Файл: Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 532

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
Утвержден ФСТЭК России
5 февраля 2021 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ
МОСКВА
2021

В книге всего пронумеровано 83 страницы

3
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общие положения ................................................................................................. 4 2.
Порядок оценки угроз безопасности информации ............................................ 6 3.
Определение негативных последствий от реализации (возникновения) угроз безопасности информации ....................................................................... 13 4.
Определение возможных объектов воздействия угроз безопасности информации ......................................................................................................... 15 5.
Оценка возможности реализации (возникновения) угроз безопасности информации и определение их актуальности .................................................. 20 5.1
Определение источников угроз безопасности информации ................... 20 5.2
Оценка способов реализации (возникновения) угроз безопасности информации ......................................................................................................... 25 5.3
Оценка актуальности угроз безопасности информации .......................... 28
Приложение 1 ............................................................................................................ 33
Приложение 2 ............................................................................................................ 35
Приложение 3 ............................................................................................................ 38
Приложение 4 ............................................................................................................ 42
Приложение 5 ............................................................................................................ 46
Приложение 6 ............................................................................................................ 48
Приложение 7 ............................................................................................................ 51
Приложение 8 ............................................................................................................ 56
Приложение 9 ............................................................................................................ 60
Приложение 10 .......................................................................................................... 62
Приложение 11 .......................................................................................................... 65

4
1. Общие положения
1.1. Настоящая Методика оценки угроз безопасности информации
(далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 4 пункта 8
Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г.
№ 1085.
1.2. Методика определяет порядок и содержание работ по определению угроз безопасности информации, реализация (возникновение) которых возможна в информационных системах, автоматизированных системах управления, информационно-телекоммуникационных сетях, информационно- телекоммуникационных инфраструктурах центров обработки данных и облачных инфраструктурах (далее – системы и сети), а также по разработке моделей угроз безопасности информации систем и сетей.
1.3. Методика применяется для определения угроз безопасности информации, реализация (возникновение) которых возможна в системах и сетях, отнесенных к государственным и муниципальным информационным системам, информационным системам персональных данных, значимым объектам критической информационной инфраструктуры
Российской
Федерации, информационным системам управления производством, используемым организациями оборонно-промышленного комплекса, автоматизированным системам управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.
В иных случаях решение о применении настоящей Методики принимается обладателями информации или операторами систем и сетей.
1.4. В документе не рассматриваются методические подходы по оценке угроз безопасности информации, связанных с нарушением безопасности шифровальных (криптографических) средств защиты информации, а также угроз, связанных с техническими каналами утечки информации.
1.5. Методика ориентирована на оценку антропогенных угроз безопасности информации, возникновение которых обусловлено действиями нарушителей.
1.6. На основе настоящей Методики могут разрабатываться отраслевые
(ведомственные, корпоративные) методики оценки угроз безопасности информации, которые учитывают особенности функционирования систем и сетей в соответствующей области деятельности. Разрабатываемые отраслевые
(ведомственные, корпоративные) методики оценки угроз безопасности информации не должны противоречить положениям настоящей Методики.
1.7. В Методике используются термины и определения, приведенные в приложении 1 к настоящей Методике, а также термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации и национальными


5 стандартами в области защиты информации и обеспечения информационной безопасности.
1.8. Положения настоящей Методики применяются для оценки угроз безопасности информации в системах и сетях, решение о создании или модернизации (развитии) которых принято после даты ее утверждения, а также в эксплуатируемых системах и сетях.
Модели угроз безопасности информации систем и сетей, разработанные и утвержденные до утверждения настоящей Методики, продолжают действовать и подлежат изменению в соответствии с настоящей Методикой при развитии
(модернизации) соответствующих систем и сетей.
В связи с утверждением настоящего методического документа не применяются для оценки угроз безопасности информации Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (ФСТЭК России,
2008 г.) и Методика определения актуальных угроз безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры (ФСТЭК России, 2007 г.).

