ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе на тему: «Техника речи».
По дисциплине «Стилистика и риторика»
Выполнила:
Студентка 1 курса
Направления:
«Реклама и продвижение СМИ»
Никитина Екатерина
Наша жизнь требует активно коммуницировать с людьми. Мы можем превосходно выглядеть, быть профессионалом своего дела, иметь множество знаний, но не всегда получается донести свою мысль, убедить человека в своих словах или успешно выступить на публику. Поэтому, каждый специалист знает: чтобы максимально эффективно воздействовать словом, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом.
Б.Шоу говорил: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Хорошее произношение и культура речи являются ключевыми аспектами общей культуры человека, в особенности, если рассматривать влияние этих навыков на социальный имидж его личности. Более того, высокий уровень культуры речи, умение общаться и владение навыками красноречия могут стать залогом профессионального успеха. Многие люди согласятся, что гораздо приятнее слушать речь человека с безупречной дикцией, который может четко и ясно выразить свои мысли, не используя при этом словесное клише, жаргонизмы, сленг и тд. Культура речи означает умение владеть нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Я бы хотела затронуть в данной теме эссе то, какую роль играют кино и телевидение в формировании культуры речи.
Актуальность данной темы, я считаю, заключается в том, что в современном мире практически утрачены навыки хорошего тона, красивой и правильной речи. Наше общение все больше и больше состоит из сленга, сокращенных вариантов слов (все чаще, заимствованных из других языков).
Очевидно, что на формирование художественного вкуса, стиля общения и поведения молодежи сильное влияние имеет искусство кино и телевидения. В современном мире одним из сильных средств воздействия на формирование и развитие культуры личности человека является уровень культуры речи специалистов на экране и за кадром. Использование сленга в публичной речи можно заметить не только у молодого поколения
, но и у уважаемых публичных людей таких как, представителей власти, теле- и радиоведущих. Сколько раз в день по телевизору мы слышим это вездесущее «как бы», совершенно не несущее какой-либо информации «эээ…», да и просто заимствованные иностранные слова, без которых можно было обойтись. Вот некоторые примеры 18-летней давности использования нелитературной лексики:
-
Мы платим и должны получать качественный товар. Вместо него вы (метеорологи) даете нам, извините за непарламентское выражение, туфту! (Ю. Лужков, мэр г. Москвы. – РТР, программа «Вести недели», 27.02.05); -
Ну, энбэпэшники могут сколько угодно опротестовывать, но на первом своем съезде они назвали себя фашистами. (А. Городецкий, лидер движения «Наши». – РТР, программа «Вести-Подробности», 12.05.2005); -
Мы не подвели итоги ХХ века. Серьезных исследований нет, а лабуды достаточно (М.Чудакова, профессор ИМЛИ. – РТР, программа «Тем временем», 28.10.05).
Со времен этих примеров по сегодняшний день существенный прогресс наблюдается не в лучшую сторону. Так вот, в чем же причина? И как её решить?
Хочу подчеркнуть, что уровень культуры речи общества является показателем уровня образования, воспитания, а также уровнем интеллекта и духовного развития граждан.
После распада СССР вопрос грамотности журналистов в России стал особенно актуальным. Исчезла общая цензура и корректура, что означало, что каждый журналист самостоятельно отвечает за чистоту своей речи. Однако, как показывает практика, результаты далеки от совершенства.
Пройдемся немного по истории. Изучение культуры речи началось с Древней Греции и Древнего Рима. К первым трудам по риторике и ораторскому мастерству можно отнести работы древнегреческих философов, ораторов и мыслителей таких как Сократ, Платон, Аристотель и др. Они отмечали значимость культуры речи в жизнедеятельности человека, а также затрагивали ее проблемы.
Сократ ставил во главу своего учения «логическое доказательство и искусство оперирования истинными рассуждениями». Иного мнения придерживались софисты, которые обучали своих последователей навыку убеждения. Они считали, что целью оратора является не раскрытие истины, а умение из необоснованного, пустого мнения сделать значимое и убедительное. Поэтому, Сократ осуждал их за стремление силой красноречия убеждать публику в чём угодно.
