ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 331.53

ГРНТИ 06.77.61
Строев Евгений Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и предпринимательства Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева

e-mail: stroy-ev@ya.ru

Чубковец Виктория Владимировна, студент 4 курса направления подготовки 38.03.06 Торговое дело направленность (профиль) Маркетинг Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева

e-mail: viktoria.chubkovets@yandex.ru
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматриваются понятие социального менеджмента, его основные принципы, отмечается значимость социального менеджмента в управлении процессами социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста. Многопрофильная проблема развития социального менеджмента на рынке широко разнообразна, изменения структуры социальной сферы в общественной практике не стоит на месте. Актуальность данной тематики на лицо, так перспективы её дальнейшего разнообразия применяются во всех сферах связанные с организациями, где работают трудоустроенные.

Ключевые слова: соцобслуживание, социальный менеджмент, управление персоналом, социальное учреждение, управление, руководитель, эффективность, принцип, субъект социального менеджмента, объект социального менеджмента.
Stroev Evgeny Nikolaevich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing and Entrepreneurship, Oryol State University named after I.S. Turgenev

e-mail: stroy-ev@ya.ru

Chubkovets Victoria Vladimirovna, student of the 4th year of the direction of preparation 38.03.06 Trade business orientation (profile) Marketing Oryol State University named after I.S. Turgenev

e-mail: viktoria.chubkovets@yandex.ru
SOCIAL MANAGEMENT AS A FORM OF SOCIAL SERVICE MANAGEMENT
Abstract. This article discusses the concept of social management, its basic principles, and notes the importance of social management in managing the processes of social services for the population, including elderly citizens. The multidisciplinary problem of the development of social management in the market is widely diverse, changes in the structure of the social sphere in public practice do not stand still. The relevance of this topic is on the face, so the prospects for its further diversity are applied in all areas related to organizations where employed people work.

Keywords: social service, social management, personnel management, social institution, management, manager, efficiency, principle, subject of social management, object of social management.
В настоящее время управлять процессами соцобслуживания в учреждениях является непростой задачей. В случае отсутствия такового, эффективность учреждения будет очень мала.

Если рассматривать управление в широком смысле, то оно является процессом воздействия на объект и его имеющиеся свойства для того, чтобы изменить его в необходимом направлении.


Социальным управлением являются процессы, при которых на социум и его индивидов осуществляется воздействие для того, чтобы сохранить их существующее состояние или изменить его в лучшую сторону.

Качество обслуживания людей, как молодых, так и пожилых, не будет возможно в случае отсутствия эффективности в системе управления процессами соцобслуживания в организациях, что напрямую связаны с реализацией функций по управлению персоналом. В указанных условиях социальный менеджмент приобрел большую актуальность. В начале становления данного понятия в Российской Федерации (менеджмента) мог относиться только к коммерческой организации. По истечении определенного времени, менеджмент зарекомендовал себя как очень эффективная форма управления, его влияние распространилось и на иные сферы жизнедеятельности, к примеру, на социальную.

Авторы различных работ по исследуемой проблематике могут трактовать данное понятие по-разному, в том числе и Т.А. Карлина, которая определила социальный менеджмент следующим образом: «это область управления, формирующая у будущих специалистов навыки в теоретическом и практическом аспекте, с помощью которых можно крайне эффективно оказывать воздействие на любой социальный процесс, повлиять на формирование социальной среды, спроектировать социальную организацию и т.д.» [1, С. 278].

У научного сотрудника Института истории материальной культуры Российской академии наук С.Г. Попова имеется иное мнение по поводу данного понятия, который он трактовал как: «социальным менеджментом является разновидность менеджмента, под которой понимается разработка цели, формирование проблемных аспектов в деятельности, а также планов при использовании различных видов деятельности» [6, С. 225].

Исследуя указанные позиции различных авторов работ по данной проблематике, мы можем сформулировать понятие «социального менеджмента»: социальный менеджмент является областью организаторско-управленческой деятельности, которая обеспечивает процесс выработки и реализации решения, позволяющая организации эффективно функционировать как системе.



Объектом управления в исследуемом понятии считают систему общественных взаимоотношений, включающую учреждения социальной сферы, субъект управления – руководитель социального учреждения, а также формируемый им орган управления. Субъект и объект управления, включающий существующую между ними связь, образовывают систему социального управления. В том числе и систему управления, оказывающую социальную помощь населению, в независимости от категории [3, С. 111].

Принципом социального менеджмента являются различные установки и правила, которыми руководствуются управленцы в конкретном социальном условии. Принципы исследуемого понятия основываются на законе развития общества, соответствуют цели социального менеджмента, учитывают временный аспект социального управления, а также закреплены в нормативно-правовых актах.

Принципами социального менеджмента являются:

  1. Коллегиальность при принятии управленческого решения;

  2. Научности в социальном менеджменте;

  3. Прогнозирование социального менеджмента;

  4. Неотвратимость ответственности за результаты;

  5. Рациональный отбор при формировании кадров, а также его эффективное использование;

  6. Экономичность и эффективность управления;

  7. Системность

  8. Иерархичность

  9. Обязательная обратная связь [2, С. 55].

Следует отметить, что при развитии социума, некоторые принципы исследуемого понятия могут видоизменяться. Однако, их исчезновение невозможно, так как они включают в себя требования к системе социального управления.

Социальный менеджмент обеспечивает эффективность при управлении деятельностью учреждения для того, чтобы удовлетворить потребности различных категорий населения в различных услугах [4, С. 371].

Исследуемое понятие в учреждениях может охватывать 3 аспекта работы:

- Социальные (если речь идет о социальных услугах);

- Организационные (координационное направление в учреждениях);

- Кадровые (подбор профессионалов и специалистов в работе).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что кадровым менеджментом является область управления, которая направлена на то, чтобы сформировать у специалиста теоретические и практические навыки, что позволили бы улучшить эффективность воздействия на социальное явление или процесс. Менеджмент в социальной сфере может обеспечить эффективность в управлении процессами соцобслуживания, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности социума, т.е. как молодого, так и старого поколения при предоставлении социальных услуг.


Список литературы


  1. Карлина, Т.А. Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 275-277.

  2. Борискина, Т. Б. 454 вопроса по менеджменту : учебное пособие / Т.Б. Борискина, О.С. Пескова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 100 с. 

  3. Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – М.: Русайнс, 2020. – 182 с.

  4. Виханский, О.С. Менеджмент : учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 656 с. 

  5. Менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / Ю.В. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2021. – 448 с. 

  6. Попов, С.А.  Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. — М.: Юрайт, 2023. — 481 с.