Файл: Лекция 3 Философия истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модуль 4. Лекция №3: Философия истории

Данное понятие впервые было употреблено французским философ эпохи Просвещения Вольтером. Он был убеждён, что философ должен не просто истолковывать исторические факты, но и анализировать их с позиции философии. В этом анализе философ должен исходить из того, какое влияние история оказывает на формирование культуры и цивилизации. В этой связи необходимо уточнить смысл этих понятий:

- культура – совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человеком в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями.

- цивилизация – стадия развития общества, для которой характерно преобладание социальных связей над природными; автор понятия – французский философ 18 в. Оноре де Мирабо.

Немецкий философ Георг Гегель также внёс весомый вклад в формирование философии истории. В частности. он утверждал, что можно выделить три вида истории:

  1. первоначальная – она основывается на свидетельствах очевидцев исторических событий (Фукиди, Гродот);

  2. рефлективная история – знание в данном случае является результатом переосмысления человеком исторических событий;

  3. философская история – критический анализ истории с позиции разума.

Сам Гегель впервые применил диалектику для анализа хода истории, так как считал, что она должна рассматриваться в тесной связи с идеей развития. Российский представитель философии истории Лев Карсавин так определял задачи философии истории: 1) исследователь первоначало исторического бытия; 2) рассматривать это в единстве бытия и знания; 3)познание и изображение исторического процесса в целом.

Условно выделяют три основных направления философии истории – онтологическое, гносеологическое и синтетическое Сторонники первого направления занимаются изучением бытия исторического процесса, смысла истории. Сторонники второго основное внимание уделяют познанию фактов исторических событий. Представители третьего объединяют первые два подхода в единый метод.

Философия истории К. Маркса и Ф. Энгельса

Поскольку оба эти философа являлись материалистами, то считали: раз история материальна, то она познаваема. Её главным двигателем развития был не Бог, Мировой дух, или человек, а характер товарно-денежных отношений. Когда он изменялся, то происходила смена очередного периода в развитии истории. Такие периоды Маркс называл общественно-экономические фармации, и выделял пять основных:


  1. первобытно-общинная;

  2. рабовладельческая;

  3. феодальная;

  4. капиталистическая;

  5. социалистическая.

Для справки. Философия Маркса-Энгельса является третьим этапом развития диалектики ( первый этап-«стихийная диалектика древних», второй – диалектика Гегеля»). Следовательно, на них оказали влияние законы диалектики, сформулированные Гегелем, в особенности – третий. Согласно закону отрицания отрицания, развитие мира должно носить постепенный характер: пока не сформируется одна стадия-другая не сможет начать формироваться на ёё основе. Именно поэтому Маркс был убеждён. что его экономическая модель нереализуема в России. Он объяснял это тем ,что российский капитализм ещё недостаточно сформировался для перехода к социализму.

Ключевыми понятиями философии истории Маркса-Энгельсва являются: базис – производственные отношения и надстройка-система частной собственности. Они находятся между собой в состоянии конфликта: человек всегда стремится получить больше. чем он сможет купить или владеть.

Производственные отношения – совокупность материально-технических, человеческих и финансовых ресурсов, направленных на производство материальных благ.

«Россия и Европа» Николая Данилевского

Н.Я. Данилевский является одним из ведущих представителей славянофилов, автором своеобразного научного манифеста их движения – книги «Россия и Европа». В данном труде он рассматривает историческую взаимосвязь развития двух этих цивилизаций, вводя для этого понятие культурно-исторический тип (К.И.Т.). Сам автор определяет К.И.Т. как

Каждый из них, по мнению Данилевского. существует благодаря одному из четырёх оснований: культурное, политическое, религиозное, общественно-хозяйственное. Уникальность российского К.И.Т. в том. что он, существуя, объединяет в себе все эти основания. Но его главное преимущество над европейским заключается в том, что российский К.И.Т. является носителем подлинной духовности, выражающей самую суть христианской веры. Европа утратила эту способность, поэтому, по мнению Н.Д., может вступить в эпоху кризиса. Россия же, наоборот, в будущем способна стать Всемирной Православной Цивилизацией.

Автор считает, что исторически Европа всегда стремилась использовать Россию в своих целях, но это не всегда удавалось сделать. Несмотря на это, Н.Д. не призывает к вражде России и Европы. Напротив , он считаем, что поскольку у двух этих цивилизаций общие культурные основания, то они могут мирно сосуществовать.



«Закат Европы» Освальда Шпенглера

Данная работа является этапной для целого ряда гуманитарных наук ,среди которых – философия, история, культурология. Написанная после Первой мировой войны, эта книга прежде всего даёт ответ на вопрос: в чём причина кризиса европейской цивилизации? Сам Шпенглер отвечает на это вопрос так: развитая цивилизация почти всегда способна стать причиной гибели культуры. Наиболее развитой культурой своего времени он считает европейскую, а точнее- немецкую, называет её «культурой Фауста»

Для справки. В поэме Иоганна Гёте «Доктор Фауст» рассказывается история сельского врача, заключившего сделку с дьяволом: душа в обмен на все мыслимые жизненные удовольствия. Аллегория с между немецкой культурой и этой книгой в том, что последняя сочетает в себе стремление к созиданию и саморазрушению.

