Файл: Симптомы бронхиальной астмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Диагноз:

Бронхиальная астма — хроническое заболевание лёгких, при котором дыхательные пути (бронхи) воспаляются и отекают. Из-за этого человеку становится трудно дышать.

Бронхи — это небольшие трубочки, по которым воздух поступает в альвеолы, воздухоносные камеры. В них происходит газообмен: кислород из вдыхаемого воздуха проникает в кровь, а углекислый газ выводится наружу.

У бронхов есть мышечный слой, который регулирует их просвет, и слизистая оболочка. Если в дыхательные пути попадает пыль или другие посторонние объекты, например вирусы, аллергены или бактерии, бронхи сужаются, а слизь выделяется сильнее. Это защитная реакция, которая не пускает «чужаков» в лёгкие и предохраняет их от воспаления.

При астме просвет бронхов сужается, а слизь выделяется усиленно без видимых причин. Из-за этого человеку становится тяжело дышать, у него появляется одышка и кашель.



Учёным до сих пор неизвестно, почему развивается астма. Считается, что у некоторых людей есть наследственная предрасположенность, которая может сработать в ответ на пусковые факторы вроде пыльцы или табачного дыма и спровоцировать болезнь.

Вылечиться от астмы невозможно, однако современные лекарства помогают людям с таким недугом вести привычную жизнь.

Симптомы бронхиальной астмы:

  • свистящее дыхание при астме обычно появляется на выдохе, но также может быть слышно и на вдохе, обычно это свидетельствует о запущенной стадии болезни;

  • кашель при астме, как правило, усиливается ночью и мешает спать. По мере прогрессирования заболевания кашель может стать хроническим;

  • тяжесть и боль в груди могут сочетаться с кашлем и хрипами, а могут возникать отдельно. Обычно люди описывают их как сдавливание, которое ощущается по всей грудной клетке;

  • одышка при астме может появляться в покое или при минимальной физической активности, например когда человеку нужно пройти один лестничный пролёт.

Факторы окружающей среды, влияющие на развитие астмы
:

  • аллергены: клещи домашней пыли, шерсть, слюна или выделения домашних животных, тараканов, споры некоторых грибов, пыльца растений и другие;

  • вирусные инфекции;

  • профессиональные вредности, например контакт с отходами промышленной и древесной отрасли;

  • вредные раздражители: диоксиды серы и азота, продукты сгорания дизельного топлива, табачный дым;

  • особенности питания: избыток продуктов высокой степени обработки (колбас, консервов, кондитерских изделий) и жирной пищи, дефицит овощей и фруктов, а также источников омега-3 в рационе (содержится в жирных сортах рыб, растительных маслах, орехах).

Факторы риска бронхиальной астмы:

Астма может развиться у любого человека, однако вероятность воспаления бронхов выше у людей с аллергией. Дело в том, что их дыхательные пути изначально более чувствительны к раздражителям, которые не беспокоят остальных.

Другие факторы риска астмы связаны с хроническим воспалительным процессом в организме и включают экзему и ожирение. Кроме того, вероятность заболеть выше у детей, которые родились недоношенными или маловесными.

Классификация бронхиальной астмы:

  • аллергическая — дебют выпадает на детский возраст, связан с отягощённым аллергологическим анамнезом. Как правило, у родственников также имеется респираторная или кожная аллергия;

  • неаллергическая — выявляют преимущественно у взрослых, в истории болезни которых нет аллергии, наследственность по аллергии не отягощена;

  • астма с постоянной констрикцией (сужением) дыхательных путей — необратимые изменения в бронхах начинаются без видимых причин, заболевание характеризуется неконтролируемыми симптомами;

  • астма с запоздалым началом — чаще выявляют у женщин, проживающих в крупных городах с загрязнённым воздухом;

  • астма в сочетании с лишним весом.

