Файл: Цифровая экономикаУправление качеством электронных услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровая экономика
Управление качеством
электронных услуг
Глоссарий
KAIRYO – система, которая предусматривает кардинальное однократное улучшение качества с использованием минимального количества персонала, технологий, однако с привлечением значительных инвестиций.
KAIZE – система, которая предусматривает большое количество мелких улучшений с привлечением максимального количества работников и их усилий, но с минимальными размерами инвестиций.
KANBAN система контроля за перемещениями комплектующих изделий, которая использует две сопроводительные карточки и дополняет систему «JUST-
IN-TIME».
Анализ – деятельность, целью которой является установление пригодности, адекватности, результативности объекта для достижения поставленных целей.
Анализ проекта – документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта с целью оценки его возможности выполнять требования, предъявляемые к качеству, выявлять проблемы для определения способов их решения.
Аудит (проверка) – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
Аудитор – лицо, компетентное в проведении аудита (проверки).
Безопасность – состояние, при котором риск вреда (персонала) или ущерба ограничен допустимым уровнем. Безопасность является одним из аспектов качества.
Бенчмаркинг – изучение и внедрение методов управления успешно работающих организаций путем сравнения с ними собственной организации (после обнаружения ее слабых сторон).
Валидация (подтверждение) – подтверждение на основе предоставления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.
Верификация (проверка) – подтверждение на основе предоставления объективных свидетельств того, установлены требования выполнены.
Верификация включает: 1) осуществление альтернативных расчетов; 2) сравнение научной и технической документации по новому проекту с аналогичной
документацией по апробированный проекта; 3) проведение испытаний и демонстраций; 4) анализ документов до их выпуска.
Возможности – способность системы или процесса производить продукцию, отвечающую требованиям к этой продукции.
Выпуск разрешение на переход к следующей стадии процесса.
Глубокие знания теория деминга об основных группах знаний и навыков, необходимых менеджеру для успешной работы (например, системный подход, теория вариаций, теория знаний, психология).
Градация класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же функциональное применение.
Группы качества – работники одной бригады, смены, цеха, отдела (или другого подразделения предприятия), которые занимаются проблемами улучшения качества на добровольных началах.
Дефект – невыполнение требования, связанной с предполагаемым или установленным использованием.
Документ – информация и соответствующий носитель. Например, записи
(протоколы), нормативная и техническая документация, процедурный документ, чертеж, отчет, стандарт. 1. Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, их комбинацией. 2. Комплект документов, например, технических условий и записей, часто называется «документацией». 3. Некоторые требования
(например, требование к разборчивости) относятся ко всем видам документов, однако могут быть другие требования к техническим условиям (например, требование к управлению просмотрам) и записей (например, требование к восстановлению).
Запись (протокол) документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности. Записи могут использоваться, например, для документирования прослеживаемости, свидетельства проведения верификации относительно предупредительных и корректирующих действий.
Измерительное оборудование средства измерения, программные средства, эталоны, стандартные образцы, вспомогательная аппаратура или их комбинация, необходимые для выполнения процесса измерения. Измерительное оборудование обыкновенная имеет несколько метрологических характеристик, которые могут быть предметом калибровки.
Инфраструктура – совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации.
Испытание определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре.
Калибровки – совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерения и соответствующим значением величины, определенным с помощью эталона.


Качество – степень, в которой совокупность присущих характеристик выполняет требования. (Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как «плохое», «хорошее» или «отличное»).
Компетентность выраженная способность применять свои знания и умения.
Комплексный аудит одновременный аудит (проверка) системы менеджмента качества и охраны окружающей среды. Если две или несколько организаций совместно проводят аудит (проверку) организации, это называется "совместным аудитом".
Контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, которые сопровождаются соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой.
Коррекция действие, предназначена для устранения выявленного несоответствия. 1. Коррекция может сочетаться с корректирующим действием.
2. Коррекция может включать, например, переработку или снижение градации.
Менеджмент скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Менеджмент качества скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией по качеству. Она обычно включает разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и ее улучшения.
Метрологическая служба организационная структура, которая отвечает за определение и внедрение системы управления измерениями.
Метрологическое подтверждение пригодности совокупность операций, необходимая для обеспечения соответствия измерительного оборудования требованиям, соответствуют его назначению.
Наблюдение аудита (проверки) результат оценки свидетельства аудита
(проверки) в зависимости от критериев аудита (проверки). Наблюдение аудита
(проверки) могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита
(проверки) или на возможности улучшения.
Надежность собирательный термин, применяемый для описания свойства готовности и влияющих на нее свойств безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта.
Нормативная и техническая документация документы, устанавливающие требования. Нормативные документы могут относиться к деятельности (например, документированная процедура, технологическая документация на процесс или методику испытаний) или продукции (например, технические условия на продукцию, эксплуатационная документация и чертежи).
Ноу-хау совокупность характеристик производства и технологий управления, не патентуются.
Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены.
Общее управление качеством (TQM) современная интегрированная концепция качества, которая рассматривает качество как результат мероприятий и операций,

