Файл: 1. Разработайте наиболее приоритетные цели и обоснуйте концептуальные основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Практическое задание 2. Раздел Педагогика. Фоменко А.В.
1.
Разработайте наиболее приоритетные цели и обоснуйте концептуальные основы
собственной авторской школы, если бы вы ее попытались разработать с учетом
всего самого прогрессивного из того, что вам известно.
Авторская школа – это школа со специфической культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты.
Под авторской концепцией понимается теоретически разработанный, отличный от принятого способ осуществления образовательной и воспитательной деятельности, позволяющий получить более высокие по сравнению с массовой практикой результаты.
Концептуальная основа – предоставить ученикам свободу в своём выборе того, в чем они смогли бы максимально самостоятельно сориентироваться и в том какие предметы их интересуют, что у них получается, и что они понимают путем изучения разных дисциплин, но при этом базовые знания вне зависимости от предпочтений занимают обязательную долю от общего изучения. До 6 класса ученики получают базовые знания, однако в учебном плане в обязательном порядке присутствуют занятия прикладного творчества, после 7 класса ученик может выбрать профильное направление в обучении, сам выбрать для себя предметы, которые ему больше всего интересны и посещать занятия. При этом в программу базовых уроков большое количество часов отведено «информационным технологиям». Обучение также проходит с использованием новейших технологий, использование планшетов, сенсорной доски.
Цели:
1.
Совместный труд учеников, учителя и ученика (проектная деятельность);
2.
Реализация скрытых возможностей каждого учащегося (привлечение к доп. занятости на базе образовательного учреждения);
3.
Развивать творческий потенциал каждого ученика (вариативность творческих кружков);
4.
Научить ребёнка сознательно работать в информационном пространстве современного мира с использованием инновационных технологий.
2.
Какие из педагогических инноваций, стратегий в плане воспитания
духовно и физически здоровой личности вы считаете наиболее
перспективными и результативными? Обоснуйте почему.
Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы
(новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом


2
Духовно-нравственное развитие - процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Физическое воспитание— неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Оно способствует формированию физически крепкого молодого поколения, а также выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Инновационные технологии, способствующие воспитанию духовно и физически здоровой личности:
1.
Образование с заботой о психологическом благополучии
Во всём мире психологические проблемы стали более распространёнными, особенно после пандемии. В образовании заговорили о том, что нормальный учебный процесс невозможен без заботы о психическом здоровье. Этот подход заключается во внимании к психологическому состоянию и здоровью учащихся, повышении их осведомлённости о психическом здоровье. Важно научить учащихся справляться со стрессами, вовремя распознавать признаки приближающихся проблем, уважительно относиться к чужим трудностям. Образованию этот подход необходим, так как он влияет и на результаты обучения — чем лучше себя чувствуют студенты, тем меньше препятствий у них для обучения. К тому же снижается вероятность отсева с курса.
В российских университетах тоже задумываются о психологической поддержке студентов. Концепцию развития сети психологических служб в вузах не так давно опубликовало Минобрнауки, а отдельные университеты внедряют подходы, где кроме помощи в формате консультаций психологов, проводят учебные курсы по проблемам ментального здоровья.
2.
Обучение на ходу
Учебные прогулки учат исследовать окружающую среду, применять знания в реальном мире. В пандемию этот подход помог организовать личные встречи в период закрытия школ и вузов, а также бороться с последствиями сидячего образа жизни. Диалог во время прогулки — образовательная практика, известная с античных времён. Ещё
Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по территории Лицея. Первоочерёдным авторы считают психологический эффект. Но есть и другие плюсы: в некоторых случаях обучение на ходу действительно позволяет получить новые знания и навыки, которые не получилось бы освоить в классе, например в вопросе с интеграцией мигрантов в местные сообщества, учебные прогулки могут быть успешно использованы для изучения иностранного языка, знакомства с местной инфраструктурой и достопримечательностями. Есть направление, в котором учебные прогулки подчас важнее занятий в классе, — образовательная урбанистика. Это исследование города как образовательной среды и проектирование учебных продуктов, в которой эта среда используется. В МГПУ есть даже магистерская программа «Педагог-исследователь городской среды», на которой учат задействовать ресурсы города в изучении разных дисциплин.


