ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несколько лет спустя объединение распалось, а его участники вошли в состав «Бубнового валета» и других авангардных групп.
В начале 1910-х годов Давид Бурлюк поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он занимался у художников Леонида Пастернака и Абрама Архипова. Там же Бурлюк познакомился с Владимиром Маяковским. Как вспоминал поэт, «в училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая…» Впоследствии обоих отчислили за пропаганду идей футуризма.
У Давида Бурлюка была невеста — подруга детства Мария Еленевская, которая часто позировала для его картин. 26 марта 1912 года Бурлюк и Еленевская обвенчались.
В те же годы Давид Бурлюк стал одним из лидеров авангардного движения, начал публиковать статьи, манифесты и обращения, организовывал публичные дискуссии. Сначала он примкнул к художественному объединению «Бубновый валет», потом к «Ослиному хвосту» и «Союзу молодежи».
Вместе с братом Николаем, тоже поэтом, Давид Бурлюк помог основать литературную группу «Гилея». Еще в нее вошли писатели Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский. Они выпустили несколько альманахов со своими произведениями, а самый знаменитый сборник — «Пощечина общественному вкусу» — сопроводили одноименным манифестом.
В 1913–1914 годах гилейцы отправились в турне по Российской империи. Они давали гастроли в разных городах — Харькове, Самаре, Казани. Свою программу, которая состояла из докладов и стихов, они называли «поэзоконцертом» или «стихобойней». Выступления поэтов в ярких нарядах и с раскрашенными лицами неизменно эпатировали публику.
В тот же период работы Давида Бурлюка выставлялись на авангардных экспозициях в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. По приглашению художника Василия Кандинского он участвовал в выставках мюнхенского объединения «Синий всадник». А сам Кандинский называл его
«отцом русского футуризма».
В Первую мировую войну Бурлюка не призвали в армию из-за поврежденного глаза. Он жил в Москве, писал картины, сочинял и издавал стихи. После революции футурист вместе с семьей отправился в Уфу, потом в Сибирь и на Дальний Восток. Там он выступал с лекциями и организовывал выставки.
Свой первый сборник стихотворений «Лысеющий хвост» Давид Бурлюк выпустил в 1919 году. По словам поэта, издание быстро раскупили, и его пришлось допечатывать. В этот период он вместе с семьей жил во Владивостоке, выступал там с лекциями, устраивал выставки и помог организовать художественный кружок. А год спустя Бурлюк отправился в Японию, чтобы показать отечественную живопись за рубежом.
В Японии Давид Бурлюк прожил до 1922 года. В то время многие японцы интересовались творчеством футуристов. Вместе с художником Виктором Пальмовым Бурлюк организовал в Токио «Первую выставку русской живописи». Вместе с работами инициаторов в ней участвовали произведения около 30 мастеров, в том числе Казимира Малевича, Владимира Татлина и Василия Каменского. Вскоре они организовали вторую выставку в Осаке, за ней последовали и другие.
Одновременно Бурлюк продолжал заниматься литературой и писать картины. Начался восточный период в творчестве художника, результатом которого стали полотна «Японец, разделывающий рыбу», «Японский рыбак», «Пильщик красного дерева».
Благодаря выставкам Бурлюк заработал достаточно средств для переезда в США. Он получил визу в американском посольстве и вместе с женой и двумя сыновьями покинул Японию. Осенью 1922 года Бурлюки прибыли в Нью-Йорк. Там художнику долго не удавалось стать известным. Он давал лекции о жизни в СССР, работал журналистом в просоветских газетах. Несколько лет спустя он получил американский паспорт.
За первые годы жизни в США Давид Бурлюк издал около 20 собственных книг со стихами, рисунками и отрывками из дневников, также его работы вошли в несколько русскоязычных альманахов. Вместе с супругой он основал журнал «Цвет и рифма», на страницах которого больше 30 лет рассказывал о себе, своей семье и друзьях.
После 1930-х годов Бурлюк в основном сосредоточился на живописи и постепенно добился успеха. Его произведения участвовали в международных выставках в американских музеях и галереях. По мнению критиков, в новых полотнах отразился профессионализм Давида Бурлюка. Кроме Нью-Йорка его персональные выставки проходили в Вашингтоне и Сан-Франциско. Они принесли футуристу известность и материальное благополучие: в начале 1940-х семья Бурлюков приобрела небольшое имение на Лонг-Айленде. Там же художник построил студию и открыл галерею.
Давид и Мария Бурлюки часто путешествовали: ездили в Европу, дважды побывали в СССР и даже совершили кругосветный вояж.
Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года, на 85-м году жизни. Родственники развеяли его прах над Атлантическим океаном.
4. Карло Карра
Карло Карра родился 11 февраля 1881 года в небольшом городке Куарньенто, расположенном на севере Италии, в провинции Пьемонт, неподалеку от Турина. По окончании средней школы он перебрался в Милан, где посещал вечерние занятия в знаменитой Академии Брера (l'Accademia di Belle Arti di Brera) в течение нескольких лет, а днем занимался изготовлением театральных декораций.
В 1899 году молодой художник уехал в Париж, который в ту пору считался признанным центром современного изобразительного искусства. Во французской столице он посетил Всемирную выставку 1900 года, после чего отправился в Лондон, где увлекся левыми идеями и стал убежденным анархистом.
После возращения на родину Карло поселился в Милане и прожил в этом городе до конца своей жизни. В 1906 году он поступил на очное отделение Академии Брера и в течение четырех последующих лет изучал живопись под руководством профессора Чезаре Таллоне (Cesare Tallone).
Еще будучи студентом, Карра увлекся авангардным искусством и в 1910 году стал одним из основоположников футуризма. Он подружился с молодыми коллегами, которые восхищались торжеством человека над природой и были убежденными националистами. Поэт Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) придумал программный текст движения под названием «Обоснование и манифест футуризма», который, помимо Карры, подписали несколько его коллег, в том числе: Луиджи Руссоло (Luigi Russolo); Умберто Боччони (Umberto Boccioni); Джино Северини (Gino Severini); Джакомо Балла (Giacomo Balla).
Футуристические работы принесли широкую известность молодому живописцу, но увлечение новым стилем оказалось недолговечным. В 1911 году Карло во второй раз посетил Париж, где познакомился с видными деятелями мирового авангардизма: Пабло Пикассо (Pablo Picasso); Жоржем Браком (Georges Braqu); Фернаном Леже (Fernand Léger); Гийомом Аполлинером (Guillaume Apollinaire).
Под влиянием новых друзей Карра увлекся кубизмом и создал целый ряд картин в этом стиле. Но после начала Первой мировой войны под влиянием националистических идей, господствовавших в обществе, творческие вкусы художника снова изменились. В 1916 году он встретил в госпитале Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico), чьи картины произвели на Карло огромное впечатление. В течение нескольких недель они работали сообща, а результатом их творческого союза стало появление нового художественного течения —
«Метафизической живописи».
Только в начале 1920-х годов Карло Карра охладел к авангардизму и стал сторонником классического изобразительного искусства. Тогда же окончательно сформировались его политические взгляды, убежденный анархист превратился в пылкого последователя идей фашизма. Авторитетный мастер открыто выступил в поддержку Муссолини и призывал своих коллег следовать принципам неоклассицизма, полностью соответствующего идеологии правящего режима.
На завершающем этапе карьеры художник полностью отказался от революционных творческих экспериментов. Он писал реалистичные картины, вдохновленный шедеврами Джотто, а в качестве основного жанра избрал для себя пейзажную живопись. В 1939 году Карло Карра стал профессором Академии Брера в Милане и посвятил преподавательской работе более 20 лет своей жизни.
После Второй мировой войны живописца часто приглашали на масштабные выставки современного искусства, где его работы в стиле кубизма, футуризма и метафизической живописи вызывали большой интерес у публики. В ту пору Карра имел огромный авторитет в европейской художественной среде и считался одним из величайших представителей авангардизма начала ХХ века.
В последние двадцать лет жизни пожилой мастер создал немного картин, большую часть времени он занимался обучением студентов и писал книги по теории изобразительного искусства. А 13 апреля 1966 года Карло Карра умер в своей квартире в возрасте 85 лет и был похоронен на центральном кладбище Милана, где и сегодня находится его могила.