Классификация бронхиальной астмы по степени тяжести симптомов у пациентов, впервые получивших диагноз:

  • интермиттирующая — симптомы возникают реже одного раза в неделю;

  • лёгкая персистирующая — симптомы возникают чаще одного раза в неделю, но реже одного раза в день;

  • персистирующая средней тяжести — симптомы появляются ежедневно;

  • тяжёлая персистирующая — симптомы появляются несколько раз в день и сопровождаются сильной слабостью, ограничением активности.






Содержание занятия

Дозировка, кол-во раз, время

Методические указания

1

Водная часть:

  1. И.п.: -Стоя, ноги на ширине плеч, голова приподнята, руки свободно опущены вдоль туловища. Короткий, резкий вдох через нос сочетается с сжатием пальцев в кулаки. Затем спокойно выдох с расслаблением кисти.

  2. И.п.: -Стоя, плечи и руки расслаблены. Короткий, резкий вдох сочетается с поворотами головы право-влево.

  3. И.п.: -Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук, сжатые в кулаки – на поясе. Короткий, шумный, интенсивный вдох производится с одновременным выпрямлением рук, как бы отжимаясь или сбрасывая груз. В начале вдоха кулаки разжимаются, ркеи вытягиваются в сторону, напрягаются плечи и широко растопыриваются пальцы. На выдохе – возвращение в исходное положение.


5 раз

5 раз

5 раз

Темп медленный

Темп медленный

Выдохи производятся непроизвольно.
Темп медленный.

Воздух на выдохе мягко выпускается.

2

Подготовительная часть:

  1. Ходьба обычная

  2. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой, 1-4 – вправо, 5-8 – влево.

  3. И.п. – Стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. Одновременные круговые движения рук вперед. То же самое назад.

  4. О.с. Скрестные движения руками перед грудью с последующим ‘’рывком’’ руками в стороны назад.

  5. И.п. – Ноги на ширине плеч. В наклоне попеременные круговые движения рук вперед. То же – назад.

  6. И.п. – о.с. Круговые движения плечами вперёд (назад).

  7. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3 – наклон вперёд, достать руками пол – выдох. 4 – наклон назад, достать руками пятки – вдох.

  8. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки за головой. Повороты туловища влево – вправо.

  9. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем вправо – влево.

  10. И.п. – Ноги на ширине плеч, правая рука на поясе, левая – вверху, 1-3 – пружинистые наклоны туловища вправо – вдох. 4 – и.п., левая рука на поясе, правая рука вверху – вдох. 5-7 – то же в другую сторону. 8-и.п.

  11. И.п. – Руки на поясе. На 1-2 – выпад правой ногой вперед, пружинистые покачивания, 3-4 – выпад левой ногой вперед, пружинистые покачивания.

  12. И.п. – Руки прямые вперед грудью. На 1 – мах правой ногой вперед, хлопок под коленном, 2 – и.п., на 3 – мах левой ногой вперед, хлопок под коленном, 4 – и.п.

  13. И.п. – руки за головой, локти в стороны. 1 – касание правого колена локтем правой руки, 2 – и.п., на 3 – касание левого колена левым локтем, 4 – и.п.

  14. И.п. – стоя на месте. Поднять руки – глубокий вдох, отпустить и наклониться вперед – выдох.


2 мин

6раз

10 раз


10 раз

10 раз

10 раз
8 раз


10 раз

10 раз

6 раз в каждую сторону


10 раз


10 раз

8 раз


6 раз

Дыхание свободное
Выполнять без резких движений
Дыхание равномерное

Дыхание не задерживать
Дышать ровно.

Руки расслаблены.
Ноги в коленях не сгибать, наклон назад делать энергично.
Стопы от пола не отрывать, ноги не сгибать.

Следить за достаточным прогибом назад.

Не заваливаться вперед

Следить за равновесием.

Мах выполнять максимально высоко.


Наклоны в стороны выполнять максимально глубоко.
Наклоны выполнять не резко.

3

Основная часть:

  1. И.п. – сидя на полу, ноги вперёд. За спиной хват кистями, правая рука сверху, фиксация, затем поменять положение рук.

