Файл: Массовая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А что же делать родителям? Американский психолог С.Адамс Салливэн считает, что в формировании взгляда на рекламу у детей младшего возраста очень важно отношение к ней их родителей. В своей «Энциклопедии для отцов» он предлагает решить проблему, разыграв несколько сценок, в которых родитель и ребенок поочередно выступят в ролях покупателя и продавца. Родитель старается «продать» ребенку совершенно ненужный товар так, чтобы малыш понимал: не столько хорош сам товар, сколько продавцу нужно его продать. Потом пусть ребенок попробует уговорить «купить» что-либо родителя. Возможно, после этого он станет относиться к рекламе как к игре, а может быть, поймет, что реклама — это всего лишь попытка навязать чье-то мнение. Главное — объяснить чаду, что к рекламе нужно относиться избирательно и что отсутствие какой-либо вещи, пусть даже очень хорошей, не вредит самолюбию, а жизнь от этого совсем не становится хуже.


Так какое же влияние имеет «массовая культура»? Положительно или отрицательное?

В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

К этой группе можно отнести и авторов Учения Живой Этики (Махатмы, семья Рерихов). Согласно парадигме Живой Этики, массовая культура по своей сути является псевдо-культурой, так как в отличие от истинной (т. е. высокой культуры) в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. Призвание и назначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.


Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:

  • она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время;

  • создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества;

  • дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры [9].

И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно. В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.

Делая вывод по данному пункту, можно выделить, что «массовая культура» прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. «Массовая культура» имеет и положительные, и отрицательные стороны. Однозначно определить преимущество одной из этих сторон не возможно. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация массовой культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами.

Заключение


Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

Мы видим, что в современном искусственном мире, в окружении бетона, стали и стекла индустриальной цивилизации связь человека с высшими силами, с органикой природы и с другими людьми была сужена до абсолютного минимума и, оставшись в вакууме своего одиночества, человек стал нуждаться в "ином" намного больше, чем когда-либо раньше. Поэтому и возникла «массовая культура», сущность которой заключается в влиянии на сознание человека, его отношению к реальности и душевной чувственности. «Массовая культура» имеет огромное влияние на всю культуру в целом, ей существенно стремление придавать культурным явлениям однородность. «Массовая культура» не требует от человека тратить свою умственную энергию, свои чувства, свою свободу, т.е. всего того, что требует серьезное искусство.



Влияние массовой культуры на сознание людей очень велико, особо этому способствует телевидение. Наше телевидение построено так, что, включая с самого утра телевизор, среднестатистический человек сразу начинает видеть различные совершённые за ночь преступления, показанные в самом извращённом виде, слышать про коррупцию, митинги протеста, заседания из зала суда. Поэтому к концу дня люди становятся более нервными, раздражительными и часто срываются на своих родственников. Телереклама больше ориентирована на детей и подростковую аудиторию. Они изо всех сил стремятся им понравится, понимая, что те составляют значительную часть телеаудиторий. И самый простой способ — это говорить на понятном им языке. Поэтому речь юных героев в роликах перенасыщена подростковым сленгом.

«Массовая культура» имеет и положительные, и отрицательные стороны. Однозначно определить преимущество одной из этих сторон не возможно. «Массовая культура» прочно укрепилась в современном обществе.

Список литературы


  1. Белл Д., Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/Перевод с английского. Изд. 2-ое, исп. и доп. /Д. Белл//— М.: Academia, 2004. - 788 с. – URL: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.pdf , (дата обращения 11.06.2022)

  2. Здравомыслов А.Т., Потребности. Интересы. Ценности./А.Т. Здравомыслов // – М., 2005. – 220 с.

  3. Зеленков, М.Ю. Социология: Курс лекций: учебное пособие / М.Ю. Зеленков ; Академия Следственного комитета Российской Федерации. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 199 с. - Электронная библиотека АНОО ВО. - URL: biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=426681 (дата обращения: 10.06.2022). - Режим доступа: по логину-паролю Образовательного портала

  4. Ерасов Б.С., Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, доп. и перераб/ Б.С. Ерасов //. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. – URL: Ерасов Б.С. Социальная культурология (studmed.ru), (дата обращения: 10.06.2022)

  5. Шапинская Е. Н., Массовая культура XX века: очерк теорий/ Е.Н. Шапинская // Культура культуры – М., 2016. – №2. – URL: Массовая культура: очерк теорий. У истоков (cyberleninka.ru), (дата обращения 10.06.2022)

  6. Шестаков В. П., Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры»/ В.П. Шестаков //– М., 1988. – URL- Мифология XX века. Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» (Шестаков В.П.) (phantastike.com) (дата обращения 11.06.2022)

  7. Массовая культура и ее социальные функции// Культкрология: [сайт]. – 2011-2021. – URL: Массовая культура и ее социальные функции - Культурология (kultyres.ru), (дата обращения: 12.06.2022).

  8. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. /А. Флиер // ОНС: Общественные науки и современность. - М., 2004. - №6. - 174С.




1 Ерасов Б.С., Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. – URL: Ерасов Б.С. Социальная культурология (studmed.ru), (дата обращения: 10.06.2022)



2 Белл Д., Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/Перевод с английского. Изд. 2-ое, исп. и доп. — М.: Academia, 2004. - 788 с. – URL: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.pdf , (дата обращения 11.06.2022)