Файл: Содержание Социальные организации в современном обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ:
-
Социальные организации в современном обществе…………………….3-
Механизмы образования социальной организации…………….……4 -
Основные признаки социальных организаций……………………….5
-
-
Теории социальной стратификации: М.Вебер, П. Сорокин……….……6 -
Социальные реформы в современной России…………………………..11
Список литературы……………………………………………………….13
-
Социальные организации в современном обществе.
Возникновение социальных организаций связано с определенным этапом развития человеческого общества. Общество постепенно превращалось в организованную систему и стало немыслимым без предприятий, банков, магазинов, транспортной системы и т.д. Термин «организация» (лат. organiso – создаю, устраиваю, формирую) можно отнести к трем различным феноменам:
Во-первых, организацией может называться искусственное объединение институционального характера, выполняющее определенную функцию и занимающее определенное место в обществе. Здесь социальная организация рассматривается как социальный институт (школы, предприятия, банки, органы власти и т. д.). В этом смысле социальная организация имеет свой социальный статус. В данном случае организация выступает как целевой объект, как целевая общность, в которой достижение общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, и наоборот, достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение общих. В первом случае создаются трудовые организации, во втором – возникают различные общественные организации. Коллективное целедостижение вызывает необходимость иерархии в управлении.
Во-вторых, понятие «организация» может означать социальную деятельность по распределению функций, налаживанию устойчивых связей, координации и т. д. Здесь организация рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на объект, предполагающий управляющего (организатора) и управляемых (организуемых). В этом смысле организацция совпадает с понятием «управление», хотя не исчерпывает его.
В-третьих, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности объекта, т.е. для выявления его структуры и типа связи целого и его частей. Организация здесь рассматривается как атрибут объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. В данном смысле этот термин употребляется для обозначения организованных и неорганизованных систем, формальных и неформальных организаций. Все три подхода к организации тесно взаимосвязаны между собой и могут быть представлены в виде схемы (рис. 1).
Социальная организация
Социальный институт
Социальная дейтельность
Социальная упорядоченность
Рис. 1. Подходы к понятию «социальная организация»
1.1 Механизмы образования социальной организации.
Существует два механизма возникновения организации как социального объекта:
1. Когда достижение общих целей возможно только через достижение индивидуальных целей. В этом случае создаются трудовые организации (предприятия, учреждения).
2. Когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В этом случае создаются акционерные общества и так называемые массовые организации.
Таким образом, социальные организации – это целевые общности людей, представляющих собой взаимосвязанную систему социальных позиций, ролей, которые должны выполняться ее членами.
Любая социальная организация возникает ради достижения некой цели. Достижение цели организации возможно только в результате ее эффективного функционирования.
1.2 Основные признаки социальных организаций.
При всем своем разнообразии, социальные организации имеют ряд основных черт, к которым относятся следующие:
1. Наличие общей цели. Социальная организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения определенных целей. Организация оценивается через целедостижение.
2. Иерархичность отношений. Люди объединяются в организации ради достижения какой-то цели, которая не может быть достигнута ими порознь. Достижение этой цели вынуждает их распределяться по ролям и статусам. Социальная организация – это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей, входящих в нее членов.
3. Социальная организация предполагает совместную деятельность (производственной, политической, досуговой, культурной и т.д.), которая связана с достижением цели.
4. Совместная деятельность требует распределения функций между членами организации и разделения труда. Возникают отношения подчинения и соподчинения, необходимость управления.
5. Наличие координирующего, управляющего органа. Управление, как система регулирования и контроля над деятельностью членов организации, реализуется в трех формах: целенаправленное управленческое воздействие через приказы, здания, систему стимулирования; организационный порядок, как система норм, предъявляемых членам организаций; самоорганизация, как спонтанное регулирование организационных отношений.
6. Эффективность – прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников. Эффективность социальной организации объясняется эффектом синергии (ради синергии возникают организации). Синергия означает прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Организация эффективна, если КПД больше 100%, т.е. результат деятельности организации не есть простая сумма индивидуальных усилий. Возрастание совокупной энергии во многом зависит от внутриколлективной связи, принципов объединения внутриколлективных усилий, индивидуальных и групповых усилий: единства цели, согласованности, разделения труда и т.д. В организации это явление управляемо, его можно усилить, видоизменить, если понимать источник организационного эффекта.
7. Наличие норм и правил для закрепления определенных функций за членами организаций. Они закрепляются в должностных инструкциях и трудовом законодательстве.
2. Теории социальной стратификации: М.Вебер, П. Сорокин
Теория социальной стратификации — одна из наиболее разработанных в западной социологии. Ее фундамент заложили М. Вебер, затем — П. Сорокин.
