ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогический процесс
Матвеев Я.В.
Для того, чтобы человеческое общество развивалось,
оно должно передавать свой социальный опыт
новым поколениям
В первобытном обществе
это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых
С определенного момента
такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов
В средние века
процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе взаимодействия старшего с младшим.
Педагогический процесс
это целенаправленное, специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого, воспитывающего и воспитываемого) направленное на передачу опыта. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности)
Структура педагогического процесса
цели обучения и воспитания
содержание обучения и воспитания
технология обучения и воспитания, методы, приемы средства
организационные формы
результат обучения и воспитания
педагог
учащийся
для чего учить и воспитывать
чему учить, что воспитывать
как учить, как воспитывать
в каких условиях
Этапы педагогического процесса
В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы.
Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса.
Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный.
Задачи подготовительного этапа
Обоснование и постановка цели
Диагностика условий
Прогнозирование
Проектирование и планирование развития процесса
Трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса
Главная цель диагностики получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или
препятствовать достижению намеченных результатов
Прогнозирование заключается в том, чтобы еще до начала процесса оценить его возможную
результативность
в имеющихся конкретных условиях
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и
прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки
воплощается в план
Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом,
план – это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать
Основной этап - этап осуществления педагогического процесса
- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов и учеников;
- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
- создание благоприятных условий;
- осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами
Заключительный этап
- Анализируются ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.
- Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки.
- Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.
Законы и закономерности педагогического процесса
Главные, объективные, повторяющиеся связи педагогического процесса выражаются в закономерностях.
Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.
В столь сложной, большой и динамичной системе, каким является педагогический процесс, присутствует множество разнообразных связей и зависимостей и из анализа всех этих видов связей вытекают следующие законы и закономерности педагогического процесса:
1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального,
эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного
компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.
6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:
-наследственности;
-воспитательной и учебной среды;
-применяемых средств и способов педагогического воздействия.
7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:
-интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;
-величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:
-действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности
;
-интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.
9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.
Эффективность педагогического процесса зависит от:
-интенсивности и качества чувственного восприятия;
-логического осмысления воспринятого;
-практического применения осмысленного.
10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной)
деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:
-качества педагогической деятельности;
-качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
11. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты
педагогического процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей (материальнотехнических, экономических и других) общества; условий протекания процесса (моральнопсихологические, эстетические и другие).
Вывод:
Многие закономерности обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение и воспитание может строится на основе опыта.
Однако построение эффективных систем обучения и воспитания, усложнение процесса обучения с включением новых средств требует более полного теоретического знания законов.
Спасибо за внимание!!!