Файл: Социальная помощь государства в виде набора социальных услуг.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2435
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У « Б е л Г У » )
ИНЖИНИРИНГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ
ЦМК общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА
В ВИДЕ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Дипломная работа студента
очной формы обучения
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
2 курса группы 89001762
Жданова Алексея Александровича
Научный руководитель преподаватель
В.И. Ерыгина
Рецензент главный специалист по судебным делам
ООО «Бюро правовой защиты»
Лапина Т.В.
БЕЛГОРОД 2019
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........
3
ГЛАВА
1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА.............................................
6 1.1. Понятие социального государства и его социальной помощи..................
6 1.2. Виды социальной помощи государства.......................................................
12 1.3. Нормативно-правовая база сферы социальных услуг государства..........
19
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ
ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА В ВИДЕ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ
УСЛУГ..................................................................................................................
25 2.1. Категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг..........................................................
25 2.2. Виды социальных услуг, предоставляемых гражданам в виде набора социальных услуг.................................................................................................
29 2.3. Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.....................................................................................
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 41
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...
44
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена сохраняющимися в юридической науке противоречиями по поводу провозглашения Российской
Федерации социальным государством с одной стороны, и необходимостью обеспечения высокого уровня социальной защищенности нуждающихся категорий граждан – с другой. Конституция РФ гарантирует достойный уровень жизни каждому гражданину, однако действующее законодательство не раскрывает содержание критериев признания того или иного уровня жизни
«достойным». Единственным ориентиром в данном вопросе служит прожиточный минимум, который, однако, в существующей социально- экономической ситуации в стране не позволяет человеку в полной мере удовлетворить свои физиологические и духовные потребности.
Наличие социально незащищенных, нуждающихся категорий граждан в государстве требует создания действенной системы социального обеспечения.
В такую систему входит пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, иными денежными выплатами, оказание различных видов государственной социальной помощи как денежного, так и натурального характера. Одним из видов государственной социальной помощи является предоставление набора социальных услуг нуждающимся гражданам.
Изложенное обусловливает важность исследования механизма правового регулирования государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Избранная тема выпускной квалификационной работы недостаточно полно изучена в научной литературе. Теоретические, нормативно-правовые и практические аспекты возникновения и реализации права граждан на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг получили свое освещение в отдельных работах А.В. Афтаховой, М.О.
Буяновой, О.И. Карпенко, Л.А. Нудненко, А.В. Сосновщенко, Г.В.
4
Сулеймановой, А.Н. Тереховой, М.В. Филипповой, В.Ш. Шайхатдинова и ряда других исследователей. В связи с этим избранная тема требует более глубокого изучения.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ механизма правового регулирования предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Достижение указанной цели предполагает необходимость постановки и решения следующих задач:
определить понятие социального государства и исследовать сущность государственной социальной помощи;
классифицировать социальную помощь государства в зависимости от различных критериев;
проанализировать нормативно-правовую базу сферы социальных услуг государства;
выявить категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг;
охарактеризовать виды социальных услуг, предоставляемых гражданам в виде набора социальных услуг;
проанализировать порядок предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Объектом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с возникновением и реализацией права отдельных категорий граждан на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
Предмет изучения составляют механизм правового регулирования предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и практика его реализации в Российской Федерации.
Методологическую основу работы составили общенаучные (индукции и дедукции, анализа и синтеза, структурно-функциональный), специально- научные (социологический, политический) и частнонаучные (формально-
5 юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм) методы исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в развитие научных представлений о таком институте права социального обеспечения как государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг. Дипломная работа определяет практические аспекты реализации права граждан на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг. Выводы и рекомендации, предложенные в работе, могут быть использованы при дальнейшей разработке заявленной проблемы, а также при преподавании дисциплины «Право социального обеспечения».
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, а также логикой развития проблемы и включает введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие социального государства и его социальной помощи
Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством. Данная норма отражает сущностную характеристику государства и определяет основные направления социальной политики. Как отмечают авторы комментария к Конституции РФ, «данное конституционное положение является нормой-целью» [22, с. 27]. Это значит, что на уровне Основного закона поставлена задача построения такого государства, которое соответствовало бы международным критериям достойной жизни и свободного развития человека. Отметим, что в настоящее время данная задача еще нуждается в своем решении, а Россия только встала на путь построения социального государства.
