Файл: Сущность воспитательного процесса.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сущность воспитательного процесса
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств.
Воспитание - социальное явление, выступающее в подготовке растущего поколения к жизни в обществе, которая осуществляется через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируется и корректируется обществом. Главная задача воспитания- формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе

Общая цель воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Принципы воспитания

Ориентация на ценностные ориентации

Принцип субъективности

Принятие ребенка как данность
Ключевыми целями воспитательного процесса являются методы и формы воспитания, а также его организация и содержание. Важными вопросами в воспитательном процессе можно назвать то, к чему должны стремиться школы и воспитатели в практической деятельности, чтобы добиться лучших результатов. Воспитательный процесс– это всегда организованный процесс, имеющий конкретное направление, подразумевающий эффективное взаимодействие педагога и воспитанников.

По мнению К.Д. Ушинского: «Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть».

Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни .

К.Д Ушинский совершил переворот в теории и революцию в педагогической практике.
Особенностями воспитательного процесса является:

  • Целенаправленность
  • Комплексность
  • Последовательность
  • Вариативность
Задачи воспитательного процесса:
- формирование мировоззрения
  • развитие нравственных чувств, эстетических и патриотических чувств
  • воспитание навыков и правил поведения
Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом
Воспитательный процесс, как и любое социально-психологическое явление, имеет форму. Это связано с тем, что субъекты образовательного процесса с обеих сторон индивидуальны. Форма воспитательного процесса зависит от особенностей педагога (уровень профессионализма, опыт, возраст, социальный опыт и т.д.) и особенностей воспитанников (возраст, знания, умения, навыки, потребности, отношения в семье и т.п.). Так выделяют следующие формы воспитательного процесса в педагогике:
- простые и сложные (ситуативная работа, комплексные приемы и методы работы);
- кратковременные и длительные (краткосрочные и долгосрочные проекты, индивидуальная работа, программы);
- групповые (работа с группой детей в рамках одного учреждения, работа с детьми в рамках микрорайона, города и т.д.);
  • традиционные и творческие (стандартные, креативные, нетрадиционные формы работы);
  • спонтанные и специально организованные (стихийные дискуссии, запланированные беседы и т.д.);
  • - регулярные и эпизодические (спланированные заранее на определенный промежуток времени и ситуативные беседы, встречи и т.п.);
    - интегрированные формы (в рамках клуба, детского объединения и т.п.).

Главную роль в системе принципов воспитательного процесса играет:

отношение педагога к воспитаннику как к самосознательному, ответственному субъекту и как к субъекту воспитательного взаимодействия



направленность педагога, определяющая его позицию в процессе взаимодействия с каждым ребёнком отдельно и коллективом.
В процессе воспитания можно выделить следующие этапы:
Первый этап является осознание воспитанником требуемых норм и пра-вил поведения.
Второй этап - это знания, которые должны перейти в убеждения.
Третьим этапом является воспитание чувств.
Четвертый этап составляет деятельность и поведение, которые соответствуют требованиям общества и культуры.

Спасибо за внимание !