Средний возраст существования культуры и цивилизации, по Шпенглеру, 1500 тысячи лет. По окончанию этого времени начинается период упадка. Австрийский мыслитель предлагает географическую классификацию цивилизаций, согласно которой каждая из них должна называться в честь той географической области, где возникла. Основных культур он выделяет девять.

В книге «Годы решений» Шпенглер делает ряд прогнозов дальнейшего развития европейской цивилизации. В частности, он пишет, что в будущем для неё сформируются два типа угроз: «жёлтая» и «чёрная». Первая связана с культурным, экономическим и политическим подъёмом азиатских государств, который, по прогнозу Шпенглера, должен произойти в ХХ веке. Вторая связана с усилением исламской цивилизации, результатом которой может стать гибель цивилизации европейской.

«Постижение истории» Арнольда Тойнби

Британский историк, в отличие от Шпенглера, предлагал религиозную классификацию цивилизаций, так как считал, что в основе любой из них находится определённая религия ( христианская, иудейская, исламская и т.д.) Именно она является источником базовых ценностей, в соответствии с которыми развивается цивилизация.

В своём развитии каждая из них проходит через две стадии: 1) вызов – давление со стороны внешней среды ( войны, революции, катастрофы, экономич. кризисы); 2) ответ – способность цивилизации отвечать на вызов путём напряжения всех своих ресурсов. По мнению А.Т., цивилизация, неспособная ответить на вызов. обречена на гибель.


Большую роль в развитии цивилизации А.Т. признаёт за элитами. Зацикленность элит на личном обогащении и неэффективное управление государством и обществом способно также привести к гибели цивилизации. Данную ситуацию А.Т. называет «закон государственного самоубийства элит».

Теория социокультур Петирима Сорокина

Российский учёный приобрёл мировую известность в США, куда эмигрировал после революции в России в 1917 году. Именно там, работая деканом созданного им самим факультета социологии Гарвардского университета, П.С. сформулировал одно из ключевых для западной социологии понятий – социальная мобильность. Под ней П.С. понимал изменение положения индивида в группе или социальной структуре, связанное с изменением его статуса. Он выделял два вида социальной мобильности: вертикальный – обозначает выход индивида за пределы своей социальной группы в процессе развития; и горизонтальный – развитие индивида в рамках своей социальной группы и класса. (Источник информации: Социологический энциклопедический словарь под ред. Г.В. ОсиповаМ.,1998. С.186).

Пример. Вертикальная мобильность – получение Мохатмой Ганди западного образования и руководство им национально-освободительным движением в Индии. Горизонтальная мобильность: признание заслуг учёного на его родине, но не в масштабах всего мира.

История в понимании П.С. предстаёт как процесс смены социо-культур. Под ними он понимает уникальные этапы исторического развития человечества, для каждого из которых характерны свои ментальные, социально-политические и культурно-исторические особенности. Цикл существования каждой из них напоминает существование человека: рождение, старение, смерть. Процесс смены социо-культур никогда не проходит бесследно, сопровождается войнами, революциями, экономическими кризисами и т.д.

Главная проблема современной западной социо-культуры, по мнению П.С., является её излишне эгоистический характер, обусловленный преобладанием в мировоззрении западных людей прагматизма. Путь к преодолению этого кризиса – переход к альтруистической культурной парадигме.

П.С. был сторонником сферы междисциплинарных исследований, считал, что гуманитарные науки не должны замыкаться только в своём поле деятельности. В частности, он исследовал такое явление, как голод, одним из первых определив его как био-социальный феномен. Свои взгляды на эту проблему он изложил в книге «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей».


У. Ростоу и его теория стадий общества.

Является одним из разработчиков теории постиндустриального общества, в частности – исследовал проблему перехода к этой стадии от индустриальной. Считал, что экономика и политика взаимосвязаны в своём развитии, не отдавал приоритета одной из этих сфер жизни общества. Свои взгляды обобщил в книге «Политика и стадии роста». Среди таких стадий развития общества автор выделял следующие:

  1. традиционное – основано на сельском хозяйстве, состоит из сословий и классов;

  2. переходное – складываются предпосылки к постиндустриальному обществу;

  3. «стадия сдвига» - для неё характерны промышленные революции, социально-экономические и политические преобразования;

  4. «стадия зрелости» - рост числа городов, научно-техническая революция;

  5. «высокое массовое потребление» -сфера услуг становится одной из основных, производство товаров массового потребления становится одним из ключевых секторов экономики;

  6. «поиск качества жизни» - на этой стадии на первый план выходит духовное развитие человека.

Третью и четвёртую стадии У.Р. считал переходными, поэтому их продолжительность по времени была самая низкая среди остальных.

Для справки. При президенте Дж. Кеннеди У.Р. занимал пост заместителя советника президента по национальной безопасности. В этой должности У.Р. сформулировал идею о том, что развитые страны должны помогать отстающим быстрее преодолевать стадии экономического роста, в том числе – принудительно, если это потребуется. Данная идея впоследствии стала одной из ключевых для американской внешней политики.

Концепция индустриального общества Дж. Гелбрейта

Американский философ и экономист, автор книги «Новое индустриальное общество». В ней, в частности, Дж.Г. развивал идею конвергенции, основанной на том, что в экономике демократических США и тоталитарного СССР есть ряд общих моментов. При этом два этих государства могут перенять друг у друга некоторые черты своих экономических моделей: Дж.Г. считал, что США могут позаимствовать некоторые элементы командно-административной системы советской экономики, а СССР частично интегрировать элементы свободного рынка.