Файл: Плотность вещества 7 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока «Плотность вещества» 7 класс
Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

  • Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.

Воспитательные:

  • Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;

  • Развивать умение выражать свои мысли в слух.

Развивающие:

  • Продолжить формировать умение анализировать увиденное;

  • Развивать способности выдвигать гипотезы;

  • Вырабатывать умение работать с табличным материалом;

  • Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • Формировать умение решать качественные задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; тела разного объема, но равной массы; весы; тела равного объема, но разной массы.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Используемые технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность с использованием индивидуальной и групповой форм работы.

Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование.
План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.
Ход урока

1.Организационный момент (2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на очередной урок физики и хочу начать его с отрывка из стихотворения Вадима Шефнера "Техника":

Я ещё не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, -
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам. (Слайд 1)
А как вы понимаете смысл этих строк? А разве каждый наш урок не является тоже открытием? И к каждому маленькому открытию вы приходите через получение новых знаний, через поиск истины, через исследования. Поэтому сейчас мы с вами превратимся в настоящих исследователей.


Мотивация учащихся

Перед вами деревянный брусок. Определите его массу с помощью линейки.

Да, что-то ничего не получается? Чтобы решить эту задачу вам придётся потрудиться: вспомнить, что вы уже знаете о массе и объёме тела, а так же найти новые величины, которые позволят определить вам массу тела с помощью линейки.
2.Актуализация знаний- 5 мин

Тест 1 вариант

Тест 2 вариант

1.Масса первого шара больше второго шара. При взаимодействии этих шаров изменение скорости будет

  1. одинаково у обоих шаров

  2. больше у первого шара

  3. больше у второго шара

2.В одном кубическом метре (м3) содержится

  1. 1000000 см3

  2. 100 см3

  3. 1000 см3

3.За единицу массы в Международной системе единиц (СИ) принят(-а)

  1. миллиграмм (мг)

  2. грамм (г)

  3. тонна (т)

  4. килограмм (кг)

4.Если объём тела уменьшается, то

  1. Частицы вещества сжимаются

  2. Частицы вещества расширяются

  3. И частицы вещества сжимаются, и промежутки между частицами уменьшаются

  4. Уменьшаются только промежутки между частицами вещества

5.Масса тела – это физическая величина, которая характеризует

  1. вес тела

  2. размеры тела

  3. инертность тела


1. За единицу массы в Международной системе единиц (СИ) принят(-а)

  1. миллиграмм (мг)

  2. грамм (г)

  3. тонна (т)

  4. килограмм (кг)

2.Масса первого шара больше второго шара. При взаимодействии этих шаров изменение скорости будет

  1. одинаково у обоих шаров

  2. больше у первого шара

  3. больше у второго шара

3.В одном кубическом метре (м3) содержится

  1. 1000000 см3

  2. 100 см3

  3. 1000 см3

4. Масса тела – это физическая величина, которая характеризует

  1. вес тела

  2. размеры тела

  3. инертность тела


5. Если объём тела уменьшается, то

  1. Частицы вещества сжимаются

  2. Частицы вещества расширяются

  3. И частицы вещества сжимаются, и промежутки между частицами уменьшаются

  4. Уменьшаются только промежутки между частицами вещества





Ключи к тесту

№ вопроса

1

2

3

4

5

1 вариант

c

a

d

d

c

2 вариант

d

с

а

с

d



3. Изучение нового материала 16 мин.

Определение темы и целей урока

Ребята, отгадайте загадку: "Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?" (Слайд 3). А если взять вату и железо одинакового объёма?

Давайте наши предположения проверим экспериментальным путём. (Слайд 4).

Экспериментальные задания на столе. Приложение 3.
Задание №1

Перед вами два тела разного объёма изготовленные из одного и того же вещества. Убедитесь, что эти тела имеют разную массу, данные запишите в таблицу.

Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.

Таблица

тело

Масса тела в г

1



2




Заполните пропуски в выводе эксперимента.

Вывод эксперимента: тела разного объёма, сделанные из одного вещества имеют …………………………… массу.

Запишите данные таблицы на доске.
Задание № 2

Перед вами два бруска одинакового объёма, но изготовленные из разных веществ. Найдите массу каждой из них, данные запишите в таблицу.

Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.

Таблица

тело

Масса тела в г

1



2




Заполните пропуски в выводе эксперимента.

Вывод эксперимента: тела равного объёма, сделанные из разных веществ имеют ……………………………… массу.

