Файл: И. В. Олюнина бгу, Исторический фак., Каф этнологии, музеологии и истории искусств. Минск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра этнологии, музеологии и истории искусств
СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой
Новогродский Т.А.
«23» октября 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Декан факультета
_______________Кохановский А.Г.
«23» октября 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель учебно–методической комиссии факультета
_________________ Сергеенкова В.В.
«23» октября 2018 г.
Теория делового общения
Электронный учебно-методический комплекс для специальности:
1-23 01 12 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия
(по направлениям)
Регистрационный № 714
Автор: И. В. Олюнина, канд. ист. наук., доцент кафедры этнологии, музеологии и истории искусств исторического факультета БГУ
Рассмотрено и утверждено на заседании Научно–методического совета БГУ
16.11.2018 г., протокол № 1.
Минск 2018

2
УДК 005.57(075.8)
О-568
Утверждено на заседании Научно-методического Совета БГУ
Протокол № 1 от 16.11.2018 г.
Решение о депонировании вынес:
Совет исторического факультета
Протокол № 3 от 23.10.2018 г.
А в т о р :
Ирина Владимировна Олюнина, кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии, музеологии и истории искусств исторического факультета БГУ.
Рецензенты:
Ольга Федоровна Малашенкова,кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по учебной работе факультета международных отношений
Белорусского государственного университета;
Сергей Иванович Бусько, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории
Учреждения
Образования
«Белорусский государственный университет физической культуры».
Олюнина, И. В. Теория делового общения : электронный учебно- методический комплекс для специальности 1-23 01 12 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям) / И. В. Олюнина ; БГУ,
Исторический фак., Каф. этнологии, музеологии и истории искусств. – Минск :
БГУ, 2018. – 20 с. : табл. – Библиогр.: 19–20.
Электронный учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко- культурного наследия (по направлениям) для дневной и заочной форм обучения. Содержание ЭУМК предполагает изучение следующих вопросов: общие закономерности делового общения, особенности вербальной и невербальной коммуникации, методики проведения деловых переговоров, специфика межкультурной коммуникации.

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................ 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ................................................................................. 7
Конспект лекций по курсу «Теория делового общения» ..................................... 7
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ................................................................................. 13
План семинарских занятий ................................................................................... 13
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ .......................................................................... 14
Общие правила ....................................................................................................... 14
Вопросы к зачету .................................................................................................... 14
Темы рефератов ...................................................................................................... 15
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ....................................................................... 16
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине «Теория делового общения» для специальности: 1–23 01 12
Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)16
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ................................................................. 19


4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«Теория делового общения» предназначен для освоения студентами первой ступени высшего образования, обучающимися на 4–5 курсах по специальности
1–23 01 12–04 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия»
(культурное наследие и туризм) на дневном и заочном отделениях исторического факультета БГУ. Его отличительными особенностями являются: акцентация на компетентностном подходе в обучении, усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использование современных педагогических технологий.
Дисциплина «Теория делового общения» связана с учебными дисциплинами, изучающимися на 1–3 курсах. Изучение «Теория делового общения» базируется на изучении «Всеобщей истории», «Истории и организации туризма». Изучение этих дисциплин формирует у студентов представление о политических, социально–экономических и общественных процессах, что позволяет в рамках изучаемого курса в свою очередь сформировать представление о закономерностях и особенностях развития теории делового общения.
Электронный учебно-методический комплекс связан единой концепцией, принципами отбора и преподавания материала. В основу комплекса положено объективное изучение особенностей делового общения.
Электронный учебно-методический комплекс отражает содержание курса
«Теория делового общения» и определяет объем знаний, необходимых для студентов–туристов. При ее разработке учитывался опыт чтения лекций и проведения семинарских занятий на историческом факультете Белорусского государственного университета. В качестве базовых проблем, проходящих через весь курс, выступает отражение специфики делового общения, процесса проведения деловых переговоров, особенности устного и письменного делового общения, знакомство с принципами публичного выступления.
Освоение комплекса должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:
академических компетенций, которые включают знания и умения по дисциплине, умение учиться.
организационно–управленческих
компетенций: планирование, организация деятельности служб управления туризмом; планирование, организация и ведение менеджерской, маркетинговой работы в области туризма; умение формулировать и выполнять задачи проведению деловых переговоров.
аналитических компетенций: диалектически мыслить и аргументировать свою точку зрения, анализировать факты и прогнозировать развитие событий, разрабатывать решения с учетом экономических, социальных и этических требований.
инновационных компетенций: осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли; применять методы