6
2. Порядок оценки угроз безопасности информации
2.1. Оценка угроз безопасности информации проводится в целях определения угроз безопасности информации, реализация (возникновение) которых возможна в системах и сетях с заданной архитектурой и в условиях их функционирования – актуальных угроз безопасности информации.
2.2. Основными задачами, решаемыми в ходе оценки угроз безопасности информации, являются: а) определение негативных последствий, которые могут наступить от реализации (возникновения) угроз безопасности информации; б) инвентаризация систем и сетей и определение возможных объектов воздействия угроз безопасности информации; в) определение источников угроз безопасности информации и оценка возможностей нарушителей по реализации угроз безопасности информации; г) оценка способов реализации (возникновения) угроз безопасности информации; д) оценка возможности реализации (возникновения) угроз безопасности информации и определение актуальности угроз безопасности информации; е) оценка сценариев реализации угроз безопасности информации в системах и сетях.
2.3. Исходными данными для оценки угроз безопасности информации являются: а) общий перечень угроз безопасности информации, содержащийся в банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России (bdu.fstec.ru), модели угроз безопасности информации, разрабатываемые ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1085, а также отраслевые
(ведомственные, корпоративные) модели угроз безопасности информации; б) описания векторов (шаблоны) компьютерных атак, содержащиеся в базах данных и иных источниках, опубликованных в сети «Интернет» (CAPEC,
ATT&CK, OWASP, STIX, WASC и др.); в) документация на системы и сети (а именно: техническое задание на создание систем и сетей, частное техническое задание на создание системы защиты, программная (конструкторская) и эксплуатационная (руководства, инструкции) документация, содержащая сведения о назначении и функциях, составе и архитектуре систем и сетей, о группах пользователей и уровне их полномочий и типах доступа, о внешних и внутренних интерфейсах, а также иные документы на системы и сети, разработка которых предусмотрена требованиями по защите информации (обеспечению безопасности) или национальными стандартами); г) договоры, соглашения или иные документы, содержащие условия использования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центра обработки данных или облачной инфраструктуры поставщика услуг


7
(в случае функционирования систем и сетей на базе информационно- телекоммуникационной инфраструктуры центра обработки данных или облачной инфраструктуры); д) нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми создаются и функционируют системы и сети, содержащие в том числе описание назначения, задач (функций) систем и сетей, состав обрабатываемой информации и ее правовой режим; е) технологические, производственные карты или иные документы, содержащие описание управленческих, организационных, производственных и иных основных процессов (бизнес-процессов) в рамках выполнения функций
(полномочий) или осуществления видов деятельности обладателя информации, оператора (далее – основные (критические) процессы); ж) результаты оценки рисков (ущерба), проведенной обладателем информации и (или) оператором.
Указанные исходные данные могут уточняться или дополняться с учетом особенностей области деятельности, в которой функционируют системы и сети.
2.4. Оценка угроз безопасности информации должна носить систематический характер и осуществляться как на этапе создания систем и сетей, так и в ходе их эксплуатации, в том числе при развитии (модернизации) систем и сетей. Систематический подход к оценке угроз безопасности информации позволит поддерживать адекватную и эффективную систему защиты в условиях изменения угроз безопасности информации и информационных ресурсов и компонентов систем и сетей. Учет изменений угроз безопасности информации обеспечит своевременную выработку адекватных и эффективных мер по защите информации (обеспечению безопасности) в системах и сетях.
2.5. На этапе создания систем и сетей оценка угроз безопасности информации проводится на основе их предполагаемых архитектуры и условий функционирования, определенных по результатам изучения и анализа исходных данных на них. В ходе эксплуатации систем и сетей, в том числе при развитии (модернизации) систем и сетей, оценка угроз безопасности информации проводится для реальной архитектуры систем и сетей и условий их функционирования, полученных по результатам анализа исходных данных, инвентаризации информационных ресурсов, анализа уязвимостей и (или) тестирования на проникновение систем и сетей, а также иных методов исследований уровня защищенности систем и сетей и содержащейся в них информации.
2.6. По результатам оценки, проведенной в соответствии с настоящей
Методикой, должны быть выявлены актуальные угрозы безопасности информации, реализация (возникновение) которых может привести к нарушению безопасности обрабатываемой в системах и сетях информации (нарушению конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчетности, аутентичности и достоверности информации и (или) средств ее обработки) и (или) к нарушению, прекращению функционирования систем и сетей.


8
На этапе создания систем и сетей результаты оценки угроз безопасности информации должны быть направлены на обоснование выбора организационных и технических мер по защите информации (обеспечению безопасности), а также на выбор средств защиты информации и их функциональных возможностей.
На этапе эксплуатации систем и сетей результаты оценки угроз безопасности информации должны быть направлены на оценку эффективности принятых технических мер, в том числе используемых средств защиты информации.
2.7. Оценка угроз безопасности информации проводится подразделением по защите информации (отдельными специалистами, назначенными ответственными за обеспечение защиты информации
(обеспечение безопасности)) обладателя информации или оператора с участием подразделений или специалистов, ответственных за эксплуатацию систем и сетей
(ИТ-специалистов, специалистов автоматизированных систем управления, специалистов связи и др.), основных (профильных) подразделений обладателя информации или оператора. Для оценки угроз безопасности информации по решению обладателя информации или оператора в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привлекаться специалисты сторонних организаций.
Для оценки угроз безопасности информации рекомендуется привлекать специалистов, обладающих следующими знаниями и умениями: а) основ оценки рисков, а также основных рисков от нарушения функционирования систем и сетей и нарушения безопасности обрабатываемой информации (далее – информационные риски); б) угроз безопасности информации и способов их реализации
(возникновения); в) тактик и техник проведения компьютерных атак (реализации угроз безопасности информации); г) основных типов компьютерных инцидентов и причин их возникновения; д) основных уязвимостей систем и сетей; е) нормативных правовых актов по созданию и функционированию систем и сетей, защите информации (обеспечению безопасности) в них, основных (критических) процессов (бизнес-процессов) обладателя информации и (или) оператора; ж) оценивать информационные риски; з) классифицировать и оценивать угрозы безопасности информации; и) определять сценарии (тактики, техники) реализации угроз безопасности информации; к) определять источники и причины возникновения компьютерных инцидентов;

