Файл: Существенным фактором для любой хорошо функционирующей социальной системы являются социальная защита, социальная и экономическая поддержка населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление




ВВЕДЕНИЕ



Существенным фактором для любой хорошо функционирующей социальной системы являются социальная защита, социальная и экономическая поддержка населения. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распада семьи и общинных связей, и связанной с правительством, государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

В настоящее время гарантией социальной защиты семьи и ее прав, прав детей является Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), в частности, в ст. 38 Конституции РФ установлено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Реализация мер государственной поддержки семей, должно быть основано на сотрудничестве между федеральными и региональными органами власти. Региональная социальная политика направлена на защиту прав и интересов семьи на основании федеральных законов, создание условий для ее функционирования. С точки зрения социальноэкономического кризиса, важнейшей задачей региональной политики является реализация дополнительных мер по поддержке семьи.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», установила единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством финансовую поддержку материнства, отцовства и детства.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная дифференциация общества продолжает ухудшаться, растет число семей, живущих в нищете. Таким образом, общество, государство должно изменить свое отношение к семье как социальному, культурному и историческому институту в целях его сохранности. Существует необходимость в специальном уходе, внимании и помощи по беременности и родам, отцовства, детства и семьи. Но если материнство и детство, семья всегда были под защитой государства, то говорить о поддержке социального характера отцовства стало возможным лишь недавно.

Целью данной работы является выявить правовые
пробелы государственных пособий гражданам, имеющим детей, и найти пути их решения.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. исследовать историю становления и развития законодательства о

  2. пособиях гражданам, имеющим детей;

  3. раскрыть основные теоретические аспекты и общую характеристику

  4. пособий гражданам, имеющим детей;

  5. выявить проблемы назначения и выплат пособий гражданам, имеющим детей;

  6. раскрыть дополнительные меры социальной поддержки семей,

  7. имеющих детей в РФ;

  8. предложить пути по совершенствованию действующего законодательства.

Объект исследования – система социальных льгот для детей в институте социального обеспечения, который является одним из важных мероприятий государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленных в Конституции РФ (ст. 2, ст. 7, ч. 1 ст. 38).

Предмет исследования составляют внутренние и международные правовые нормы, регулирующие отношения в предоставлении пособия на детей.

Методологической базой данной работы является комплекс разнообразных методов научного исследования: анализ и синтез; сравнение и обобщение; индукция и дедукция, моделирование, исторический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический характер.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых, посвященных социальному обеспечению граждан, имеющих детей: М.И. Абдулаев, Е.В. Вавилина, Е.Е. Мачульская, Г.Ф. Шершеневич и других.

Практическая значимость работы связана с тем, что выводы и предложения, касаемые изменений и дополнений законодательства, могут быть использованы для написания статей по государственной поддержке семьи и детства, которая находится под защитой государства.

Научная новизна состоит в том, что при анализе действующего законодательства автор исходил главным образом из его соответствия реальным потребностям семей, имеющих детей, и из того, насколько оно отвечает тем требованиям, которые предъявляются к подобному законодательству. Изучение нормативного материала наряду с непосредственно историческими исследованиями преследует исключительно научную цель – выявить тенденции в развитии социального обеспечения семей, имеющих детей, и предпосылки их возникновения. В процессе написания выпускной квалификационной работы были предложены изменения действующего законодательства Российской Федерации.



Поставленная в работе цель позволяет сформировать следующую структуру исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения и библиографического списка. Первая глава посвящена теоретическим аспектам пособий гражданам, имеющим детей, в том числе истории становления и развития данного института. Во второй главе рассмотрены некоторые правовые проблемы, связанные с социальной поддержкой семей, имеющих детей. В заключение подведены основные итоги исследования, а также сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ



1.1 История становления и развития законодательства о пособиях гражданам, имеющим детей




Социальное обеспечение является одним из самых важных мест в общественной жизни, которая напрямую зависит от степени экономического развития и имеет глубокую связь с политикой государства и социальной защиты населения. Содержание социального обеспечения, его тип, размер меняются все время, и формируются в процессе развития системы социального обеспечения (социальные гарантии) в стране.

На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с многочисленными проблемами, которые касаются содержания людей преклонного возраста, инвалидов, детей. В условиях первобытно-общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, так как человек еще с трудом добывал пищу себе, а содержать больных община была не в состоянии. Преимущество было у беременных женщин и малолетних детей, которые пытались сохранить род . В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей главным образом исполнялось членами семьи: заботиться о своих престарелых родителях должны были дети, достигшие определенного возраста, а за малолетними детьми – их родители. В I веке до н.э. в Риме начинают зарождаться прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Тогда существовали так называемые «коллегии самопомощи» для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялись денежные средства больным, пожилым и лицам, которые получили увечья. Данные «социальные объединения помощи гражданам» или «коллегии самопомощи» были основаны на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия. В Риме в рабовладельческий период происходило достаточное количество войн, поэтому в данный период царило порабощение народов, завоевание, грабеж областей и целых государств. Соответственно, было много смертей, жены и дети оставались без кормильцев. В связи с этим возникли первые пособия. Их выдавали увечным, вдовам и сиротам, в связи со смертью воинов. Воинам выдавали пособия в виде земельных наделов. Вдовы и сироты в свою очередь получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым они освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Данным дипломом обладали также старые военные – бывший воин и вся его семья .


После рабовладельческого периода последовал феодальный период, который характеризовался господством натурального хозяйства. Основой в данный период является семья. Семья несла ряд обязанностей по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В данный период появляется подобие социальных пособий, оно распространялось на ех людей, кто не мог производить работу и не имел какого-либо хозяйства.

Эти «пособия» не были закреплены указом. Затем появились другие денежные выплаты, но они имели характер награды. Они выдавались крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, которые имели те или иные заслуги перед монархом. Скорее всего, это были первые прообразы пенсий. Таким образом, появилась и оказывалась первая социальная помощь гражданам и первые пособия. Надо отметить, что ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

В законодательство о пособиях гражданам, имеющим детей в советский период ее существования и развития, включало два основных шага, связанные с развитием: до принятия Конституции СССР в 1977 году и развитием системы государственных пособий для детей в период 1977 – 1987 гг. В результате, во второй половине 1980-х годов в России формируется развитая система социальных пособий для детей, базой которой был широкий спектр юридических фактов: беременность и роды, рождение, уход за больным ребенком, много детей в семье, и растить детей в одиночку, с низким уровнем дохода семьи, наличие в семье детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, прохождение военной службы родителем, уклонение родителя от уплаты алиментов.

В результате исследования процесса развития законодательства, касающегося социального обеспечения имеющих детей граждан, досоветского периода было выявлено, что в России в течении XVII – XIX вв. благодаря развитой системе частного и общественного призрения детей, представляющей систему социального обслуживания, было развито довольно слабо предоставление пособий на детей со стороны государства.

Впервые об этом заговорили только в начале XVIII в., когда был издан Указ Петра I от 04 ноября 1714 года о зазорных младенцах, где определил денежное содержание младенцев: 3 деньги каждому в день, а женщинам, присматривавшим за ними – 3 рубля в год и полуосьмина хлеба в месяц. Продолжательницей этой политики была, и Екатерина II, которая в 1772 году рекомендовала гражданам принимать незаконнорожденных младенцев, которых родители оставляют на произвол судьбы в зимнее время, к себе на воспитание и платить им: за двухлетнего – 10 рублей, за трехлетнего – 18 рублей, четырехлетнего – 24 рубля, за пятилетнего – 30 рублей7.