ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФУТУРИЗМ
Футуризм — это авангардное течение в искусстве начала ХХ века, которое отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Футуристы принципиально отказывались от традиционного художественного наследия, предлагали современникам создать новую модель устройства мира, основанную на идеях урбанизации и технического прогресса. В футуризме приветствовалось прославление движения, энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.
Футуризм заимствовал у фовизма выразительность цвета, а у кубизма — художественные формы с множеством раздробленных фигур и острых углов. Приверженцы этого течения радостно приветствовали революционные идеи, с энтузиазмом восприняли начало Первой Мировой войны, в которой видели радикальный способ очищения мира от старого мирового порядка. Многие футуристы ушли добровольцами на фронт и нашли там свою гибель.
Отличительные черты футуризма
Картины футуристов легко узнаваемы по характерным особенностям:
- обилию ярких цветов и строгих форм;
- глубокому философскому подтексту сюжета;
- динамичности и геометричности изображений;
- акценте на тематиках войны и технического прогресса;
- стремлению автора изобразить предметы в движении.
История развития футуризма часть 1
Футуризм в качестве течения в искусстве изначально появился в Италии. Официальной датой его создания считается 20 февраля 1909 года. В этот день поэт Филиппо Маринетти опубликовал в популярной газете «Манифест футуризма». В своем сочинении 32-летний автор обращался к деятелям искусства (в первую очередь — к художникам) с призывом к созданию новой концепции красоты в противовес старой традиционной культуре. Основополагающий документ нового течения провозглашал культ будущего и дал громкое название движению — «футуризм» (от лат. futurum — будущее).
Через год вокруг Маринетти объединилась арт-группа из числа молодых итальянских художников. В нее вошли:
- Джакомо Бала;
- Умберто Боччиони;
- Луиджи Русоло;
- Карло Кара;
- Джино Северини;
- Франческо Балилла Прателла.
1.Джакомо Балла
Джакомо Балла появился на свет 18 июля 1870 года в Турине, в небогатой семье аптекаря. У будущего гения рано проснулся интерес к живописи и только появившейся фотографии. После школы мальчик устроился в литографическую мастерскую и начал изучать основы рисования.
Несмотря на бедность, в 1891-м будущему мастеру удалось попасть в знаменитую школу искусств при Туринской академии Альбертина. Параллельно он работал в фотомастерской — изучал фотографию и тут же применял полученные знания на практике. В дальнейшем это увлечение оказало на его творчество сильнейшее влияние.
Несколько лет спустя, в 1895 году, художник переезжает в Рим. Джакомо Балла считает, что в столице его таланту найдется применение и он сможет поправить свои дела. И ему удается — в Риме живописец действительно начинает зарабатывать творчеством — он рисует карикатуры и плакаты, оформляет упаковки и дает уроки.
В 1900 году Балла отправляется в Париж, где изучает живопись и знакомится с французским импрессионизмом. Большой интерес вызывают у него работы Поля Синьяка и Жоржа Сёра . Симпатия к импрессионизму становится началом увлечения футуризмом.
После возвращения в Рим художник уже довольно известен. У него появляются первые ученики, среди которых Умберто Боччони. Рассказывают, что Балла был увлечен эзотерикой, оккультизмом и разного рода мистическими явлениями, участвовал в спиритических сеансах. Это хобби также отложило отпечаток на его творчество. Современники мастера также вспоминают, что его весьма интересовало масонство, но в Орден он так и не вступил.
Именно работам Балла и его интересу к движению мир обязан появлением анимации. Живописец стремился запечатлеть разные фазы движения в едином произведении. Так появляются «Динамика собаки на поводке», «Руки скрипача» и другие шедевры. Мастер все глубже погружается в свои исследования движения и света, создает все более абстрактные произведения. Постепенно он переносит идеи футуризма в иные сферы искусства — скульптуру, театральные декорации и костюмы.
Джакомо Балла оставался верен футуризму даже когда прочие адепты этого направления сменили амплуа. Лишь в 30-е годы XX столетия художник вернулся к традиционной живописи. Причиной этого стала, как утверждают некоторые историки, попытка основателя движения, Филиппо Маринетти поставить футуризм на службу католицизму.
Однако разрыв не был окончательным — мастер сохраняет связь с футуристами. Это продолжается до прихода к власти фашистов. Как и Маринетти, и многие другие итальянские художники, Балла симпатизирует фашизму и его идеям. Позднее, когда футуризм и авангардизм объявляют «дегенеративным искусством», Джакомо Балла утверждает, что не имеет к нему никакого отношения.
После падения Рейха художник сполна расплатился за симпатию — его подвергали остракизму, клеймили маргиналом. Впрочем, невзирая на свои отношения с фашизмом, мастер вошел в историю как величайший живописец Италии. Он умер после продолжительной болезни в Риме, 1 марта 1958 года.
2.Умберто Боччони
Умберто Боччони появился на свет 19 октября 1882 г. в Италии, в городе Реджо-Калабрия. Работа отца требовала частых переездов, и семья следовала за ним. Форли, Генуя, Падуя, Сицилия... В 1901-м юноша отправился в Рим для обучения живописи в Свободной школе обнаженной натуры при Академии изящных искусств. Умберто Боччони с младых лет отличался мятежным характером, дерзостью суждений и недюжинным интеллектом. Уже в ранних его произведениях явно прослеживается взрывная смесь иронии и ярости, которая позже станет «визитной карточкой» мастера. В автобиографии верный товарищ Джино Северини (Gino Severini) описывал первую встречу с Умберто в 1901 году. Взгляды молодых людей полностью совпадали, оба остро интересовались теориями Ницше, восстаниями, революционной борьбой.
