способности узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Материал и оборудование. Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать из чего сшиты платья, какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщины. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется), опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает), сравнивает изменение ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.


Результат. Дети узнавали вещи из ткани, определяли ее качества и свойства.

Вывод. Ткань имеет качества: толщину, структуру поерхности, степень прочности, мягкость. Ткань имеет свойства: мнется, режется, рвется, намокает, горит.


«Древесина, ее качества и свойства».

Цель. Развивать навыки узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Материалы и оборудование. Деревянные предметы, емкости  с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

Ход.  Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качество материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет), пробует переломить его (не получается – значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый показывает  небольшую деревянную фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для ее изготовления. Показывает картинку, где изображено горение древесины. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

Результат. Дети определяли свойства и качества древесины. Вместе с педагогом составляли алгоритм описания свойств материала.

Вывод. Древесина твердая, имеет разную поверхность, прочность, толщину, она имеет разные свойства: режется, горит, не бьется, не тонет в воде.


Апрель

«Солнечный зайчик»

Цель. Познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал и оборудование.  Маленькие зеркала, солнечный свет

Ход. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог с помощью зеркальца ловит лучик и  обращает внимание детей на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д., предлагает поймать убегающего «зайчика». Меняется  ролями с детьми: дает им по очереди зеркало, показывает, как поймать луч, а затем встает у стены. Педагог старается «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Вместе с детьми выясняет, откуда берется солнечный «зайчик» и почему его нельзя поймать.