Запишите данные таблицы на доске.
Задание №3

Перед вами два тела равной массы. Что можно сказать об объёмах этих тел? Найдите объём каждого тела с помощью мензурки, данные запишите в таблицу.

Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками и телами.

Таблица

тело

Объём тела в см 3

1



2



Заполните пропуски в выводе эксперимента.


Вывод: тела равной массы имеют ……………объёмы.

Запишите данные таблицы на доске.
Какие результаты у вас получились? (Слайд 5)

Вывод: масса тела, его объём и род вещества взаимосвязаны между собой.

Посмотрите на рисунок. (Слайд 6) Что различного в этих рисунках? (Расположение частиц, укладка, упаковка, плотность.)

Итак, тема нашего урока "Плотность вещества" (Слайд 7). Сегодня мы с вами познакомимся с новой физической величиной - плотность. Так что же такое плотность вещества?

Давайте запишем определение физической величины плотность вещества:

Плотность - физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. (Слайд 8).

Плотность вещества обозначается греческой буквой ρ (ро). А как это можно записать математически? ρ =

Каковы единицы измерения плотности вещества?

Запомните схему расчёта плотности, массы и объёма (Слайд 9).

Так в чём же физический смысл плотности вещества? Плотность показывает какая масса вещества приходится на единицу объёма тела. (Слайд 10).

4. Физминутка 3 мин.

Ребята, давайте отдохнем и сделаем физминутку. (Слайд 11)
Ответим же теперь, ребята, на эти вопросы:

1. Возьмём одно и то же вещество массой 50 г и 100 г. Будет ли отличаться его плотность?

2. Будет ли меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело перемещать вверх, вниз, влево, вправо?

3.На что это указывает?

Действительно, плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т. к. не зависит от направления движения (Слайд 12).

Каким образом можно измерить массу, объём и плотность вещества? Ещё существует специальный прибор для измерения плотности вещества. Он называется ареометром (Слайд 13).

Плотности веществ определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы.

5. Закрепление изученного материала 10 мин.

В начале урока было дано задание: определить массу деревянного бруска с помощью линейки.

Но мы с вами попробуем определить плотность деревянного бруска, воспользовавшись весами и линейкой.

Учащиеся измеряют длину, ширину и высоту бруска с помощью линейки. Определяют массу бруска с помощью весов. С помощью полученных характеристик определяют плотность бруска по формуле:


Дано:

m=

V=

ρ-?

CИ

______кг
______

Решение:

ρ =

ρ =

Ответ:



6. Подведение итогов 8 мин.

Рефлексия содержания учебного материала: Ребята, чтобы проверить, поняли ли вы пройденный материал, выполняем тест №2. Обменяемся тетрадями. Проверяем ответы. (Слайд 14)

Рефлексия деятельности: А теперь, подведем итоги урока. Отвечаем на вопросы.

  • сегодня я узнал:

  • было интересно:

  • было трудно:

  • я научился:

  • меня удивило:

7. Домашнее задание:

П.22 прочитать; упр.7(1,2,4) письменно; задание стр 64. (Слайд 15)

Список используемой литературы.

  1. Физика. 8 класс. А.В. Пёрышкин. Москва. Издательство DPOФА.2017.

  2. Сборник задач по физике. В.И. Лукашик. Е.В. Иванова. Москва "Просвещение" 2007.


Приложение3

Задание №1

Перед вами два тела разного объёма изготовленные из одного и того же вещества. Убедитесь, что эти тела имеют разную массу, данные запишите в таблицу.

Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.

Таблица

тело

Масса тела в г

1



2




Заполните пропуски в выводе эксперимента.

Вывод эксперимента: тела разного объёма, сделанные из одного вещества

имеют ………………………………массу.

Запишите данные таблицы на доске.


Задание № 2

Перед вами два бруска одинакового объёма, но изготовленные из разных веществ.

Найдите массу каждой из них, данные запишите в таблицу.

Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.

Таблица

тело

Масса тела в г

1



2




Заполните пропуски в выводе эксперимента.

Вывод эксперимента: тела равного объёма, сделанные из разных веществ имеют ………………………………массу.

Запишите данные таблицы на доске.

Задание №3

Перед вами два тела равной массы. Что можно сказать об объёмах этих тел?

Найдите объём каждого тела с помощью мензурки, данные запишите в таблицу.

Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками и телами.

Таблица

тело

Объём тела в см 3

1



2