осуществляемых для всего производственного цикла и охватывают технологический процесс, экономическую и социальную сферы, направленный на улучшение производственных процессов, устранение слабых мест, анализ производственной ситуации как на производстве, так и в организации в целом, общее управление качеством означает подход к руководству организацией, направленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.
Объект то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность или процесс; продукция; организация, система или отдельное лицо, любая их комбинация.
Организационная структура обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой организация выполняет свои функции.
Сюда относятся также и распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.
Организация группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Например, компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.
Оценка качества систематическая проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования.
Переработка – действие, начатое в отношении несоответствующей продукции, для того чтобы она отвечала требованиям. В отличии от переработки, ремонт может влиять на часть несоответствующей продукции или изменять ее.
Петля качества – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
План качества – документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.
Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества, определяет необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Например, разработка планов качества.
Поставщик организация или лицо, которые предоставляют продукцию.
Например, производитель, оптовик, предприятие розничной торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации.
Потери качества – потери, вызванные нереализацией потенциальных возможностей ресурсов в процессах и в ходе деятельности. Примерами потерь качества является потеря удовлетворенности потребителя, возможности дополнительно увеличить стоимость потребителю, организации или обществу, а также нерациональное использование ресурсов и материалов.


Потребитель организация или лицо, получающие продукцию. Например, клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный торговец, бенефициар и покупатель.
Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.
Предупредительные затраты – затраты по обеспечению (TQM), направленные на первоначальное удовлетворение требований по производству продукции без дефектов. К ним можно отнести потери на обеспечение качества проекта изделия, обучение, программы качества и др.
Программа аудита (проверки) совокупность одного или нескольких аудитов
(проверок), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.
Программа качества документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсов и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту.
Продукция – результат процесса. Существуют четыре общие категории продукции: I) услуги (например, перевозки); 2) программные средства (например, компьютерная программа, словарь); 3) технические средства (например, узел двигателя); 4) материалы, которые подвергаются переработке (например, смазка).
Проект уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения сроков, стоимости и ресурсов.
Проектирование и разработка совокупность процессов, которые переводят требования в установленные характеристики или нормативную и техническую документацию на продукцию, процесс или систему.
Производственная среда совокупность условий, в которых выполняется работа.
Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие как температура, системы признания и поощрения, эргономика и состав атмосферы).
Процедура установленный способ осуществления деятельности или процесса:
1. Процедуры могут быть документированными или недокументированными.
2. Если процедура документирована, используется термин «письменная процедура» или «документированная процедура».
Процесс совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Процесс измерения совокупность операций для установления значения величины.
Процесс квалификации процесс демонстрации способности выполнить установленные требования. Квалификация может распространяться на работников, продукцию, процессы или системы.
Процесс установки целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита (проверки) и заключения по результатам аудита (проверки), анализ данных, анализ со стороны руководства или другие средства, который ведет к корректирующим или предупреждающим действиям.


Рабочие инструкции элемент документации системы менеджмента качества, который состоит из подробных указаний, регламентирующих технологию и организацию рабочих процессов, сопровождающих создание продукции.
Разрешение на отклонение разрешение на использование или выпуск продукции, не соответствующей установленным требованиям. Он обычно распространяется на поставку продукции с несоответствующими характеристиками для установленных согласованных ограничений во времени или количества данной продукции.
Разрешение на отступление – разрешение на отступление от исходных установленных требований к продукции к ее производству. Он, как правило, дается на ограниченное количество продукции или период времени, а также для конкретного использования.
Расходы «внешние» (или расходы на устранение дефектов, связанных с
требованиями заказчика) расходы по обеспечению качества, вызванные неудовлетворительным качеством выполнения требований заказчика
(потребителя). К ним относятся возврата продукции, рекламации, необходимые обратные меры.
Расходы «внутренние» (или расходы на устранение дефектов, связанных с
внутренними проблемами) расходы на обеспечение качества, предназначенные для корректировки процесса, а также для того, чтобы сделать продукцию, несмотря на неудачи, приемлемой для заказчика (потребителя). К ним относятся отбраковки, ремонт, устранение дефектов.
Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Реинжиниринг
фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений
(прорыва) в таких ключевых показателях, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.
Ремонтопригодность свойство объекта, характеризующее его способность к восстановлению, исправления и сохранения заданных характеристик.
Руководящие экологические принципы это официальная декларация, содержащая основу, на которой может строиться экологическая политика и которая создает фундамент для соответствующей деятельности.
Сбалансированная система показателей набор из четырех параметров, сбалансировано оценивают деятельность организации с финансовой точки зрения, с точки зрения удовлетворенности потребителя, внутренних процессов, обучение и роста работников.
Свидетельство аудита (проверки) записи, изложение фактов или другой информации, связанной с критериями аудита (проверки), которая может быть перепроверена. Свидетельство аудита (проверки) может быть качественным или количественным.
Сертификация деятельность по подтверждению соответствия продукции
(процессов, систем) установленным требованиям.
Система менеджмента качества система менеджмента для руководства и управления организацией применительно качества. Система качества может быть