ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 1911
Скачиваний: 56
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮНачальник СПСЧ № 28 Специального отдела № 1 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 103 МЧС России» майор внутренней службы ________________ И.Р. Шарипов «___» ____________ 2023 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения дополнительных занятий с личным составом дежурной смены СПСЧ № 28 Специального отдела № 1
ФГКУ «Специальное управление ФПС № 103 МЧС России»
Тема: «Основы применения беспилотных авиационных систем».
Вид занятия: теоретическое Отводимое время 1 (ч.)
Цель занятия: Приобретение и совершенствование личным составом подразделения знаний и навыков по основам применения беспилотных авиационных систем.
Литература, используемая при проведении занятия:
– Методические рекомендации по производству полётов беспилотных воздушных судов в системе МЧС России. 2016 г.;
– Временная инструкция по расследованию авиационных событий с беспилотными воздушными судами МЧС России. 2020 г.;
– Временная инструкция по организации управления подразделениями беспилотной авиации и применения беспилотных авиационных систем в МЧС России 2019 г.;
– Указания руководителям территориальных органов МЧС России, руководителям спасательных воинских формирований и поисково-спасательных формирований МЧС России по организации подготовки подразделений беспилотной авиации в 2022 году. 2021 г.;
– Применение авиационно-спасательных технологий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» Сборник трудов секции № 24 ХХXII Международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь.» 2022 г.;
– интернет ресурсы.
Развернутый план занятия:
-
Подготовительная часть занятия – 5 мин.
Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.
-
Основная часть занятия – 35 мин.
В настоящее время стремительными темпами развиваются беспилотные авиационные технологии. Иногда разведка места происшествия личным составом чрезвычайных служб крайне опасна, а проведение обследования района ЧС пилотируемой авиацией не представляется возможным. Подразделения МЧС России применяют беспилотные авиационные системы для широкого спектра решаемых разведывательных, транспортных и специальных задач.
Беспилотная авиация МЧС России позволяет оперативно и эффективно предотвращать и реагировать на возникшие природные и техногенные ЧС.
Беспилотная авиационная система (БАС) – комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлёта и посадки, средства управления полётом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полётом одного или нескольких беспилотных воздушных судов.
Беспилотное воздушное судно (БВС) – воздушное судно, управляемое, контролируемое в полёте пилотом, находящимся вне борта этого воздушного судна (внешний пилот).
Система применения БАС – организованное использование (применение) стоящих на оснащении БАС, сил и средств управления ими, сбора, обработки и доведения до потребителей получаемой с помощью БВС информации, а также сил и средств всестороннего обеспечения их применения.
Основные задачи решаемые с применением БАС
Разведывательные задачи:
-
ведение воздушной разведки с целью доведения в масштабе времени близком к реальному до органов управления и спасательных формирований необходимой информации; -
воздушный поиск объектов заинтересованности и наблюдение за ними, воздушное патрулирование заданных районов, контроль надводной обстановки, а также выполнение задач воздушной разведки с целью осуществления поисковых мероприятий по вскрытию очагов ЧС; -
инженерная разведка путей движения (колонных путей и троп), сооружений, заграждений и других объектов; -
разведка погоды; -
ледовая разведка; -
оценка результатов применения авиационно-спасательных технологий в процессе ликвидации ЧС; -
аэрофотосъемка заданных районов с последующей топографической привязкой фотоснимков, а также видео-фотодокументирование объектов контроля для получения обзорных и детальных изображений; -
создание трехмерных моделей местности и электронных карт.
Специальные задачи:
-
поиск терпящих бедствие экипажей воздушных и морских судов, рыбаков на льдинах и другие; -
поиск пострадавших при сходе снежных лавин; -
сопровождение и наведение мобильных поисковых групп; -
определение точных координат границ района ЧС и объектов поиска; -
обеспечение связи и ретрансляция данных (команд); -
контроль зон ЧС; -
оповещение населения о ЧС; -
мониторинг пожароопасной и паводковой обстановки; -
экологический мониторинг; -
проведение замеров в районе химических и радиационных аварий; -
мониторинг состояния линейных и площадных объектов.
Транспортные задачи:
-
доставка малогабаритных грузов (индивидуальных средств спасения, медицинских аптечек и других грузов) в назначенное место.
БВС обладают рядом преимуществ, по сравнению с другими средствами, которые позволяют решать задачи поиска и спасения:
– оперативность и точность предоставления результатов;
– высокие манёвренные возможности;
– выполнение поставленных задач в самом эпицентре ЧС без угрозы для жизни спасателей;
– экономичность;
– относительно небольшое количество привлекаемых сил и средств;
– возможность как одновременного использования выделенных сил и средств, так и последовательного их использования.
Классификация беспилотных авиационных систем (БАС)
По аэродинамической схеме компоновки БВС бывают :
-
самолетного типа; -
вертолетного типа (мультироторный); -
комбинированного типа (конвертоплан).
По глубине применения:
-
малой дальности с радиусом действия до 250 км -
ближнего действия с радиусом действия до 100 км
По взлетной массе БВС:
-
легкий класс до 200 кг -
малый класс до 30 кг -
мини класса до 1 кг
Анализ применения беспилотных авиационных системами в МЧС России показывает, что для успешного выполнения задач мониторинга и воздушной разведки на оснащении подразделений необходимо иметь БВС различных типов.
