Файл: Методы научного исследования, применяемые в выпускной квалификационной работе.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
Институт спорта и физического воспитания
Реферат
на тему:
«Методы научного исследования, применяемые в выпускной квалификационной работе»
(Тема ВКР: «Развитие физических качеств в функциональном многоборье»)
Выполнил:
Проверил:
Москва 2022г.
Содержание
1) Введение……………………………………………….…………..……… 3стр.
1.1) Цель………………………………………………………………………3стр.
1.2) Задачи…………………………………………………………………….4стр.
1.3) Актуальность…………………………………………………………….4стр.
1.4) Новизна…………………………………………………………………..4стр.
2) Основная часть…………………………………………….…….………...5стр.
2.1) Метод анализ литературных источников……………………………..5стр.
2.2) Метод педагогического наблюдения…………………………………..7стр.
2.3) Метод экспертных оценок………………………………………………9стр.
2.4) Метод опроса…………………………………………………………...11стр.
2.5) Метод педагогического эксперимента………………………………..12стр.
2.6) Метод анализа полученных результатов……………………………...15стр.
3) Заключение………………………………………………………………..19стр.
4) Используемые литературные источники……………………………….21стр.
Введение
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией.
Метод понимается как конкретный способ исследования, построения и обоснования системы знаний о предмете, включающий в себя различные приемы исследования. Можно привести другое определение: метод исследования - это способ изучения, опирающийся на определенный понятийный аппарат и правила, соответствующие особенностям предмета исследования, цели и характеру решаемых задач.
Уже изученные явления, процессы, закономерности служат образцами, моделями для последующего изучения других явлений и процессов. Поэтому в научных исследованиях важен не только результат, но и путь к нему, метод познания, цепочка умозаключений, приводящих к выводу.
Каждая отрасль применяет свои конкретно-научные, специальные методы, обусловленные сущностью объекта исследования. Однако зачастую методы, характерные для какой-либо конкретной науки применяются и в других науках.
Есть много классификаций исследовательских методов: от общенаучных до узкоспециализированных. При написании ВКР используются как педагогические, так и медико-биологические, психологические, социологические, математико-статистические методы исследования, которые, в свою очередь, составляют теоретические, эмпирические, количественные и качественные методы.
Цель работы - изучение методов исследования с целью применения в своей выпускной квалификационной работе.
Задачи - проанализировать сущность каждого метода исследования; выявить актуальность каждого из них для выбранной мною темы ВКР; разобрать способы их реализации.
Актуальность – методы, используемые в ВКР, помогут полностью раскрыть тему развития физических качеств в функциональном многоборье и разобрать и рассмотреть со всех сторон каждую исследования.
Новизна – на территории России, да и вообще в мире, это новый и достаточно быстро развивающийся вид спорта, который требует развития и научной основы тренировочного процесса. Постараюсь объединить в единое целое развитие всех физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и координации) в функциональном многоборье.
Основная часть.
Методы научного исследования и их характеристика.
Метод анализа литературных источников
Анализ литературных источников по теме исследования – это важная и обязательная часть каждой научной работы. Литературный обзор помогает привести теоретическую базу исследования, дать оценку проработанности темы, обосновать выбор направления исследования. Обзор литературы может быть включен во введение или стать самостоятельной главой научной работы ученого.
Метод анализа литературных источников применяется на начальном этапе исследования, когда происходит первичное ознакомление с литературой. В дальнейшем работа с литературой становится более глубокой: автор обращается к литературе для уточнения, подтверждения или опровержения результатов, полученных в ходе исследования. Содержание аналитического обзора литературы позволяет судить об уровне компетенций, критическом мышлении, общем уровне знаний автора научной работы.
Любая квалификационная работа, независимо от ее характера, начинается с обзора литературы по исследуемой теме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должны начинаться еще в процессе выбора темы ВКР) в силу нескольких обстоятельств.
Во-первых, прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы (ведутся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит творить самому студенту.
Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления.
В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по теме работы неизбежно должен присутствовать в качестве составной части вашей выпускной квалификационной работы. Кроме того, анализ литературных источников является основным методом исследования в реферативных работах.
В результате, по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме:
- ее постановку,
- историю,
- степень разработанности,
- применяемые методы исследования и т.д.
Необходимо помнить, что исследовательская работа - это прежде всего обобщение уже имеющейся информации.
Приступая к отбору и изучению литературных источников, Вы сталкиваетесь с огромным количеством информации.
Можно посоветовать "зацепиться" за монографию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить "цепная реакция" развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг ваших представлений о публикациях по теме ВКР.
Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обращении не ко всему массиву научной информации, а только к специализированным журналам ("Теория и практика физической культуры", "Физическая культура в школе", "Вестник спортивной науки" и др.), авторефератам диссертаций, другим периодическим изданиям, публикующим информацию, относящуюся к интересующей Вас физкультурной отрасли.
Достаточно пролистать подобные издания за последние несколько лет - и Вы получите неплохое представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике вашей работы.
В своей работе я буду начинать с анализа литературы, чтобы определить весь охваченный мною спектр научно-методической базы выбранной мною темы.
Метод педагогического наблюдения
Одним из основных методов научного исследования в педагогике является наблюдение. В настоящее время ему уделяется все большее внимание и в других общественных науках (психологии, социологии). Опыт психологов и социологов в использовании этого метода очень важен и для педагогики. Важным признаком наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной.
Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований.
Наблюдение является научным методом исследования, который не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления. Оно заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа.
Требования к этому методу:
-
сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, -
требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов.
Виды наблюдения:
-
По длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдноге (продолжительное). -
По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации -
По степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).
Этот метод будет использован в моей работе по причине того, что он может дать необходимую информацию для ответа на вопрос подготовки в функциональном многоборье как спортсменов с целью успешного выступления на соревнованиях, так и активно ведущих образ жизни людей с целью поддержания здоровья и функциональности организма.
Метод экспертных оценок
Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Метод экспертных оценок применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных методик тренировки, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в таких процессах.
Метод экспертной оценки — это разновидность исследования, в котором респондентами являются эксперты — специалисты в определенной области деятельности.
Задачи этого метода это - выявление сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности информации, выводов.
Особенность этого метода заключается в том, что он требует компетентное участие экспертов в анализе.
Именно по-этому нам необходимо еще и отбирать экспертов, по следующим критериям:
-
степень компетентности, показателями которой могут служить наличие у эксперта ученой степени, ученого звания, стаж работы по специальности, служебное положение, число опубликованных работ и т. д.; -
способность ориентироваться в последних достижениях современной науки в тех областях, которые являются предметом экспертизы; -
сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта; -
способность к анализу и синтезу изучаемых проблем, -
умение перерабатывать и усваивать качественно новую информацию; -
высокие моральные качества; -
сочетание психологически приемлемых друг для друга в группе экспертов различного возраста, различных научных школ и т. д.
При этом экспертные опрос может иметь разные формы
-
разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью); -
однократный коллективный опрос (совещания, мозговой штурм); -
индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника); -
коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый отбор).
Еще одна форма экспертного опроса — традиционная дискуссия — метод беседы с небольшой группой экспертов на тему исследования. Целью дискуссии является выработка группового коллективного мнения. Предпосылкой успешной групповой дискуссии является четкая формулировка предмета дискуссии и знакомство с ней подавляющего большинства участников.