  2. И.п. – лежа на животе, носки вытянуты, прогнуться, не отрывая от пола низ живота.

  3. И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, упор сзади.

  4. Продвинуть прямые руки назад как можно дальше, вернуться в и.п.

  5. И.п. – лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. Прогнуться, хват за нижнюю часть голени, фиксация позы, покачиваясь на нижней части живота.

  6. И.п. – сидя на полу, ноги выпрямленные вперед – вместе. Пятку левой ноги подтянуть к животу, колено на полу, двумя руками обхватить носок правой ноги в наклоне вперед, фиксация позы, поменять позиции ног.

  7. И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед. Перенести левую ступню через правое бедро, поворот туловища влево, фиксация позы, поменять позиции ног.

  8. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Колено левой ноги подтянуть к груди, правая нога вытянута, фиксация позы.

  9. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Отводить руки в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части.

  10. Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди.

  11. Броски мяча одной рукой от плеча.



  1. Основная стойка: руки в стороны -вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками – выдох. Броски мяча из-за головы.

  2. И.П.- стойка ноги врозь средняя, мяч перед грудью; наклон вперед, положить мяч на пол; выпрямиться, развести руки в стороны; наклон вперед, взять мяч; вернуться в И.П.

  3. Стоя лицом друг к другу. отведение правой ноги назад, прокрутить мяч вокруг колена спереди, исходной положение, отведение левой ноги, прокрутить вокруг колена спереди, передать мяч из рук в руки.

  4. Стоя боком друг к другу. Удерживать мяч одновременно на вытянутую руку, второй рукой в сторону. присед, И. П.

  5. Сидя лицом другу к другу, ноги врозь, стопы соединить. Хват мяча одновременно на вытянутые руки. Тянуть партнера вперед, отклонив спину назад, потом наоборот.

  6. Сидя лицом друг к другу ноги вместе согнуты в колене, мяч зажать одновременно стопами, упор руками сзади. одновременно поднимать мяч вверх до полного выпрямления ног, опустить.

  7. Стоя лицом друг к другу. прокрутить мяч вокруг своей оси в области живота, передать мяч партнеру с наклоном на вытянутых руках, то же самое с передачей мяча обратно.




Фиксация

1 мин

7 раз

7 раз

7 раз

4 раза на каждую поднятую ногу.

4 раза на каждую ногу.
5 раз на каждую ногу.
8 раза


6 раз
6 раз


8 раз

8 раз
6 раз


10 раз

10 раз
8 раз
6 раз



Спина прямая.


Фиксация 30 секунд

Зафиксировать позу. Медленное возвращение.

Медленно отпускать ноги. Зафиксировать позу.

Покачивающие движения.

Стопа должна плотно прилегать к полу.

Усиливая сгибание руками, как можно плотнее прижимая ногу к животу.

Темп медленный, выдох удлинённый.

Бросать мяч на выдохе.

Броски делать на выдохе.
На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.
Задание выполняется не сгибая колени при наклонах.

При отведении ноги назад спину удерживать прямо, мяч не терять из рук, при передачи не бросать мяч.
Руки на уровне плеча прямые.
Колени не сгибать, при наклоне спина прямая, подбородок приподнят. Сильно не тянуть.

Спина прямая, подбородок приподнят, ноги выпрямить в коленях, мяч удерживать прямыми ногами.
При прокручивании мяча вокруг себя стараться не уронить мяч, локти и колени прямые.

4

Заключительная часть:

  1. И.п. – основная стойка, 1 – поднять плечи, вдох, 2 – опустить плечи, выдох, 3 – поднять плечи, развести руки, вдох, 4 – отпустить плечи, и.п., вдох.

  2. И.п. – сановная стойка, ноги на ширине плеч: 1 – руки в стороны, 2 – руки к плечам, кисти в кулак, 3-4 – максимально напрячь мышцы рук, 3-4 – расслабить мышцы рук – “стряхнуть воду” с пальцев рук.

