Файл: Методы научного исследования, применяемые в выпускной квалификационной работе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В значительной мере успех дискуссии зависит от культуры, подготовки, проведения и оформления коллективного мнения экспертов.

Метод «отнесенной оценки» — повторение нескольких циклов дискуссии с выявлением сущности наметившихся разногласий и постепенной выработкой единого мнения всех или большинства участников экспертизы, при этом за несогласными остается право на частное заключение.

Методы экспертизы при коллективной работе ее участников имеют много явных преимуществ, но одновременно обладают и рядом недостатков. Главный недостаток связан с воздействием экспертов друг на друга. Этот недостаток преодолевается с помощью индивидуального опроса в несколько туров.

Этот метод я буду использовать с точки знания рекомендаций грамотных специалистов в области физиологии, медицины, физической культуры и спорта, биохимии и других смежных направлений для получения или предложения выбора направления исследования.

Метод опроса

Опрос является одним из самых популярных и распространенных методов сбора первичной информации в социологии, его актуальность очень высока и по сей день. Его широкое использование объясняется тем, что данный метод универсален. Так, используя метод опроса социологи могут получить информацию об объективных событиях и фактах, мотивации деятельности людей, их ценностях и поступках, как в прошлом, так и в настоящем, а также сведения об их дальнейших намерениях. С помощью метода опроса данную информацию можно получить дешевле, чем другими методами, а при обработке полученных данных можно применять в том числе и компьютерные технологии.

Опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

  • анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;

  • интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).


Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Данный метод я буду использовать в самом начале своей работы для того, чтобы собрать информацию о моих испытуемых. Это поможет мне лучше понять вероятные вопросы, решение которых могло бы мне помочь в написании моей ВКР.
Метод педагогического эксперимента

Один из современных методов педагогического исследования - педагогический эксперимент. Проблема организации и планирования педагогического эксперимента выступает в теории и практике педагогики как одна из основных общетеоретических проблем, решение которой ведется в трудах многих известных педагогов.

Сущность педагогического эксперимента состоит в активном вмешательстве исследователя в естественное течение воспитательно-образовательного процесса.

Педагогический эксперимент в спорте проводится для того, чтобы выявить эффективность тех или иных методов, приемов, форм воспитания, обучения и тренировки, проверить ценность средств и материалов, служащих педагогическим задачам. Подтверждая или опровергая положения существующей теории и практики, эксперимент самим фактом признания или отрицания этих положений приводит к созданию новых гипотез и теорий.

В педагогике объект исследования очень изменчив и обладает сознанием, поэтому при проведении эксперимента необходимо учитывать множество характеров, особенностей воспитания и способностей учащихся, а также особенности учителей, общественные идеалы, и даже быстро меняющуюся моду, так как ее влияние на поступки молодежи очень велико. В педагогическом эксперименте объект исследования может сознательно помогать или сопротивляться экспериментатору. В этот состоит основное отличие педагогического эксперимента от физического, биологического или инженерного.

Главной задачей большинства экспериментов служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания.

Эксперимент представляет собой более сложную форму научного опыта в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом его изменения, активно воздействовать на него с помощью комплекса разнообразных средств и воссоздать это явление в тех же самых условиях. В эксперименте принципиально важна повторность наблюдений. Активное воздействие экспериментатора на объект относится к специфическим особенностям эксперимента.



Само слово эксперимент происходит от латинского слова «experiment» – проба, опыт. В научно – исследовательской работе термин “эксперимент” обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания.

Эксперимент (физический) предполагает использование наблюдения, сравнения и измерения. Научное наблюдение включает в себя следующие необходимые компоненты: выбор объекта; цель; описание; вывод. На более высокой стадии развития научного познания появилась возможность использования приборов при наблюдении, что сделало наблюдение косвенным. Создание автоматических приборов с регистрирующими устройствами от- крыло широкие возможности косвенным наблюдениям. Благодаря ним объектами косвенного наблюдения стали дно океана, космос, поверхность луны, многие технологические процессы. Косвенное наблюдение обеспечивает информацию в виде 4 диаграмм, схем, таблиц, протоколов, кино и фотодокументов о количественных и качественных отношениях, характерных для объекта.

Если в одних исследованиях группы испытуемых подвергаются воздействию одной независимой переменной, имеющей разные уровни выраженности, то в других экспериментах используются экспериментальные и контрольные группы.

Когда поставлена цель исследования и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную.

Хотя такие эксперименты можно описать с помощью определения независимой переменной, мы обсудим здесь относящиеся к ним основные понятия потому, что они занимают особое место при разработке экспериментального плана.

