Файл: Финансы в системе экономических отношений. Финансовая политика и финансовая система Теория финансовЦель изучения темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разработка новой, единообразной системы раскрытия информации для финансовых институтов.
Вопрос 2. Финансы как объект управления. Субъекты и объекты управления
финансами
Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, то есть управляют финансовыми потоками как на макроуровне так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимают совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели.
Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.
Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Основными методологическими принципами управления финансами
является:
зависимость от конечной стратегической цели,
макроэкономическая сбалансированность всех отраслей экономики,
соответствие интересам всех членов общества,
использование экономических законов,
учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.
Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.
В управление финансами выделяют объекты и субъекты управления.
Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.
К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:
между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов
(совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
между страховыми организациями с одной стороны и хозяйствующими субъектами и населением с другой стороны по поводу образования и использования страховых фондов;
между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.
Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управления:
государственные финансы,
финансы хозяйствующих субъектов,
местные финансы.
Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти и управления – Президент РФ,
Парламент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ.
Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Правительство РФ - разрабатывает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в
РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совет
Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.). Был основан12 декабря
1993 г.
Министерство финансов РФ (МФ РФ) – центральный орган, основанное 19 февраля 1992 г., осуществляющий реализацию финансовой политики:
осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
развивает бюджетный федерализм;
разрабатывает проект федерального бюджета;
составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
составляет консолидированный бюджет.
На Министерство финансов возложены следующие функции:
участие в разработке прогнозов социально-экономического развития
РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) было основано 19 марта
2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции,
за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – особый публично-правовой институт России, главный банк первого уровня, был основан13 июля 1990 г.
Главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков.
Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления.
Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Основными целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля (его покупательной способности; тем не менее о курсе по отношению к инвалютам никакой специальной задачи не ставится);
развитие и укрепление банковской системы России;
обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы;
развитие финансового рынка России;
обеспечение стабильности финансового рынка России.
Специально оговорено, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Была основана 14 января 1995 г.
В рамках своих задач СП РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Она не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.
Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.
Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) – высший орган государственного аудита (ВОА), созданный в соответствии со статьёй 101
Конституции Российской Федерации и подотчётный Федеральному Собранию.
Счетная палата:
проводит экспертизу проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, проверку и анализ обоснованности их показателей, подготовку и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
проводит аудит достижения стратегических целей развития РФ;
взаимодействует с региональными КСО;
обменивается опытом с зарубежными ВОА в рамках международной ассоциации высших органов аудита (ИНТОСАИ);
информирует общество о результатах своей работы.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – особый публично-правовой институт России, главный банк первого уровня, был основан13 июля 1990 г.
Главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков.
Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления.
Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Основными целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля (его покупательной способности; тем не менее о курсе по отношению к инвалютам никакой специальной задачи не ставится);
развитие и укрепление банковской системы России;
обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы;
развитие финансового рынка России;
обеспечение стабильности финансового рынка России.
Специально оговорено, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Была основана 14 января 1995 г.
В рамках своих задач СП РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Она не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.
Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.
Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) – высший орган государственного аудита (ВОА), созданный в соответствии со статьёй 101
Конституции Российской Федерации и подотчётный Федеральному Собранию.
Счетная палата:
проводит экспертизу проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, проверку и анализ обоснованности их показателей, подготовку и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
проводит аудит достижения стратегических целей развития РФ;
взаимодействует с региональными КСО;
обменивается опытом с зарубежными ВОА в рамках международной ассоциации высших органов аудита (ИНТОСАИ);
информирует общество о результатах своей работы.
Миссия СП РФ – содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека.
Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.
Вопрос 3. Финансовая политика: структура, экономическое содержание,
типы и назначение
Финансовая политика – совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.
Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованную концепцию развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.
Содержание финансовой политики определяется единством трех основных звеньев:
1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития;
2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Задачи финансовой политики:
обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Типы финансовой политики государства
Выделяют следующие типы финансовой политики: классическая, регулирующая и неоконсервативная, планово-директивная.