3
3. Назовите 5–7 педагогических идей, практическая реализация которых
может существенно повысить качество образования в России. Обоснуйте
свою точку зрения.
1.
Гибридное обучение
Гибридные модели обучения ставят на первое место предпочтения и возможности учащихся, что позволяет им проходить курс в собственном темпе и повышает шансы на успех. Суть гибридного обучения в смешении в каждом занятии офлайн- и онлайн- форматов. В самом современном варианте студенты участвуют в занятии одновременно очно и в онлайне, а запись в дальнейшем используют для асинхронного обучения. Это сложная задача как с технической точки зрения, ведь требуется много дополнительного оборудования, так и с позиций преподавания. Гибкие модели должны опираться на активное обучение. Иначе есть риск, что студенты будут выбирать для очного участия самые простые лекции, а на остальных отмалчиваться. Среди подходящих практик —
«перевёрнутые классы», интерактивный контент (и созданный самими учащимися тоже), проектное обучение и формирующее оценивание.
Перспективы использования в России: Ведущие вузы уже применяют гибридный формат. Например, в Санкт-Петербургском и Томском государственных университетах занятия в гибридном формате проводятся из специальных аудиторий с видеокамерами, отслеживающими движения преподавателей, микрофонами по всему помещению и другими фишками. Они гарантируют, что онлайн-участники не потеряют преподавателя из вида и не пропустят выступления однокурсников.
2.
Дуальное (или практико-ориентированное) обучение
Дуальное обучение позволяет объединить практику и теоретические знания.
Выпускники, которые обучались в таком формате, владеют более широким набором навыков, чем окончившие стандартные программы. При таком формате теорию студенты осваивают за партами, а практику — в реальной рабочей среде. И хотя обучение на рабочем месте существовало веками, если не тысячелетиями, цифровизация обновила этот подход. Например, для обучения профессиям, которые не требуют очного присутствия, создают инструменты удалённого дуального обучения, в частности виртуальные лаборатории. Параллельно развиваются методы сбора и анализа данных. Так, учащиеся могут записывать свои действия с помощью устройств дополненной реальности или сохранять проекты в цифровых портфолио, чтобы доступ к ним имели не только менторы из компании, но и преподаватели из университета.
Перспективы использования в России: по данным статистического обзора «Среднее профессиональное образование в России», в 2020/2021 учебном году лишь(!) 14,7% организаций СПО в стране использовали технологии дуального обучения. Мастерские, где студенты колледжей учатся на практике, действуют в рамках проектов «Молодые профессионалы» и «Профессионалитет». В целях развития данного способа был принят закон об учебно-производственных комплексах — их можно открывать при любых техникумах, колледжах, вузах и центрах подготовки рабочих и служащих.В российском высшем образовании много примеров сотрудничества с представителями реального сектора, то есть будущими работодателями студентов, через индустриальные партнёрства. Например, у таких гигантов, как «Газпром нефть» и «Сбер», целая сеть


4 партнёрств с разными учебными заведениями. Но и не настолько крупные компании тоже выступают партнёрами программ бакалавриата и магистратуры — предлагают для обучения реальные кейсы из своей практики, организуют стажировки для студентов.
С 2022 года в вузах реализуется 16 программ по новой сетевой форме обучения, которая предполагает организацию обучения с использованием ресурсов вузов, а также промышленных предприятий и компаний.
3.
Педагогика микростепеней
Представители многих профессий сегодня в «квалификационной яме»: по разным причинам освоенные когда-то в вузе или колледже знания и навыки становятся невостребованными или недостаточными. Например, в современных цифровых профессиях технологии развиваются очень быстро, а значит, постоянное переобучение — неотъемлемая часть работы.У микростепеней нет устоявшегося определения, но по сути это короткие профессиональные курсы, обучающие отдельным навыкам или тематическим блокам. Ключевой фактор, который их объединяет, — фокус на карьерном развитии. короткие профессиональные курсы предназначены для людей, ранее не имевших возможности учиться или обладающих низким уровнем цифровой грамотности.