5 анализа и организации внедрения инноваций; составлять договоры совместной деятельности по освоению новых технологий; осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития туристической отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям.
Целью изучения комплекса является выработка целостной системы знаний по теории делового общения, основных этапах ее развития, знакомство с базовыми принципами деловых переговоров.
Главными
задачами преподавания дисциплины являются:
– способствование формированию гармоничной личности и научно обоснованного мировоззрения;
– формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально–преобразовательной и профессиональной деятельности, становление современного стиля научно–практического мышления;
– дать представление об основных категориях делового общения, разнообразии его видов; выявить их особенности и сформировать навыки по проведению деловых переговоров; сформировать и закрепить знания выпускников по данной проблематике.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта к компе- тенциям выпускника по дисциплине «Теория делового общения» выпускник должен знать:
– основные этапы развития теории делового общения;
– сущность понятий «деловое общение», «теория переговоров»,
«управление конфликтом» и т.д.;
– – основные современные концепции и подходы по проблемам делового общения;
– – особенности делового общения в различных регионах мира;
уметь:
– применять полученные знания для решения конкретных педагогических, методических, информационно–поисковых, научных инновационных и других задач;
– овладеть методикой изучения различных вариантов делового взаимодействия.
– анализировать условия, необходимые для успешного проведения деловых переговоров, прогнозировать позитивные и негативные последствия.
владеть:
– терминологическим и понятийным аппаратом теории делового общения;
– современными технологиями организации деловых переговоров.
Структурирование учебной дисциплины осуществляется посредством выделения в нѐм укрупнѐнных дидактических единиц (разделов). Содержание учебной дисциплины включает: введение, разделы, темы учебных занятий.
По каждому учебному разделу в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций проводятся лекционные и семинарские занятия.


6
В соответствии с учебными планами исторического факультета
Белорусского государственного университета по специальности 1–23 01 12–04
Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм) данная дисциплина преподается на 4 курсе в 7 семестре на дневной и на 5 курсе в 9 семестре на заочной формах обучения.
Для изучения учебной дисциплины на дневной форме отводится: общее количество часов – 64, количество аудиторных часов – 34, из которых 22 часов отводится на проведение лекций, 12 часов на практические (семинарские) занятия. По итогам изучения учебной дисциплины в 7 семестре предусматривается сдача зачета.
Для изучения учебной дисциплины на заочной форме отводится: общее количество часов – 64, количество аудиторных часов – 18, из которых 10 часов отводится на проведение лекций, 8 часов на практические (семинарские) занятия. По итогам изучения учебной дисциплины в 9 семестре предусматривается сдача зачета.

7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Конспект лекций по курсу «Теория делового общения»
Общие закономерности делового общения
1.
Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта.
2.
Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела.
3.
Основная задача делового общения продуктивное сотрудничество.
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на: с точки зрения формы речи: устное письменное; с точки зрения однонаправленности/двунаправленности речи между говорящим и слушающим: диалогическое монологическое; с точки зрения количества участников: межличностное публичное; с точки зрения отсутствия/наличия опосредующего аппарата: непосредственное опосредованное; с точки зрения положения коммуникантов в пространстве: контактное дистантное.
Формы делового общения
Деловая беседа – межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Наиболее распространенная и чаще всего применяемая форма деловой коммуникации.
Деловая беседа по телефону – способ оперативной связи, значительно ограниченной по времени, требующей от обеих сторон знание правил этикета телефонных разговоров (приветствие, взаимопредставление, сообщение и обсуждение предмета звонка, подведение итогов, выражение признательности, прощание).
Деловые переговоры – обмен мнениями для достижения какой–либо цели, выработки соглашения сторон.
Служебное совещание – один из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу принятия решений, инструмент управления причастностью сотрудников к делам своего подразделения или организации в целом.


8
Деловая дискуссия – обмен мнениями по деловому вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных еѐ участников.
Пресс–конференция – встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т. п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам.
Публичная речь – монологическая ораторская речь, адресованная определенной аудитории, которая произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.).
Деловая переписка – письменная форма взаимодействия с партнерами, заключающаяся в обмене деловыми письмами по почте либо по электронной почте. Деловое письмо – это краткий документ, выполняющий несколько функций и касающийся одного или нескольких взаимосвязанных вопросов.
Применяется для связи с внешними структурами, а также внутри организации для передачи информации между физическими и юридическими лицами на расстоянии
[3]
Технология делового общения
1.
Вербальное общение – устная словесная передача информации.
2.
Невербальное общение – информация, передаваемая с помощью невербальных средств общения (жестов, мимики, интонации, позы тела и т. д.).
3.
Дистанционное общение – передача информации с использованием различных видов технических средств (телефон, факсимильный метод, почта, интернет–коммуникации, электронная почта, системы теле– и радиовещания).
Этика делового общения
Этика делового общения является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Деловое общение должно протекать в соответствии с профессионально–этическими нормами и стандартами. Их можно объединить в две группы: первая группа – комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло – то есть собственный этический кодекс, с которым человек живѐт и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял; вторая группа – те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекc.
Особенности невербальной и вербальной коммуникации в процессе
делового общения.
Процессы вербальной коммуникации могут проходить с определенными трудностями. Так как в таком общении участие принимают двое и больше людей, со своей интерпретацией информации, то могут возникнуть