Классическая финансовая политика. Считается, что она была господствующей до конца 20-х годов ХХ века. Эта политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, которые считали, что государство не должно вмешиваться в экономику, главным механизмом регулирования экономики должен быть рынок и механизм свободной конкуренции. Классическая финансовая политика предусматривала ограничение
государственных расходов и налогов, рассматривала дефицит бюджета как отрицательное явление в экономике государства. Доходы государства формировались в основном за счёт косвенных и имущественных налогов.
Основными расходами были расходы на военные нужды, расходы по обслуживанию государственного долга. Финансовая система была проста, финансовые рынки практически не регулировались.
Регулирующая
финансовая
политика сформировалась как альтернативный тип классической финансовой политики в конце 20 годов ХХ века в связи с необходимостью преодоления кризисных явлений в экономике.
Изначально она базировалась на трудах Дж. Кейнса и его последователей, которые считали, что государство должно вмешиваться в экономику и регулировать не только экономические, но и социальные процессы (занятость населения) в ходе экономического цикла. Основными инструментами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.
Главным источником поступлений в бюджет государства и регулирующим инструментом являются налоги. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Данный тип политики предусматривает регулирование финансовых рынков.
Неоконсервативная финансовая политика. Сформировалась в 70-х годах
ХХ века, как некий синтез классической и регулирующей финансовой политики.
Теоретической основной послужили труды А. Лаффера, М. Фридмена. Изменились направления государственного регулирования (кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные процессы, структурную перестройку экономики), что повлекло изменения в направлениях расходов государства. При этом снижается налоговое бремя на экономических субъектов, стимулируется рост сбережений как источник инвестирования финансовых средств в экономику. Важная роль отводится финансовым рынкам и их регулированию.
Планово-директивная финансовая политика. Она характерна для стран с административно-командной системой управления экономикой. Теоретической основной послужили труды К. Маркса. Особенностями этого типа финансовой политики являются: государственная собственность на средства производства, отсутствие рынков (средств производства, рабочей силы, финансовых рынков).
Директивное руководство экономикой и финансами было нацелено на максимальную концентрацию финансовых ресурсов в руках государства для последующего перераспределения, решения задач, преимущественно политического характера.
В современной России, в силу особенностей её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту
Российской Федерации, который ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на плановый период.
Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.
Основными расходами были расходы на военные нужды, расходы по обслуживанию государственного долга. Финансовая система была проста, финансовые рынки практически не регулировались.
Регулирующая
финансовая
политика сформировалась как альтернативный тип классической финансовой политики в конце 20 годов ХХ века в связи с необходимостью преодоления кризисных явлений в экономике.
Изначально она базировалась на трудах Дж. Кейнса и его последователей, которые считали, что государство должно вмешиваться в экономику и регулировать не только экономические, но и социальные процессы (занятость населения) в ходе экономического цикла. Основными инструментами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.
Главным источником поступлений в бюджет государства и регулирующим инструментом являются налоги. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Данный тип политики предусматривает регулирование финансовых рынков.
Неоконсервативная финансовая политика. Сформировалась в 70-х годах
ХХ века, как некий синтез классической и регулирующей финансовой политики.
Теоретической основной послужили труды А. Лаффера, М. Фридмена. Изменились направления государственного регулирования (кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные процессы, структурную перестройку экономики), что повлекло изменения в направлениях расходов государства. При этом снижается налоговое бремя на экономических субъектов, стимулируется рост сбережений как источник инвестирования финансовых средств в экономику. Важная роль отводится финансовым рынкам и их регулированию.
Планово-директивная финансовая политика. Она характерна для стран с административно-командной системой управления экономикой. Теоретической основной послужили труды К. Маркса. Особенностями этого типа финансовой политики являются: государственная собственность на средства производства, отсутствие рынков (средств производства, рабочей силы, финансовых рынков).
Директивное руководство экономикой и финансами было нацелено на максимальную концентрацию финансовых ресурсов в руках государства для последующего перераспределения, решения задач, преимущественно политического характера.
В современной России, в силу особенностей её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту
Российской Федерации, который ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на плановый период.
Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.