Характеризуя Российскую Федерацию как социальное государство, Л.А.
Нудненко отмечает, что в теории конституционного права сложилось две концепции по поводу взаимоотношений государства и личности.
Представители первой концепции – теории индивидуальной свободы – А.
Смит, С. Молль, Дж. Локк, Б.Н. Чичерин утверждали, что государство не должно вмешиваться в реализацию гражданами своих экономических прав и свобод и обеспечить полную свободу их осуществления. При этом сторонники теории считали, что экономические права личности обладают верховенством во взаимоотношениях с государством. Несмотря на то, что рыночные отношения порождают неравенство, высшей ценностью продолжает оставаться экономическая свобода, а государство не должно вмешиваться в процесс перераспределения экономических ресурсов и благ в целях справедливости и равенства.
7
Сторонники второй концепции (Ж.Ж. Руссо, П.И. Новгородцев, Дж.
Роулс, К. Дженкинс) принимая во внимание необходимость гарантирования прав и свобод, в том числе и экономических, считают необходимым, чтобы государство было подчинено принципу равенства. Оно должно играть важную роль в выравнивании социального положения людей [24, с. 153-154].
Ученый отмечает, что социальное государство призвано обеспечивать баланс между представителями различных социальных групп и оказывать поддержку незащищенным представителям общества [24, с. 154].
Как указывают И.А. Конюхова и И.А. Алешкова «социальным является государство, которое основывается на принципах социальной справедливости, берет на себя обязательства обеспечить возможность достойного для каждого человека существования» [23, с. 165]. Государство предоставляет свободу в выборе законного способа заработка для самообеспечения и обеспечения человеком своей семьи. Только если невозможность самостоятельно обеспечить себя и свою семью вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, тогда возможно вмешательство государства.
То есть, если гражданин нашей страны по каким-либо причинам или основаниям утратил возможность самостоятельного социального или материального обеспечения, то государство призвано оказывать ему определенную помощь безвозмездно. Естественно, каждый должен приложить все усилия, чтобы обеспечить себя самостоятельно, однако, государство должно создать для этого соответствующие условия и оказывать всяческую поддержку тем гражданам, которые не могут или утратили возможность самостоятельного материального обеспечения, например, в силу утраты трудоспособности.
Государство должно создавать условия для реализации человека в трудовой и творческой деятельности, а также оказывать необходимую помощь, в том числе социальную. Так, в России, как социальном государстве, действуют геронтологические центры, дома инвалидов, центры реабилитации,
8 комплексные центры социального обслуживания населения. Система социальной защиты граждан создается в основном на муниципальном уровне.
В осуществлении своей социальной политики государство гарантирует охрану труда, здоровья граждан, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Развивается и совершенствуется система социальных служб. В России установлена система пенсионного обеспечения и система обеспечения пособиями и иными видами материальной помощи (компенсационные выплаты, разовые выплаты и т.д.). В то же время отметим, что для оказания отдельных видов социальной помощи необходим высокий уровень развития экономики страны в целом.
Финансирование социальной политики (образования, здравоохранения, науки и культуры) осуществляется за счет бюджетных средств.
Следует согласиться с позицией И.А. Конюховой и И.А. Алешковой, отмечающих, что «основными конституционно-правовыми характеристиками
России как социального государства являются:
закрепление в Конституции РФ системы социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами, установленными во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.,
Международном пакте о социально-экономических и культурных правах 1966 г.;
установление прожиточного минимума» [23, с. 165-166].
Однако, одного лишь закрепления прав и свобод граждан в законодательстве недостаточно.
Установленные в настоящее время прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда позволяют человеку выжить, однако не обеспечивают достойного существования, гарантированного Конституцией РФ [20, с. 173]. По нашему мнению, необходимо также создание системы действенных экономических гарантий социального характера государства.