Технику пуантилизма друзья осваивали у художника-дивизиониста Джакомо Балла (Giacomo Balla). В 1902-м году Умберто Боччони направляется в Париж, где увлеченно изучает импрессионизм и постимпрессионизм. Затем посещает Россию, желая получить реальное представление о беспорядках и правительственных репрессиях, после снова едет во Францию. Возвратившись в Италию в 1906-м, начинающий художник берет уроки рисования в Венецианской академии изящных искусств.
Знакомство с представителями течения, которое станет делом всей жизни Боччони, состоялось в Милане, в 1907-м году. Сильное воздействие на творчество художника оказал Филиппо Маринетти (Filippo Marinetti) — теоретик литературного футуризма и «отец» аэроживописи, создатель «Манифеста» 1909-го года. Умберто Боччони адаптировал его тезисы к изобразительному искусству и 11 февраля 1910-го выпустил «Манифест художников-футуристов», в котором превозносил силу и энергию современной жизни. 8 марта автор зачитал его в туринском театре.
Первое произведение в истинно футуристическом стиле — «Смех», картина написана в 1911-ом. Художник полностью оказался от приемов импрессионизма и пуантилизма. Чувствуя, что итальянское искусство отстает от французского, что ему необходима свежая струя, Умберто Боччони активно развивает новые идеи и высоко поднимает знамя футуризма, который называли (и продолжают называть) «кричащей живописью».
Живописец возглавил движение и стал его символом. Наконец-то футуризм принял реальную форму. Посетив в 1912-м году парижские мастерские Жоржа Брака (Georges Braque), Константина Бранкузи (Brâncuşi) и студии других авангардистов, он решает попробовать свои силы и в скульптуре.
В начале июня 1915-го года Умберто Боччони ушел воевать. 16 августа 1916 года он был сброшен лошадью и растоптан копытами. От полученных травм 17 августа художник скончался.
Гений прожил всего 33 года, но его творчество оказало огромное влияние на искусство XX и XXI веков. Арт-критик New York Times Грейс Глюк назвала Умберто «пылающей кометой» итальянского футуризма. Мастер считал любой рисунок или скульптуру ураганом, вихрем эмоций. Именно он дал толчок новому культурному явлению в Англии — вортицизму (название происходит от слова vortice — «вихрь»). После безвременной кончины лидера никто не взял на себя руководство футуристическим движением, и оно распалось.
История развития футуризма часть 2
В 1912 году в Париже состоялась первая выставка футуристов, экспонаты которой позже демонстрировались в разных странах Европы (Голландии, Бельгии, Англии, Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии). Революционные идеи футуристов не нашли большого отклика среди европейских художников. Только в России появилось множество энергичных сторонников нового течения. Здесь Давид Бурлюк организовал литературно-художественную группу
«Гилея» в которую вошли многие молодые поэты и художники.
Российские футуристы стремились соединить живопись и литературу, а также создали собственную версию нового течения в искусстве. В ней большее значение придавалось теме одиночества человека в современном мире. Популярность итальянского футуризма быстро угасла к концу Первой Мировой войны, а ее русская версия просуществовала чуть дольше — до начала 20-х годов. Впоследствии футуристы продолжили творческие поиски в других направлениях искусства.
3. Давид Бурлюк
Давид Бурлюк родился 21 июля 1882 года на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии. Он был старшим из шестерых детей. Его отец работал управляющим имения и изучал агрономию, а мать увлекалась живописью.
В семье Бурлюков часто ставили домашние спектакли и читали книги вслух. Любимыми авторами Давида Бурлюка были Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Тарас Шевченко. Помимо чтения, он любил рисовать. В раннем возрасте во время игры с Бурлюком произошел несчастный случай: он лишился левого глаза и затем всю жизнь ходил со стеклянным протезом.
Семья часто переезжала, поэтому старший сын успел поучиться в сумской и тамбовской гимназиях, а затем — в художественных училищах Казани и Одессы. Давид Бурлюк интересовался философией, иностранными языками, немецкой литературой и, по его словам, «выделялся прекрасными сочинениями по русскому, получая ремарки учителей: «Вы настоящий поэт». Писать прозу и сочинять первые стихотворения он начал еще в 1890-х годах.
В 1902 году Давид Бурлюк не смог поступить в Императорскую Академию художеств, поэтому уехал изучать живопись в Германию. Там он учился в мюнхенской Королевской академии художеств. Еще Бурлюк посещал частную художественную школу живописца Антона Ажбе. Через несколько лет он переехал в Париж, где ходил на занятия художника и педагога Фернана Кормона в Национальной школе изящных искусств.
Из Европы Давид Бурлюк вернулся в середине 1900-х годов. Он сразу же погрузился в российскую художественную жизнь и вскоре стал одним из лидеров творческого объединения «Стефанос». Его участники выступали за новейшее искусство, поиск свежих техник и приемов живописи. В их творчестве большую роль играли западные течения: фовизм, пуантилизм, постимпрессионизм. В основной состав группы входили, помимо Давида Бурлюка, его младший брат Владимир и сестра Людмила, а также Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Александра Экстер. Они устраивали выставки, но их творчество большинство искусствоведов не одобряло.