  3. На четвереньки и обопритесь на кисти рук. На выдохе максимально выгните спину вверх, опустите голову. На вдохе прогнитесь вниз и поднимите голову вверх.

  4. Опуститесь на колени, сложив стопы вместе. Положите ягодицы на пятки. На выдохе наклонитесь вперед и оперитесь лбом в пол. Вытяните руки вдоль туловища ладонями вверх.


7 раз


7 раз
10 раз

В позиции быть 2 минуты


Темп медленный


Темп средний
Темп медленный

Выполняйте упражнения медленно и без резких движений.


Клинико – физиологическое обоснование и механизм действия физических упражнений

В основе лечебного действия физических упражнений лежит систематическая, строго дозированная тренировка, которая, кроме местного воздействия на отдельные органы и системы, оказывает влияние на весь организм в целом, в связи с чем повышается общая устойчивость больного к неблагоприятным факторам, изменяются его реактивные свойства.

Импульсы, идущие от периферических рецепторов мышечной системы в высшие отделы нервной системы, влияют на силу, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и на изменение функционального состояния отдельных систем и всего организма в целом.

Двигательный анализатор, т.е. кинетические клетки коры головного мозга, может устанавливать связи с различными зонами коры, по вегетативным и другим нервным путям изменять функциональное состояние органов и систем, а также влиять на ход трофических процессов в тканях.

Благотворное действие физических упражнений объясняется повышением подвижности нервных процессов. При помощи физических упражнений и слова мы можем создавать у больного соответствующее настроение и ликвидировать отрицательные эмоции, возникшие в связи с болезнью. При помощи физических упражнений мы можем влиять на восстановление нарушенных функций дыхательного аппарата. Систематической тренировкой можно добиться изменения патологического дыхания, развивая его ритм и глубину. Выработка дыхательного навыка происходит по типу формирования условного рефлекса. Выполнение физических упражнений, совпадающих с фазами дыхания, – движения рук, ног, туловища – становится условным раздражителем, вызывающим нормализацию дыхания. Экспираторная одышка, возникающая на почве спазма бронхов, также может уменьшиться и ликвидироваться при помощи физических упражнений и дыхательной гимнастики.

Известен факт уменьшения или полного исчезновения назальной или бронхиальной обструкции во время занятий физическими упражнениями.

При затруднении выдоха в связи с развитием воспалительного процесса в бронхах или уменьшением эластичности легких специальные физические упражнения, координированные с дыханием, помогают осуществлению более полного выдоха, способствуют уменьшению остаточного воздуха, более полному вдоху, лучшей вентиляции легких, лучшему насыщению крови кислородом, уменьшению гипоксемии и одышки.


Упражнения лечебной гимнастики играют большую роль в сохранении нормальной экскурсии грудной клетки.

Влияние лечебной физкультуры при болезнях органов дыхания в значительной мере объясняется связью, которая существует между сердечно-сосудистой системой и дыхательным аппаратом. Почти при всех его заболеваниях наблюдаются ограничения функций пораженного участка, нарушения в нем кровообращения, наличия застойных явлений и т.д. В ликвидации этих процессов лечебной физической культуре принадлежит ведущая роль.

Итак, терапевтическое значение лечебной физической культуры при бронхиальной астме определяется положительным ее влиянием на урегулирование у больных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; на восстановление правильного функционирования нервнорегуляторных механизмов, управляющих дыханием; на улучшение и восстановление нарушенной вентиляции легких, ликвидации легочной недостаточности; сохранение нормальной экскурсии грудной клетки, укрепление дыхательной мускулатуры, способствующих полному выдоху; на уменьшение бронхиальной обструкции; на ликвидацию патологического очага возбуждения.

Следовательно, лечебная физическая культура при бронхиальной астме является патогенетической, функциональной терапией. Своевременное назначение лечебной физической культуры при бронхиальной астме благотворно сказывается на течении болезни, увеличивает периоды ремиссии и снижает сроки нетрудоспособности.