Файл: Педагогический процесс.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогический процесс

Матвеев Я.В.

Для того, чтобы человеческое общество развивалось,

оно должно передавать свой социальный опыт

новым поколениям

В первобытном обществе

это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых

С определенного момента

такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов

В средние века

процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе взаимодействия старшего с младшим.

Педагогический процесс

это целенаправленное, специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого, воспитывающего и воспитываемого) направленное на передачу опыта. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности)

Структура педагогического процесса

цели обучения и воспитания

содержание обучения и воспитания

технология обучения и воспитания, методы, приемы средства

организационные формы

результат обучения и воспитания

педагог

учащийся

для чего учить и воспитывать

чему учить, что воспитывать

как учить, как воспитывать

в каких условиях

Этапы педагогического процесса

В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы.

Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса.

Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

Задачи подготовительного этапа

Обоснование и постановка цели

Диагностика условий

Прогнозирование

Проектирование и планирование развития процесса

Трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса

Главная цель диагностики получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или

препятствовать достижению намеченных результатов

Прогнозирование заключается в том, чтобы еще до начала процесса оценить его возможную


результативность

в имеющихся конкретных условиях

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и

прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки

воплощается в план

Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом,

план – это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать

Основной этап - этап осуществления педагогического процесса
  • постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
  • взаимодействие педагогов и учеников;
  • использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
  • создание благоприятных условий;
  • осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
  • обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами

Заключительный этап
  • Анализируются ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.
  • Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки.
  • Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.

Законы и закономерности педагогического процесса

Главные, объективные, повторяющиеся связи педагогического процесса выражаются в закономерностях.

Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.

В столь сложной, большой и динамичной системе, каким является педагогический процесс, присутствует множество разнообразных связей и зависимостей и из анализа всех этих видов связей вытекают следующие законы и закономерности педагогического процесса:

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.



2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального,

эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного

компонентов в обучении.

4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.

5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

-наследственности;

-воспитательной и учебной среды;

-применяемых средств и способов педагогического воздействия.

7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

-интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;

-величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

-действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности
;

-интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

Эффективность педагогического процесса зависит от:

-интенсивности и качества чувственного восприятия;

-логического осмысления воспринятого;

-практического применения осмысленного.

10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной)

деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:

-качества педагогической деятельности;

-качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

11. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты

педагогического процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей (материальнотехнических, экономических и других) общества; условий протекания процесса (моральнопсихологические, эстетические и другие).

Вывод:

Многие закономерности обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение и воспитание может строится на основе опыта.

Однако построение эффективных систем обучения и воспитания, усложнение процесса обучения с включением новых средств требует более полного теоретического знания законов.

Спасибо за внимание!!!