БВС самолетного типа целесообразно применять для:
• оценки масштабов ЧС;
• обследования больших районов, линейных объектов;
• поиска требуемого объекта, оценки его общего состояния, получения информации, необходимой для прогнозирования дальнейшего развития ЧС.
Применение БВС вертолетного (мультироторного) типа наиболее целесообразно для:
• детальной разведки района ЧС, объекта (группы объектов), оценки их состояния;
• осмотра отдельных элементов строений, сооружений, в том числе и внутри них, отдельных участков местности, дорог, мостов и др.;
• определения маршрутов движения наземных аварийно-спасательных сил и координации их действий с передачей информации в реальном масштабе времени на пункты управления.
В настоящее время беспилотная авиация МЧС России имеет в своём оснащении следующие типы воздушных судов: самолётный, мультироторный (вертолётный) и смешанный (конвертоплан).
Основными типами применяемых в настоящее время БАС в МЧС России для выполнения задач на территориях большой площади являются:
-
БАС с БВС самолётного типа – Орлан-10, Supercam S-350; -
БАС с БВС вертолётного типа – Гранад ВА-1000.
БВС «Гранад ВА-1000»
В состав БАС «Гранад ВА-1000» входит БВС вертолётного типа. Она предназначена для оперативного видеонаблюдения, мониторинга территории в повседневном и кризисном режимах, выполнения разведывательных задач специального назначения, для доставки средств индивидуального спасения пострадавшим. БВС способен выполнять задачи в простых и сложных метеорологических условиях, осуществлять видеонаблюдение в ночное время и в условиях ограниченной видимости (рис. 1).
Рис. 1. БВС «Гранад ВА-1000»
Габаритные размеры БВС в сборе не более 1730 х 1730 х 495 мм, полезная нагрузка не менее 2,5 кг, что составляет почти половину от максимально взлётного веса – не более 5,5 кг. Радиус полёта (в прямой видимости) до 15 км и максимальная длительность полёта не менее 90 мин. Максимальная скорость полёта не более 50 км/ч.
БВС «Орлан-10»
БАС «Орлан-10» с БВС самолётного типа предназначен для наблюдения за крупными и локальными объектами на большом удалении и мониторинга обширных территорий. Использование комплекса с беспилотными аппаратами «Орлан-10» позволяет проводить контроль над земными объектами в труднодоступной местности. Комплекс хорошо себя зарекомендовал при проведении поисково-спасательных операций (рис. 2).
Рис. 2. БВС «Орлан-10»
В конструкции беспилотного воздушного судна «Орлан-10» применена модульная архитектура, что позволяет оперативно менять состав бортовой аппаратуры.
В основной состав бортовой аппаратуры входят гиростабилизированные фото- и видеокамера, тепловизор.
Существенным достоинством БАС «Орлан-10» является возможность с одной наземного станции управления (НСУ) управлять одновременно четырьмя воздушными судами при этом один из них может выступать в роли ретранслятора для передачи сигнала на НСУ от воздушных судов, находящихся вне зоны прямой видимости.
Максимальный взлётный вес БВС «Орлан-10» составляет 18 кг, пять из которых – полезная нагрузка. Планер БВС выполнен по аэродинамической схеме высокоплана с передним расположением двигателя и тяговым винтом. В качестве двигательной установки применён бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Движение на стартовом участке осуществляется посредством специальной разборной катапульты (рис.3).
Рис. 3. – Запуск БВС Орлан-10
Путевая скорость может достигать до 90-150 км/ч в зависимости от скорости и направления ветра. Максимальное время полёта составляет 16 часов, при этом дальность действия комплекса составляет 120 км от наземного пункта управления, высота полёта над уровнем моря может достигать 5000 метров, что позволяет применять БАС для обследования объектов на большом удалении или проводить разведку крупных площадных районов.
Маршрут БВС отображается с помощью спутников GPS или ГЛОНАСС. Посадка БВС «Орлан-10» осуществляется с помощью парашюта после получения команды с пункта управления снизить скорость и открыть купол.
БВС Supercam S-350
БАС «Supercam S-350» с БВС самолётного типа предназначен для выполнения панорамной и плановой аэрофотосъёмки и аэровидеосъёмки, а также для выполнения задач наблюдения и разведки при чрезвычайных ситуациях. Большое время полёта – около 4,5 часов — позволяет фотографировать большие площади или протяжённые линейные объекты протяжённостью более 300 км (рис. 4).
Рис. 4. БВС Supercam S-350
На БВС «Supercam S-350» можно разместить необходимую полезную нагрузку до 1,5 кг и, по результатам измерений, создавать высокоточные 3D–модели местности и фотопланы. БВС взлетает с эластичной/пневматической катапульты и приземляется при помощи парашюта. Используемая аэродинамическая схема «летающее крыло» обеспечивает БВС высокую устойчивость и хорошую управляемость, что позволяет использовать БВС «Supercam S-350» в сложных метеоусловиях.
Компоновочная схема с тянущей силовой установкой наиболее соответствует решаемым задачам. Система автоматического управления и информационно–измерительная аппаратура позволяют производить видеосъёмку и фотосъёмку с регистрацией текущих параметров (координаты, высота, и т.д.). Такое информационное обеспечение значительно облегчает последующую обработку, а главное – позволяет автоматизировать процесс обработки полученных материалов с целью изготовления ортофотопланов и 3D моделей местности.
Каждый тип БВС, вертолётный (мультикоптерный) и самолётный (с неподвижным крылом), имеют свои достоинства и недостатки