Файл: Причины формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) Причины и предпосылки начала промышленного переворота.
Причины:
1.формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
2.высокий уровень развития торговли;
3.формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
4.широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
5.развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
6.развитие науки.
Предпосылки промышленной революции
• Скопление капитала в руках предпринимателей, торговцев и банкиров.
• Рост числа наемных рабочих (рост числа рабочих, в частности, был обусловлен аграрной революцией).
• Развитие торговли и рост городов.
• Наличие рынка сбыта в колониях.
2) Особенности промышленного переворота в России.
-
Начался позже, чем в передовых странах Европы. -
Проходил очень быстро. -
Характеризовался использованием технических изобретений и организационного опыта стран Запада. -
Начался в условиях крепостного права, в то время как в Западной Европе промышленный переворот начался после отмены крепостного права. -
Экономика России первой половины XIX в. была переходной — от крепостничества к зарождающемуся капитализму. Крепостное право сдерживало формирование рынка вольнонаемного труда. -
Рост промышленности при застое в сельском хозяйстве -
Незавершенность процесса первоначального накопления капитала -
Необходимость иностранных инвестиций
Задания:
-
Усобицы — это феодальные войны. Они велись повсюду: между
баронами во Франции и между эмирами в Сирии, в Германии между герцогами
Священной Римской империи и в Японии — между знатными родами Минамото
и Тайра, в Англии — между королями и принцами крови. Везде они имели
разное значение для страны и народа, но только на Руси XIII в. повели к
трагическому исходу. Почему только на Руси?
Ответ:
Политическая, или феодальная раздробленность стала закономерным развитием не только европейских, но и государств Азии. Всегда она была следствием внутренних междоусобиц.
В большей степени трагизм последствий раздробленности на руси кроется в ее географическом положении. Русь граничила с кочевой Степью, а у европейских государств были четкие границы.
Татаро-монгольские ханы, воспользовавшись слабостью и разобщенностью русских княжеств установили контроль над Русью. таким образом, Русь стала своеобразной защитой Европы от кочевников Востока.
Еще одной причиной можно назвать то, что к началу XIII века еще до конца не сформировалась этническая идентичность русского народа, а каждое княжество боролось за главенство в государстве.
Задача 7. Министр внутренних дел России В. К. Плеве накануне русско-японских
событий 1904 г. заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая
победоносная война».
Русско-японская война (1904 – 1905 гг.) обернулась поражением для России.
Явилось ли это причиной первой революции в стране (1905— 1907 гг.)? А если
бы в войне победила Россия, революции бы не произошло?
Произошли бы Февральская и Октябрьская революции (1917 г.), если бы Россия
победила в первой мировой войне?
По этому вопросу нет однозначного ответа. Во-первых, революция в России уже назревала, коль сам министр внутренних дел думал, как ее предотвратить. Во-вторых, войны, как правило, если они страной проигрываются, чаще всего приближают ее к революции (как, к примеру, первая мировая война приблизила Февральскую и Октябрьскую революции). В-третьих, необходимо выявить, в какой мере война влияет на экономическое положение жителей и насколько они понимают ее (войны) необходимость для страны. Исходя из сказанного, можно сделать вывод: революция в России назревала; победоносная война могла сдержать революцию; поражение в войне приблизило ее. Кроме названных факторов имеется еще несколько, вплоть до своевременного и вдумчивого проведения необходимых реформ, хотя бы тех, которые вызвала революция 1905—1907 гг. (учреждение Государственной думы, многопартийность в стране и легальное существование партий, свобода слова и так далее).
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №3
1.Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии
СССР.
Цель:
Превращение СССР в подлинную федерацию с реальным самоопределением народов, создание условий для свободного развития культуры и перестройка внешней политики на принципах нового политического мышления. Преобразования в экономике предусматривали придание ей многоукладного характера, ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь, перевод хозяйства на регулируемые рыночные отношения. Политическая реформа проводилась под лозунгами обеспечения полновластия Советов и создания социалистического правового государства. Реформирование СССР как федерации должно было восстановить добровольность и равноправность союза народов.
Провозглашалась свобода творчества, многообразие культурной жизни и прекращение вмешательства в нее государства. Во внешней политике был объявлен отказ от классового принципа пролетарского интернационализма и переход на отстаивание общечеловеческих ценностей (свобода, демократия и т.д.).
Этапы перестройки:
1) 1985-1986 гг. - период ускорения социально-экономического развития благодаря переводу экономики на путь интенсификации.
2) 1987 - середина 1988 г. - этап выработки концепции перестройки, подготовки ее программы (принята XIX Всесоюзной конференцией КПСС летом 1988 г.) и начала первых экономических и политических преобразований.
3) Середина 1988-1991 гг. - время осуществления преобразований во всех сферах жизни общества, постоянного нарастания негативных явлений, кризиса и краха перестройки. Главным ее итогом стал распад СССР как некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории нашего Отечества.
2.Национальный вопрос и его роль в распаде СССР.
В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек — представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность. Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые Политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках. В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов. В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — территории,
населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный, конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.
С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой. Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.
В апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписании временного договора сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства. В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков существовавших в СССР до 1985 г. Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры. События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о