В России интерес к изучению культуры речи и необходимости ее преподавания начал проявляться относительно поздно – в начале ХХ века. Эту тему активно исследовали языковеды и писатели-публицисты, такие как В.Г. Белинский, Л.В. Щерба и В.И. Чернышев. Они внесли значительный вклад в развитие исследований в области культуры речи.
В главных институтах и школах, где обучались киноактеры и театральные артисты, начиная с 1930-х годов стали вводить дисциплины, посвященные искусству речи, а также созданы единые программы преподавания. Разработка и внедрение единой образовательной программы позволили решить вопрос низкого уровня культуры речи в кино, на телевидении и в театре, а в последствии, и в обществе.
К сожалению, отсутствие цензуры и активное развитие киноиндустрии и телевидения привели к возникновению массового дилетантизма. Молодым специалистам нет необходимости иметь специализированное образование или профессиональные навыки, т.к. многочисленные телеканалы не требуют от них наличия профессиональных знаний и навыков.
В современном обществе коммерция имеет бόльший приоритет, чем качество аудиовизуального продукта и художественность. На мой взгляд, одной из причин того, что приоритеты перекосились является отсутствие серьезного внимания к родной речи, к образованию, недостаточный уровень грамотности у некоторых слоев населения, различные социокультурные факторы и смещение ценностей в обществе. Одним из путей решения данной проблемы является усиление роли образования в формировании культуры речи, особенно в начальных классах. Я считаю, что стоит улучшить качество преподавания русского языка, включая установление более высоких требований к знаниям грамматики и орфографии. Также эффективным путем может быть увеличение количества культурных мероприятий, которые могут развивать умение говорить и выражать свою мысль грамотно и культурно. Кроме того, важно воспитывать у молодого поколения положительное отношение к языку и культуре речи, а также побудить их читать больше художественной литературы, что также может положительно сказаться на развитии их речевых навыков.
Сегодня будущих специалистов для кино и телевидения обучают по программе, разработанной в известных кинотеатральных школах. Важнейшими разделами программы обучения культуре и технике речи являются:
-
Дыхание; -
Дикция; -
Голос; -
Психотехника; -
Орфоэпия; -
Невербальные средства общения.
Основным принципом обучения в данной дисциплине является комплексность преподавания всех аспектов сценической речи. Целью данного предмета является развитие и улучшение речевых и голосовых возможностей будущих профессионалов, а также воспитание культуры дикции, интонации и орфоэпии. Кроме того, студенты обучаются умению работать с авторским словом, разбираться в его содержательной, действенной и стилевой природе.
Итак, к какому же выводу мы пришли?
Главной проблемой данной темы эссе является ухудшение культуры речи в обществе и влияние телевидения на это. Повторю, что кино и телевидение имеет сильное влияние на уровень культуры речи целого общества. Я считаю, что причина ухудшения уровня речи на телевидении и в кино является то, что в наше время наибольшее значение для людей имеет коммерция. Это происходит из-за недостатка внимания к качеству нашего образования.
Поэтому, важно продвигать культуру речи среди всех слоев населения, включая массовые медиа, такие как кино, телевидение, радио, социальные сети и тд. Стимулирование людей к использованию правильного русского языка и освещение важности культуры речи может привести к тому, что они станут более внимательными и будут следить за тем, как они выражают свои мысли.
ЛИТЕРАТУРА
-
Анохина В. С., Кобякова Г. Н. Техника речи. Учебное пособие / под ред. Н. А. Сениной. – Таганрог: Изд-во О. И. Волошина, 2019. -
Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2023. -
Библиотека/Статьи из энциклопедий/Культура речи/ http://www.orator.biz/library/encyclopaedia/kultura_rechi/ -
Культура речи на телевидении: учебно-методическое пособие /Сост.: Л.Р. Хузеева. – Казань: Казан. ун-т, 2018. -
Сценическая речь. Программа для студентов театральных вузов. Сост.: И.Ю.Промптова, А.М.Кузнецова, В.Н.Галендеев, А.Д.Егорова, Т.И.Васильева. – М: ГИТИС, 2002.