Из этого следует, что на таких курсах нельзя копировать методы высшего или среднего профессионального образования, ведь студенты — взрослые люди, сосредоточенные на конкретных карьерных задачах, с минимальным или подзабытым учебным опытом. При этом у них уже есть работа и семейные обязанности, и связанные с этим ограничения тоже надо учитывать, микростепеням нужны собственные модели преподавания.
Перспективы
использования
в России: в России курсы дополнительного профессионального обучения взрослых очень популярны. На этом рынке работают вузы, и представители EdTech-индустрии, и корпоративные университеты крупных компаний
(они всё чаще делают курсы не только для своих сотрудников, но и для внешней аудитории).
4.
Обучение у инфлюенсеров
Блогеры достигают взаимопонимания с аудиторией и стимулируют интерес к темам, которые изучаются в рамках формального образования, причём доносят их лёгким, неакадемическим языком. Кроме того, любой образовательной организации полезен потенциал сообществ, которые формируются в соцсетях. Использование контента блогеров в качестве образовательного (как и прямая продажа блогерами своих онлайн- курсов) давно стало привычным. Одна из ключевых проблем в том, что блогерский контент обычно не проходит никакой экспертной проверки. «Образовательные» и «просветительские» посты могут оказаться как обычной рекламой, так и попросту фейковой информацией. С одной стороны, школы и университеты могут использовать контент известных блогеров в образовательных целях и сотрудничать с ними (разумеется, если их контенту можно доверять: например, когда авторы — учёные-популяризаторы науки или признанные профессионалы-практики). С другой стороны, образовательные учреждения и сами выходят в соцсети с образовательным контентом — например, университет привлекает абитуриентов с помощью научпоп-видео со своими


5 учёными. Правда, вузам бывает сложно адаптировать научно выверенный, но тяжеловесный контент для соцсетей.
Эксперты склоняются к тому, что основной положительный итог таких курсов — удовлетворённость участников, а вот измерить образовательные результаты, как правило, не представляется возможным.
Перспективы
использования
в России: по оценке Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, использование социальных сетей в образовательном процессе — один из трендов российского образования, ещё более заметной тенденцией стал так называемый инфобизнес. В одной только соцсетей авторы исследования российского рынка онлайн-образования от «Нетологии» нашли в 2021 году 7349 русскоязычных аккаунтов, в которых предлагались курсы, вебинары, тренинги и обучающие марафоны. Аудитория топовых блогеров, предлагающих такие продукты, исчислялась миллионами.
5.
Педагогика автономии
Применение педагогических стратегий, направленных на повышение автономии учащихся, делает развитие навыков самообучения более целенаправленным и может решить многие проблемы образования — от низкой вовлеченности школьников до отсева слушателей онлайн-курсов (ведь отсев во многом происходит из-за того, что даже взрослым людям не хватает самостоятельности и упорства в учёбе).Педагогика автономии — это методы преподавания, направленные на повышение самостоятельности у учащихся. Главная задача — познакомить студентов со стратегиями обучения и полезными инструментами, которые в будущем помогут их эффективному самообразованию. Навыки саморегулируемого, автономного обучения будут полезны не только в будущем — в профессии, например. В школе или в вузе умение учиться придаёт уверенности и стрессоустойчивости.
Перспективы использования в России: Часть важных для автономного обучения навыков относят к так называемым универсальным компетенциям. Это, например, критическое мышление, навыки саморегуляции, умение организовывать своё время и фокусировать усилия. Такие навыки упоминаются в российских образовательных стандартах, в том числе школьных. То есть по идее в школе должны всё это развивать.
Но, судя по данным опросов родителей, российская школа развивает память, воображение и критическое мышление
«на троечку». Мешают формированию критического и креативного мышления, по оценкам экспертов, страх оценки, непрозрачность процедур оценивания, некоторые личные особенности учащихся — отсутствие любопытства или когнитивная лень. Также есть мнение, что в школе важно приучать детей задавать побольше вопросов, но с этой практикой всё плохо.
В вузах традиционный стиль преподавания, при котором студенты в основном получают информацию по дисциплине от преподавателя в готовом виде (и как неоспоримые факты), тоже тормозит развитие универсальных компетенций.
Впрочем, отдельные примеры активного обучения, развития у школьников и студентов самостоятельности, даже взаимного обучения, в передовых учебных заведениях, в том числе частных, тоже есть.