Один из первых крупных исследователей этой проблемы, П. Сорокин, писал, что «социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».
Все многообразие разновидностей социальной стратификации Сорокин сводит к трем основным — экономической, политической и профессиональной. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, относящиеся к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к нему и по другим параметрам. Вместе с тем есть и исключения. Так, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической и профессиональной пирамиды.
Реальная картина социальной стратификации каждого общества очень сложна и запутана. Сорокин доказывает, что любая социальная группа стратифицирована. Он пишет: «Семья, церковь, секта, политичес-кая партия, фракция, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество — короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности».
Благодаря социальной стратификации в обществе обнаруживается определенная иерархия общностей и индивидов по таким признакам, как форма собственности, размер дохода, объем власти, статус (престиж, авторитет, положение в обществе), тип культуры, профессия, образование и т.д. Ни один из этих признаков не может быть абсолютизирован, роль некоторых меняется, других — остается всегда определяющей. Как доказал М. Вебер, ведущими являются доход (собственность), статус, власть.
П. Сорокин выделяет два способа расслоения общества: одномерную и многомерную стратификацию. В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религии, профессии, собственности и т. д.). Такая одномерная стратификация может складываться из следующих групп: половозрастного признака; социально-демографического; профессионального; расовых общностей; объектов и субъектов власти и управления; по религии и языку; по владению собственностью.
Существует множество критериев, по которым можно делить любое общество: по разделению труда и престижу положения (организаторский, исполнительский, умственный, физический, квалифицированный, творческий и др.). Существует несколько категорий работников:
а) высший класс профессионалов;
б) технические специалисты среднего уровня;
в) рабочие, осуществляющие руководящие функции;
г) квалифицированные рабочие;
д) рядовые рабочие.
Все они имеют разный престиж. Так, очевидно, что быть преподавателем университета престижнее, чем разнорабочим на стройке. Однако сегодня престиж часто смещается и ассоциируется с уровнем доходов от занятия: чем выше доход — тем больше престиж работы.
Доход — это денежная сумма, которую получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени (месяц, год); по доступу к ресурсам собственности и власти.
Макс Вебер был немцем. Болезнь не позволила ему сделать классическую академическую карьеру, однако он располагал небольшим состоянием и смог посвятить большую часть жизни научным занятиям. Вебер считается одним из основателей социологии, но круг его интересов был гораздо более широким и охватывал многие разделы истории, теории права, экономики и религии. Веберовский подход к теме стратификации основывается на анализе идей Маркса, которые он развил и модифицировал. Между этими двумя теориями существует два важнейших различия.
Во-первых, Вебер, соглашаясь с представлениями Маркса о связи класса с объективными экономическими условиями, считает, что на формирование класса оказывает влияние гораздо большее число факторов, чем смог заметить Маркс. Согласно Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. К числу таких определяющих факторов в первую очередь относятся мастерство и квалификация, влияющие на возможности данного человека выполнять ту или иную работу. Люди, принадлежащие к категориям профессионалов и управленцев, также работают по найму, но зарабатывают больше, условия труда у них лучше, чем у рабочих. Квалификационные удостоверения, ученые степени, звания, дипломы и полученная профессиональная подготовка ставят их в более выгодное положение на рынке труда по сравнению с теми, кто не имеет соответствующих дипломов. Аналогичным образом и среди рабочих опытные и хорошо подготовленные зарабатывают больше, чем низкоквалифицированные или неквалифицированные рабочие.
Во-вторых, Вебер выделяет помимо класса еще два важных аспекта стратификации. Одному он дал название статус, другому — партия. ФактическиВебер адаптировал понятие статусной группы, почерпнутое им из анализа средневековых сословий (в немецком оба понятия обозначаются одним словом — Stand).
Понятие статуса связано с различной степенью социального престижа соответствующих социальных групп. Отличительные черты конкретного статуса могут меняться независимо от классового деления; при этом социальный престиж может быть как позитивным, так и негативным. К позитивно привилегированным статусным группам относятся люди, обладающие высоким престижем в рамках данной социальной системы. Например, в английском обществе высокий престиж имеют врачи и юристы. Негативно привилегированными статусными группами являются группы парий. Именно они становятся жертвами дискриминации, закрывающей для них возможности, доступные другим группам. В средневековой Европе такими париями были евреи, которым запрещалось заниматься определенными видами деятельности и, в частности, занимать государственные должности.
Обладание богатством обычно связано с высоким статусом, но существует и множество исключений, о чем свидетельствует, например, существующий термин “благородная бедность”. В Великобритании люди из аристократических семей продолжают пользоваться почетом и уважением, даже потеряв все свое состояние. Наоборот, к “новым богачам” представители традиционного высшего класса часто относятся с пренебрежением.