Экспериментальная группа  – это группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования, то есть группа, с которой непосредственно работает экспериментатор.

Основная цель экспериментального метода — проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Как разновидность углубленного, аналитического социологического исследования и одновременно как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.

В своем исследовании я буду использовать контрольные и экспериментальные группы для проверки различных методик и их комбинаций для развития физических качеств в функциональном многоборье.


Метод анализа полученных результатов

Методы анализа результатов исследования специфичны в зависимости от отрасли наук, по которой выполняется диссертационная работа, масштабов проведенного исследования, специфики собранного материал, используемых методов сбора информации и т.д.

Исследователю необходима информация о результатах работы. Сбор, обработка и анализ такой информации позволяют оценивать и корректировать дальнейшую работу, выявлять эффективные средства, влияние различных условий на исследуемый процесс.

Статистическое описание применяют к таким физическим процессам, для которых результат отдельного измерения не может быть предсказан с необходимой точностью. Тем не менее, при проведении достаточно большого числа повторных измерений может быть с достаточно хорошей точностью предсказана некоторая величина, являющаяся функцией результатов измерений.

Отдельно хотелось бы выделить метод математической статистики. Данный метод основан на получении математических расчетов, данных в ходе эксперимента. Все материалы (данные экспертных оценок) педагогического эксперимента подвергались математическому анализу. Одним из критериев, применяемых для установления достоверности различий, наблюдаемых при сравнении двух независимых результатов, полученных при шкале порядка, является Т-критерий Уайта. С помощью данного метода нами изучались и обрабатывались показатели, полученные в результате применения разработанными нами особенностями методики. Результаты обеих групп были ранжированы в общий ряд и найдены их ранги. Затем эти ранги суммировали для каждой группы. Расчеты проводились на калькуляторе.

Rэ= R1+R2+R3+R4+R5+R6+R7+R8+R9+R10+R11+R12+R13+R14

Rк= R1+R2+R3+R4+R5+R6+R7+R8+R9+R10+R11+R12+R13+R14

Затем достоверность различий между группами оценивались с помощью Т-критерий Уайта по специальной таблице. Для оценки использовали меньшую из двух сумм рангов, которые и сравнивали. Если Тст>Тф, это указывает на достоверность различий. Если наоборот, то указывает на недостоверность различий.

Вычислялись следующие величины: Х – среднее арифметическое значение результатов тестирования, s – показатель среднеквадратического отклонения соответствующего среднеарифметического значения Х
, показатель статистической достоверности различий полученных среднеарифметических значений (t-критерий Стьюдента) и a – уровень значимости статистической достоверности.

Среднее арифметическое значение результатов контрольных испытаний определяется по формуле:

 

где в числителе – сумма результатов измерений,
n – количество участников испытаний.

Среднее квадратичное отклонение s характеризует степень отклонения полученных результатов от среднего арифметического значения и определяется по формуле:

 

где в числителе – сумма квадратов разности отклонения каждого результата от величины среднего арифметического значения.

В научных исследованиях в сфере физической культуры важно установить: существенны ли статистические различия в физической, тактической или технической подготовленности у спортсменов и школьников под влиянием учебно-тренировочных занятий. Для этих целей используется показатель статистической достоверности различий полученных среднеарифметических значений на основе t-критерия Стьюдента, который вычисляется по формуле:

 

где Х1 и Х2 – средние арифметические значения результатов тестирования в начале и в конце педагогического эксперимента в одной группе учащихся или в двух – экспериментальной и контрольной;

σ1  и σ2 – показатели среднеквадратических отклонений соответствующих среднеарифметических значений Х1 и Х2;

n1 и n2 – количество участников контрольных испытаний в группах.

В исследованиях в сфере физической культуры и спорта статистически достоверными являются различия среднеарифметических показателей при 1% (0,01) и 5% (0,05) уровнях значимости.

Измерением называется физический процесс определения численного значения некоторой величины и сравнением ее с эталонной величиной, принятой за единицу. Для проведения измерения необходимы: 1) единица измерения; 2) измерительный инструмент; 3) правила измерения. Научное описание данных опыта должно иметь одно и тоже содержание, и значение для любых исследователей. Это возможно в том случае, если при описании опытов пользуются понятиями, терминами и определенными знаками, смысл которых строго и точно определены. Любой исследователь, в точности повторив условия опыта, должен получить та- кие же численные значения изучаемых величин (в пределах допустимых по- грешностей), какие получены до него. Поэтому в 1960 году на одиннадцатой генеральной конференции по мерам и весам была утверждена международная система единиц, которая в 1961 году была принята и в нашей стране.