Файл: Методические рекомендации при анализе лирического произведения для учащихся 6 класса.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации при анализе лирического произведения для учащихся 6 класса
Примерный план сочинения-анализа лирического произведения
-
Название стихотворения и его автор. -
Ведущая тема. (О чем стихотворение?) -
Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?) -
Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) -
Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? -
Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание. -
Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
Речевые клише
Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.
В стихотворении … (автор, название) говорится о …
В стихотворении …(название) … (фамилия поэта) описывается …
В стихотворении царит … настроение.
Стихотворение … пронизано … настроением.
Настроение этого стихотворения ….
Настроение меняется на протяжении стихотворения: от … к ….
Настроение стихотворения подчёркивает …
Автора пронизывает чувство …
Стихотворение можно разделить на … части, так как …
Композиционно стихотворение делится на … части.
Короткие (длинные) строки подчёркивают …
В стихотворении мы словно слышим звуки ….
Постоянно повторяющиеся звуки … позволяют услышать ….
Поэт хочет запечатлеть словами ….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т. д.).
С помощью … автор даёт нам возможность увидеть (услышать) ….
Используя …, поэт создаёт образ ….
Лирический герой этого стихотворения представляется мне ….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: … (например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т. п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство …
В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания.
Позитивное настроение | Негативное настроение |
торжественное; восторженное; радостное;; весёлое; светлое; восхищается; восторгается; лёгкое; светлое; умиротворённое; приподнятое. | печалится; жалеет о …; сожалеет о…; поэту жаль …; переживает за …; с болью в сердце пишет о …; грустно, с грустью говорит о …; сердито; тоскует по …; с волнением говорит о …; испытывает чувство горечи. |
Словарь терминов
Антитеза
Сопоставление контрастных или противоположных образов.
Жанр
Тип художественного произведения.
Лирика
Один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.
Лирический герой
Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.
Метафора
Один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.
Образ
Cовокупность определённых, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов
, облечённая в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Узник»)
Олицетворение
Перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.
Пейзаж
От греч. – создаю, творю – 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.
Сравнение
Вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар «Шумит домашним генералом...» Н. А. Заболоцкий)
Элегия
От греч. – жалобная песня – лирическое стихотворение среднего объёма, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, грустное размышление.
Эпитет-Образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.