9
В литературе выделяют следующие принципы социальной политики, характеризующие Российскую Федерацию как социальное государство:
«социальная справедливость;
адресность (дифференциация);
многообразие и всесторонность социальной защиты» [23, с. 167].
Одним из важнейших направлений государственной социальной политики является оказание государственной социальной помощи.
Определение данного понятия закреплено в Федеральном законе от 17 июля
1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [5] (далее – ФЗ № 178). В соответствии с абз. 2 ст. 1 указанного закона «государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров» [5]. В данном определении указаны категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи. Часть из них названа прямо (малоимущие семьи, одиноко проживающие малоимущие граждане), а другие указаны в самом тексте данного закона, например, инвалиды, ветераны
Великой Отечественной войны, дети-инвалиды и т.д.
Как верно отмечают О.И. Карпенко и О.Ю. Павловская «основной формой обеспечения наиболее уязвимых категорий населения в России в настоящее время является адресное оказание социальной помощи, которая распространяется лишь на тех граждан, фактическое потребление которых находится ниже прожиточного минимума, т.е. ее получателями могут являться не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные, но малообеспеченные лица» [21, с. 82].
Статья 3 указанного закона называет цели оказания государственной социальной помощи. К ним относятся:
«поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже
10 величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресное использование бюджетных средств;
усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижение уровня социального неравенства;
повышение доходов населения» [5].
Важнейшими целями являются поддержание необходимого уровня жизни нуждающихся и повышение доходов населения. Сложившаяся в нашей стране практика показывает, что государство гарантирует удовлетворение лишь минимальных потребностей, необходимых для физического выживания. Это подтверждается тем, что в анализируемой статье речь идет о прожиточном минимуме, т.е. о наборе жизненно необходимых товаров и услуг. Российское законодательство фактически не включает в перечень потребностей нуждающихся граждан нематериальные блага, предназначенные для удовлетворения социально-культурных потребностей. На наш взгляд, это является целью России как социального государства – предусмотреть удовлетворение не только физиологических, но и духовных потребностей нуждающихся слоев населения.
Говоря о принципах адресности, можно отметить, что государственная социальная помощь предоставляется гражданам, оказавшимся в тяжелом материальном положении, и которые не могут самостоятельно исправить данную ситуацию. При этом при обращении за получением помощи гражданам необходимо подтвердить свой низкий уровень дохода и обосновать невозможность его самостоятельного увеличения. Органы социальной защиты населения вправе отказать гражданину в предоставлении социальной помощи, если последний имеет возможность получать доход, но не желает это делать.
11
Важным признаком государственной социальной помощи является признак «нуждаемости». Как отмечает А.В. Сосновщенко, «данный признак состоит из трех элементов:
1) наличие связи с размером прожиточного минимума;
2) учет всех доходов и имущества лица;
3) учет причин нуждаемости, которые не должны зависеть от лица» [28, с.
189].
Принцип доступности и качества социальных услуг означает возможность беспрепятственного получения гражданином необходимой социальной услуги вне зависимости от места проживания и уровень предоставления данных услуг который должен соответствовать национальным стандартам социального обслуживания населения.
В соответствии со ст. 12 ФЗ № 178 могут государственная социальная помощь может предоставляться либо в форме денежных выплат (пособия, компенсации, субсидии), либо в натуральной форме (продукты питания, одежда и обувь, медицинские препараты). Предоставление социальной помощи носит безвозмездный характер, ее размер фиксирован (законом или подзаконным актом, как правило, устанавливается ее предельный размер).
Таким образом, одной из основ конституционного строя нашей страны является социальный характер государства. Это означает, что в Российской
Федерации должна проводиться активная социальная политика, направленная на поддержку и улучшение качества жизни социально незащищенных групп населения. Достижение указанной цели возможно только при высоком уровне экономического развития страны, закреплении в законодательстве правовых, экономических и организационных гарантий социального обеспечения. Важной формой социального обеспечения является государственная социальная помощь, которая предоставляется в денежной или натуральной формах нуждающимся гражданам на основе установленных законодательством принципов адресности и доступности в целях повышения уровня доходов населения.