Файл: 1. Конституционные гарантии права на труд и их реализация в трудовом договоре.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 1003
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Конституционные гарантии права на труд и их реализация в трудовом договоре
В Конституции Российской Федерации провозглашено: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда , а также право на защиту от безработицы" (ч. 3 ст. 37). В развитие этого конституционного положения, в ст. 220 Трудового кодекса РФ указано, что "государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда".
К сожалению, приходится констатировать то, что применительно к охране трудовых прав граждан полностью относится негативная оценка, данная Президентом РФ В.В. Путиным в своем выступлении на координационном совещании правоохранительных органов Российской Федерации. В частности, он заявил, что "у нас существует большой разрыв между конституционными гарантиями прав человека и реальными возможностями граждан по их реализации". Действительно, сложившееся за последние 10 лет перестройки положение свидетельствует о том, что гарантированный Конституцией уровень охраны труда работников в целом по России остается очень низким, а состояние законности в этой сфере - явно неудовлетворительным. Материалы проверок органов государственного контроля и прокурорского надзора говорят о том, что многие работодатели и руководители предприятий и организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает производственный травматизм. Более того, в ряде регионов на предприятиях, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются неединичные случаи сокрытия от учета и расследования несчастных случаев на производстве, в том числе нередко с тяжелым и смертельным исходом. В печати были опубликованы данные о том, что в мире ежегодно погибают на производстве свыше одного миллиона и ста тысяч граждан, то есть в результате несчастных случаев на рабочем месте каждый день гибнет более 3-ех тысяч рабочих и служащих.
Статья 2 ТК РФ в качестве принципа трудового законодательства предусматривает обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда. При этом легального определения понятия справедливых условий не дается, указывается лишь на примерный перечень таких условий. К их числу относятся условия труда, которые указаны выше.
2.Понятие занятости, категории занятого населения
Понятие о занятости и о том, кто считается занятым дано в Законе “О занятости населения в РФ” в редакции от 20 апреля 1996 г.
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок - ст.1 Закона). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной ответственности.
Конституция РФ не предусматривает для трудоспособных обязанности трудиться и запрещает принудительный труд , подчеркивает, что труд свободен (ст.37).
Кто считается занятым? Занятыми считаются граждане : работающие по трудовому договору (контракту), имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонную и временную работы ; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда) ; самостоятельно обеспечивающие себя работой (фермеры, писатели и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов; избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность ; военнослужащие любых родов войск, служащие в органах безопасности и внутренних дел проходящие обучение в любых очных учебных заведениях.
Следовательно , понятие “занятые граждане” значительно шире, чем понятие “ работники ”, так как последние представляют собой только один вид (форму) занятости, хотя и самый многочисленный.
Все занятые - это лица, реализующие свое право на труд в различных формах занятости.
3.Понятие труда - правовой занятости и её формы
Занятость – это деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход.
Занятость бывает: полной, продуктивной, социально-полезной, рациональной, эффективной.
При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.
Рациональная занятость - это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.
При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда.
Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.
Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т.ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках.
Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования.
Различают формы занятости по следующим признакам:
- Форма собственности на средства производства: труд по найму, предпринимательство , само занятость (ремесленничество, ЛПХ).
- Место выполнения работы: на предприятии (фирме), на дому, вахтовым методом.
- Регулярность трудовой деятельности: постоянная, временная, сезонная и эпизодическая
- Режим работы: с жестким и гибким графиком.
- Легитимность трудоустройства: формальная (зарегистрированная) и неформальная.
- Статус деятельности: основная, дополнительная(вторичная).
Гибкие формы занятости (нетрадиционные, нестандартные):
1) занятость, связанная со специфическим социальным статусом работников - самостоятельные работники, неоплачиваемые члены семьи;
2) занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда - надомный труд, "работники по вызовам" и т. д.;
3) занятость по нестандартным организационным формам - временные работники, работники, добровольно занятые в режиме неполного рабочего дня с гибким графиком работы.
4.Особенности правоотношений в сфере занятости и трудоустройства
Трудовому правоотношению, главному в сфере труда, как правило, предшествуют правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству , они возникают при устройстве граждан на работу и подборе кадров работодателями, в том числе с помощью службы занятости.
Данные правоотношения, как правило, предшествуют трудовым правоотношениям, но могут последовать и за прежними трудовыми правоотношениями при высвобождении работников, а также сопутствовать трудовым , когда не прекратив свои правоотношения с одним работодателем, работник подыскивает себе новую работу.
В зависимости от субъектов правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают между органом службы занятости и гражданином (при обращении последнего в службу занятости с заявлением о помощи в устройстве на работу и регистрации обратившегося лица в качестве безработного); органом службы занятости и работодателем (с момента приобретения работодателем правоспособности и до его ликвидации) ; трудоустраиваемым гражданином и работодателем (при предоставлении работодателю направления органа службы занятости).
Основания реализации отношений по обеспечению занятости населения и трудоустройства закреплены в Законе РФ от 19.04.1991 г. № 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации».
5.Государственное содействие занятости отдельным категориям граждан
Проведение активной государственной политики занятости населения в Российской Федерации осуществляется путём подготовки и реализации федеральной и региональных программ содействия занятости населения, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда, с учетом прогноза его социально-экономического развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные традиции, специфика экономического и социального развития.
Программы содействия занятости населения разрабатываются соответствующими органами государственной службы занятости с привлечением при необходимости других структур (например, органов статистики, налоговой службы) на основе анализа и прогноза рынка труда. В переходный период такие программы, как правило, носят краткосрочный характер.
Главная цель Федеральной программы содействия занятости населения – формирование благоприятных условий для занятости населения. Реализация программы может осуществляться по следующим основным направлениям:
1) повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест;
2) реформирование профессиональной подготовки новой рабочей силы;
3) совершенствование внутрипроизводственного обучения;
4) профессиональное обучение безработных граждан;
5) усиление профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, ищущих работу;
6) профилактика дискриминации на рынке труда;
7) повышение эффективности государственной политики на региональных рынках труда;
8) регулирование трудовой миграции, содействие занятости беженцев;
9) обеспечение занятости населения, проживающего в сельской местности;
10) содействие развитию предпринимательской инициативы граждан;
11) содействие занятости наиболее уязвимых на рынке труда групп населения;
12) поддержка доходов безработных граждан.
Все содержащиеся в программе меры в области содействия занятости населения вопреки тому, что ее действие обычно продолжается несколько лет, рассчитаны на многие годы.
На основе Федеральной программы разрабатываются региональные программы занятости. Они определяют основные направления государственной политики занятости и представляют собой механизм государственного воздействия на региональном уровне.
Условно региональные программы можно разделить на три уровня.
1. Республиканская программа занятости населения. Содержит совокупность организационных, материально-технических и финансовых мероприятий, которые могут быть реализованы только на этом уровне (например, стимулирование создания рабочих мест в отдельных районах).
2. Краевая (областная) программа занятости населения. Определяет мероприятия по регулированию рынка труда на более низком уровне административно-территориального деления (выделение городов, районов приоритетного развития).
3. Районная (городская) программа занятости населения. Представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем (рынка труда) отдельных граждан и работодателей. Данные программы отличаются детальностью, определённостью и конкретностью (совокупность мер, которые можно выполнить только при использовании своих ресурсов).
Основные цели и задачи таких программ – повышение эффективности и качества работы, смягчение последствий длительной безработицы, обеспечение целевой поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Всеми городскими и районными отделениями службы занятости разрабатываются, утверждаются и реализуются соответствующие территориальные программы содействия занятости населения.
6.Основные направления государственной политики в сфере занятости