9 л) проводить инвентаризацию систем и сетей, анализ уязвимостей, тестирование на проникновение систем и сетей с использованием соответствующих автоматизированных средств; м) оценку уровня защищенности (аудит) систем и сетей и содержащейся в них информации.
2.8. Оценка угроз безопасности информации проводится с использованием экспертного метода.
В интересах снижения субъективных факторов при оценке угроз безопасности информации рекомендуется создавать экспертную группу. Рекомендации по формированию экспертной группы и проведению экспертной оценки угроз безопасности информации приведены в приложении 2 к настоящей Методике.
2.9. При оценке угроз безопасности информации могут использоваться программные средства, позволяющие автоматизировать данную деятельность.
Для получения (уточнения) отдельных исходных данных (например, объектов воздействия и их интерфейсов, уязвимостей) в интересах оценки угроз безопасности информации на этапе эксплуатации систем и сетей применяются автоматизированные средства инвентаризации систем и сетей, анализа уязвимостей, тестирования на проникновение систем и сетей, а также иные средства, используемые для исследований уровня защищенности систем и сетей и содержащейся в них информации.
2.10. В случае оценки угроз безопасности информации для систем и сетей, функционирующих на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центра обработки данных или облачной инфраструктуры, угрозы безопасности информации определяются как для самих систем и сетей, так и для информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, на которой они функционируют (рисунок 1).
ЦОД
Информационные ресурсы и сервисы ИС 1
Обеспечивающие системы
Граница оценки угроз безопасности информации
Рисунок 1. Оценка угроз безопасности информации в информационной инфраструктуре на базе центра обработки данных


10 2.11. При размещении систем и сетей на базе информационно- телекоммуникационной инфраструктуры центра обработки данных или облачной инфраструктуры, принадлежащей поставщику услуг, оценка угроз безопасности информации проводится оператором во взаимодействии с поставщиком услуг.
В случае размещения систем и сетей на базе информационно- телекоммуникационной инфраструктуры центра обработки данных или облачной инфраструктуры, для которой поставщик услуг не оценил угрозы безопасности информации или не представил результаты такой оценки, оператор при оценке угроз безопасности информации исходит из предположения, что информационно-телекоммуникационная инфраструктура центра обработки данных или облачная инфраструктура, являющаяся средой функционирования для его систем и сетей, подвержена угрозам безопасности информации (скомпрометирована нарушителем с максимальным уровнем возможностей).
2.12. Результаты оценки угроз безопасности информации отражаются в модели угроз, которая представляет собой описание систем и сетей и актуальных угроз безопасности информации. Рекомендуемая структура модели угроз безопасности информации приведена в приложении 3 к настоящей
Методике.
2.13. По решению обладателя информации или оператора модель угроз безопасности информации разрабатывается как для отдельной системы или сети, так и для совокупности взаимодействующих систем и сетей оператора.
При разработке модели угроз безопасности информации для отдельной системы и сети, она должна содержать описание угроз безопасности информации, актуальных для информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, на базе которой эта система или сеть функционирует, а также угроз безопасности информации, связанных с интерфейсами взаимодействия со смежными (взаимодействующими) системами и сетями.
Допускается разработка одной модели угроз безопасности информации для нескольких однотипных создаваемых систем и сетей обладателя информации или оператора.
2.14. Модель угроз безопасности информации должна поддерживаться в актуальном состоянии в процессе функционирования систем и сетей.
Ведение модели угроз безопасности информации и поддержание ее в актуальном состоянии может осуществляться в электронном виде с учетом приложения 3 к настоящей Методике.
Изменение модели угроз безопасности информации осуществляется в случаях: а) изменения требований нормативных правовых актов Российской
Федерации, методических документов ФСТЭК России, регламентирующих вопросы оценки угроз безопасности информации;