Файл: Оценка эффективности педагогического управления ученическим коллективом.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема: Оценка эффективности педагогического управления ученическим коллективом.

Теоретические вопросы:

1. Методики изучения коллектива (описать 4-5 методик (название, цель, контингент испытуемых, инструкция, описание проведения, интерпретация результатов и др.).

«Все мы чем-то похожи»

В ходе этой игры очень красиво проявляются как своеобразие каждого ребенка, так и черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительным детям. Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.

Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра или брат...»; «У каждого из нас есть мягкая игрушка...»; «Любимый цвет каждого из нас - синий...»; «У каждого из нас мама ходит на работу...»; «Мы все очень любим макароны...»; «Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает...»; «В каникулы мы все любим ездить на море...» и так далее. У вас есть 15 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт».

Анализ упражнения:

- Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?

- Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?

- Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?

- Как вы работали в своей команде?

- Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

  • Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем другими?


«Вот я какой!»

Эта игра превосходно подходит для начала учебного года.Дети могут представить себя небольшому кругу своих одноклассников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Когда тебе нравится учиться?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «С каким взрослым тебе интереснее и легче общаться?».


Материалы: Каждому ребенку нужен экземпляр анкеты «Вот я какой!»

Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем допишите незавершенные предложения (10 мин.). После того как выполните эту работу, разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.

Анализ упражнения:

- С кем из детей у тебя больше всего общего?

- Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

  • На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?


«Атмосфера в классе»

Цель: изучение психологической атмосферы класса.

Процедура: учащимся класса раздаются листочки с противоположными по смыслу парами слов, с помощью которых можно описать атмосферу в классе. Чем ближе к правому или левому слову каждой пары они поместят знак +, тем более выражен, по их мнению, этот признак в классе.

Каждый заполняет следующий бланк:

1

Дружелюбие

5 4 3 2 1

Враждебность

2

Согласие

5 4 3 2 1

Несогласие

3

Удовлетворенность

5 4 3 2 1

Неудовлетворенность

4

Увлеченность

5 4 3 2 1

Равнодушие

5

Взаимоподдержка

5 4 3 2 1

Недоброжелательность

6

Теплота

5 4 3 2 1

Холодность

7

Сотрудничество

5 4 3 2 1

Отсутствие сотрудничества

8

Взаимовыручка

5 4 3 2 1

Отсутствие взаимовыручки

9

Занимательность

5 4 3 2 1

Скука

10

Успешность

5 4 3 2 1

Неуспешность


Обработка: вычисляется средняя оценка по каждой паре слов, можно на графике представить оценку психологической атмосферы в классе. Чем левее расположены точки графика

, тем благополучнее атмосфера в классе.

«Размышляем о жизненном опыте» ∆

адаптированная методика, автор  д.п.н. Н.Е. Щуркова

Цельвыявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.

Ход проведенияДля успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а


б

в

1

2

 3

*

*

*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1.        На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

а)        обойду, не потревожив;

б)        отодвину и пройду;

в)        смотря какое будет настроение.

2.        Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а)        ничего, какое мое дело;

б)        не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в)        подойду и непременно заговорю.

3.        Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а)        тороплюсь в школу;

б)        если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в)        звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4.        Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а)        предложу свою помощь;

б)        я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в)        если попросят, я, конечно, помогу.

5.        Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?


а)        очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б)        ничего: жизнь вообще несправедлива;

в)        вступаюсь за обиженного.

6.        Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а)        они мои, раз я их нашел;

б)        завтра спрошу, кто их потерял;

в)        может быть, возьму себе.

7.        Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а)        на шпаргалки

б)        на усталость учителя: авось, пропустит;

в)        на свои знания.

8.        Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а)        поболтаюсь немного, потом видно будет;

б)        ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в)        присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9.        Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а)        соглашусь с благодарностью;

б)        сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в)        отказываюсь решительно.

10.        Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а)        забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б)        выполняю, конечно;

в)        увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11.        Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а)        да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б)        не знаю, как придется;

в)        зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12.        Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а)        поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б)        сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию;

в)        я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13.        Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

а)        напомню о праве на отдых;

б)        делаю, раз надо;

в)        посмотрю, что скажут остальные.

14.        С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?


а)        отвечаю тем же

б)        не замечаю, это не имеет значения для меня;

в)        разрываю все отношения с этим человеком.

15.        Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а)        бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б)        обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в)        буду ждать новых сообщений.

16.        Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а)        ужасно завидую, мне неудобно;

б)        я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в)        мне все равно.

17.        Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а)        отдаю – здоровье дороже;

б)        постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в)        подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18.        Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а)        быстро начинаю скучать;

б)        хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в)        не замечал.

19.        Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а)        отбираю интересное и приношу;

б)        ненужных книг у меня нет;

в)        если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20.        Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а)        у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б)        человеку просто повезло прославиться;

в)        уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах: