Файл: Лекция 1 Проблема сознания в философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модуль 4. Лекция №1: «Проблема сознания в философии».

Сознание – это био-социальный феномен, заключающийся в способности человека к воспроизведению окружающей действительности в форме идеальных образов, являющихся результатом его психической деятельности.

Проблема сознания является одной из ключевых для философии потому, что:

  1. главной характеристикой бытия человека является его сознательный характер;

  2. проблема сознания тесно связана с восприятием познавательной деятельности человека;

  3. вопрос о соотношении бытия и сознания человека является основным для философии как науки.

Традиционно выделяют три концепции, объясняющие происхождения сознания:

  1. биологическая: в рамках данной концепции сознание воспринимается как продукт развития человека как биологического организма;

  2. социологическая: эта концепция объясняет сознание как результат существования человека в обществе;

  3. био-социальная: данная концепция объединяет в себе черты первых двух теорий.

Сознание как психический феномен сочетает в себе два уровня:

  1. чувственно-рациональный: к нему относятся познавательные способности человека и знания, полученные с их помощью;

  2. эмоционально-ценностный: включает в себя чувства и эмоции человека.

Для справки: американский социологи Рональд Инглхарт выделяет два вида ценностей человека. Первый из них – ценности выживания, без которых невозможно физическое существование человека. Второй из них – ценности самовыражения; именно благодаря им человек способен реализовать свой творческий и профессиональный потенциал. (Ист.информации Инглхарт Р., Ветцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М., 2011г.)

Междисциплинарный интерес к проблеме сознания обусловлен тем, что методы одной науки не могут отобразить всё многообразие и сложную структуру данного феномена. В этой связи феномен сознания активно исследуется различными медицинскими науками, например – неврологией.

Для справки голландский невролог Дирк Свааб выделяет три структуры мозга, необходимые для сознательной деятельности человека:

  1. здоровая кора больших полушарий;

  2. таламус;

  3. белое вещество, осуществляющее связь между корой и таламусом.


(Ист.информации: Свааб Д. Мы- это наш мозг: от матки до Альцгеймера. Спб.,2014г. с. 214.).

Междисциплинарный подход позволяет выделить основные функции сознания:

  1. познавательная – без сознания невозможен процесс познания мира;

  2. целеполагающая – при помощи сознания человек в процессе существования ставит себе цели и выбирает средства для их достижения;

  3. прогностическая – позволяет предвидеть развитие тех или иных событий в жизни человека;

  4. коммуникативная – благодаря сознанию возможно общение между людьми;

  5. самоконтроль – благодаря этой функции человек может, избегая опасностей, выбирать наименее опасные пути для достижения целей.

Процессу осознания реальности всегда предшествует отражение – способность живых существ воспроизводить окружающую реальность, а также свойства взаимодействующих с ними других живых существ. Способностью к отражению обладает не только человек, но также дельфины, некоторые виды обезьян и слонов; это позволяет говорить о наличии у них элементарных форм сознания.

Голландский исследователь Франц де Вааль, в частности, утверждает, что некоторые моральные нормы, в частности – способность к сопереживанию – человек в ходе эволюции унаследовал у приматов. Сам де Вааль более 10 лет исследовал жизнь приматов, что позволило ему подкрепить свою гипотезу солидной эмпирической базой. Так, например, он утверждает, что многие приматы, в отличие от хищников, не добивают раненых или постаревших особей; в случае гибели родителей неокрепшей особи другие приматы берут её себе на воспитание; приматы редко вступают в физический конфликт с особями, уступающих им в физической силе и размерах. (Ист. информации де Вааль, Ф. «Истоки морали». М.,2014г.).

Для справки. 30 лет назад американский психолог Гордон Гэллап наносил краску на морду спящей шимпанзе, затем будил её и заставлял смотреть в зеркало. Со временем животное стало реагировать на отражение, осознавая изменения, произошедшие в её внешнем облике. (Ист.информации Наука и жизнь, 1998 № 8//http://www.nkj.ru/archive/articles/10313/ ).

Однако необходимо сказать о том, что существуют различия между сознанием человека и животного:



  1. животные способны лишь к перцептуальному мышлению, в то время как люди способны к мышлению концептуальному, абсолютно недоступному для животных;

для справки:

  • перцептульаное мышление – это тип мышления, основанное на первичном,психическом познании действительности;

  • концептулаьное мышление- это мышление, основанное на рационально-логическом познании действительности.

  1. человек обладает исторической традицией и культурной преемственностью в отличии от исключительно генетической преемственности у животных;

  2. человек, в отличии от животных, способен устанавливать законы, на которых основывается общество;

  3. человек обладает речью и мышлением;

  4. человек способен к сложным типам материального производства;

(Ист.информации: Адлер, М. Искусство говорить и слушать. с. 184.)

Кроме того человек как мыслящий субъект обладает самосознанием – высшей формой развития сознания, благодаря которой человек способен осознавать себя , свою индивидуальность.

Самосознание включает в себя следующие основные элементы:

1) рефлексия – мыслительный процесс, результатом которого является способность человека к анализу самого себя, своих действий;

2) ретроспекция – способность человека анализировать прошлое для приобретения опыта и исключения повторения его (прошлого) ошибок в настоящем;

3) антиципация – функция самосознания, отвечающая за способность к планированию человеком своих действий;

4) самооценка – способность человека адекватно оценивать себя, свои возможности.

Для справки. Одним из последствий кризиса самооценки является возникновение у человека гибрис-синдрома. Данное понятие впервые введено в научный оборот британским неврологом Дэвидом Оуэном в книге « История болезни: недуги мировых политических лидеров ХХ века». Под гибрис-синдромом автор понимает форму профессиональной деформации обладающего властью человека, при которой он утрачивает способность адекватно воспринимать реальную действительность и оценивать свои поступки.

Говоря о самосознании, необходимо уточнить, что ошибочно отождествлять мышление и сознание человека.

Для справки Мышление-это важнейшая познавательная способность, благодаря которой человек получает знание о мире и о самом себе, а также планирует и осуществляет свою практическую деятельность.


(Ист.информации: Словарь философских терминов под редакцией В.Г. Кузнецова. М.,2012г. с. 344). Сознание предшествует мышлению: сперва мы осознаём событие реальной действительности, а уже потом осмысливаем его.

Именно благодаря сознанию и самосознанию человек способен к общению с другими людьми. Практическим выражением этой способности является язык – семиотическая (знаковая) система, хранящая и передающая информацию. (Ист.информации: Словарь философских терминов под редакцией В.Г. Кузнецова. М.,2012г. с. 716). Язык выполняет функцию источника и хранителя информации, а так же является способом выражения накопленного знания и базой для формирования нового. Традиционно выделяют два основных вида языка:

  1. естественный – язык человеческого общения;

  2. искусственный – узко специализированный профессиональный жаргон, язык науки, «мёртвый» язык.

В философии язык воспринимается двояко: с одной стороны, он является инструментом общения; с другой стороны, с помощью языка человек способен познавать себя, других людей, окружающий мир.

Любая речь человека, как производная от языка, включает в себя три основных элемента:

  1. этос – вводная часть, в которой человек знакомится с аудиторией, либо с оппонентом, демонстрирует свою информированность в предмете разговора или дискуссии;

  2. пафос – это понятие обозначает ту эмоциональную реакцию, которой человек хочет добиться от аудитории или оппонента;

  3. логос – стиль убеждения, который человек использует для убеждения аудитории или оппонента.

(Ист. информации Адлер, М. Искусство говорить и слушать. М.,2013г.)

Развитие и сохранение культуры речи во многом связано с проблемой сохранения языка. С недавнего времени по инициативе ООН была создана «красная книга языков», куда включаются языки и диалекты, находящиеся под угрозой исчезновения. По прогнозам ООН к 2025 году в мире может остаться три языка: китайский, американский английский и испанский. Данную ситуацию эксперты объясняют продолжающимся падением из года в год культуры речи и уровня преподавания языков во многих странах мира.

Выводы:

  1. проблема сознания в философии является универсальной, т.к. затрагивает все аспекты человеческого бытия;

  2. междисциплинарный характер проблемы сознания обусловлен тем, что сложная структура данного феномена не позволяет полностью исследовать его методами одной науки;

  3. сознание непосредственно связано с мышлением и речью человека;

  4. ошибочно отождествлять сознание и мышление: в процессе познания осознание объекта или явления предшествует его осмыслению.