Файл: 1. Охарактеризуйте понятия бытия и сущего. Каково соотношение между ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Охарактеризуйте понятия бытия и сущего. Каково соотношение
между ними?
Бытие - объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни общества
Сущее - категория онтологии, чаще всего употребляющаяся в современной философии для обозначения как всей совокупности имеющихся наличных вещей, животных, растений, людей, так и для каждой отдельной вещи. Иногда слово «С.» употребляется как синоним «бытия», иногда (у М. Хайдеггера) как нечто противоположное бытию. (философ.энц.)
Связка «есть» («быть»), выражающая в мысли и языке причастность к бытию, подразумевает не только сущее, но и не существующее, несущее. Например, есть смерть, есть пустота, есть ничто. В этом смысле бытие есть единство сущего и несущего, ничто. То, чего нет, вместе с тем и есть. Его нет в смысле сущего, но оно есть в смысле причастности к бытию, например в смысле возможности сущего.
2. В чем состоит проблематика категории бытия?
Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек.
Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности.
Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория
выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos – сущее + logos – учение);
Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом
Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался
Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.
3. Каковы основные формы постижения бытия?
Медитативные – реально-последовательное использования технических приемов, умственных действий для возрастающего освоения и постижения своего «Я» и окружающего мира посредством высших психических сил, чувств и рациональных способов познания.
Научные – роль их очевидна, способы: экспериментальные и теоретические, эмпирические и логические, концептуальные и модельные, структурно- функциональные и историко-эволюционные, детерминистические и стохастические
(вероятностные), системные, математические и метаматематические.
Технические (часто относятся к научным) – специфической целью которых является опредмечивание в естественном или искусственном материале человека.
Художественные – целью этих форм постижения бытия является постижение бытия и содержания мира в неразрывной связи с бытием и содержанием
Художника, его мироощущением и мироотношением. Достижение этой цели требует специальных видов искусства – музыки, живописи, поэзии,
Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом
Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался
Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.
3. Каковы основные формы постижения бытия?
Медитативные – реально-последовательное использования технических приемов, умственных действий для возрастающего освоения и постижения своего «Я» и окружающего мира посредством высших психических сил, чувств и рациональных способов познания.
Научные – роль их очевидна, способы: экспериментальные и теоретические, эмпирические и логические, концептуальные и модельные, структурно- функциональные и историко-эволюционные, детерминистические и стохастические
(вероятностные), системные, математические и метаматематические.
Технические (часто относятся к научным) – специфической целью которых является опредмечивание в естественном или искусственном материале человека.
Художественные – целью этих форм постижения бытия является постижение бытия и содержания мира в неразрывной связи с бытием и содержанием
Художника, его мироощущением и мироотношением. Достижение этой цели требует специальных видов искусства – музыки, живописи, поэзии,
литературы, особых средств постижения – чувственных, медитативных, рациональных и профессиональных, философских, научных и особых средств реализации.
Философские средства постижения бытия: а) чувственные, медитативные, рациональные, созерцательные, деятельностные, эмпирические, логически, б) категории, принципы, законы и концепции, метафизика и диалектика, исследования, средства и уровень обобщения которых собственно и делает их философскими, в) опытные и теоретические, индуктивные и дедуктивные средства, г) детерминистические и (или) стохастические, д) аналитические, синтетические, редукционистские и системные средства.
Религиозные – направлены на откровения в виде высших – непреложных, непостигаемых разумом Истин (Бога, Будды, пророка Мухаммеда), их фиксацию – в виде вероучений и священных книг, на еру в откровения, на религиозную терпимость, на откровения – как средства постижения, на признание медитативных и чувственных форм постижения в качестве фундаментальных, а рациональных – как вторичных, и на глубоко системную природу религии как общественной формы сознания.
Мифологические – направлены на праметодологию объяснения фактов. Мифы исторически воспринимаются как истоки реки познания.
Народные (демологические) – направлены на реализацию народной науки в виде народной медицины, агрономии, метеорологии, рудознатства, этики, народной техники, искусства и философии в виде народной мудрости.
Парапсихологические (экстрасенсорные) имеют дело с телекинезом, кожным зрением, телепатией, ясновидением, полтергейстом, барабашками, левитацией, чтением судьбы по фотографиям и так далее.
Эзо- и экзотерические формы – внешние (общедоступные) и внутренние
(тайные, доступные посвященным) методы медитативной психотехники.
Философские средства постижения бытия: а) чувственные, медитативные, рациональные, созерцательные, деятельностные, эмпирические, логически, б) категории, принципы, законы и концепции, метафизика и диалектика, исследования, средства и уровень обобщения которых собственно и делает их философскими, в) опытные и теоретические, индуктивные и дедуктивные средства, г) детерминистические и (или) стохастические, д) аналитические, синтетические, редукционистские и системные средства.
Религиозные – направлены на откровения в виде высших – непреложных, непостигаемых разумом Истин (Бога, Будды, пророка Мухаммеда), их фиксацию – в виде вероучений и священных книг, на еру в откровения, на религиозную терпимость, на откровения – как средства постижения, на признание медитативных и чувственных форм постижения в качестве фундаментальных, а рациональных – как вторичных, и на глубоко системную природу религии как общественной формы сознания.
Мифологические – направлены на праметодологию объяснения фактов. Мифы исторически воспринимаются как истоки реки познания.
Народные (демологические) – направлены на реализацию народной науки в виде народной медицины, агрономии, метеорологии, рудознатства, этики, народной техники, искусства и философии в виде народной мудрости.
Парапсихологические (экстрасенсорные) имеют дело с телекинезом, кожным зрением, телепатией, ясновидением, полтергейстом, барабашками, левитацией, чтением судьбы по фотографиям и так далее.
Эзо- и экзотерические формы – внешние (общедоступные) и внутренние
(тайные, доступные посвященным) методы медитативной психотехники.
4. Какие трактовки пространства и времени сложились в истории
философии?
В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый - субъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второго - объективистского подхода считают пространство и время объективными формами бытия, независящими от сознания человека.
Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи философа V века Августина Аврелия.
5. Пространство и время в философии Канта.
Кант называет пространством и временем некоторый конечный вид анализа и синтеза, который скрыто сопровождает выполнение актов мысли и применений понятий. Акты мысли выполняются не бесплотным, а физическим существом и выполняются пространственно-временным действием, то есть таким актом, действием, который уже сам имеет пространственно-временной характер, независимо от того, что мы знаем о пространстве и времени и какие понятия мы о них построили.
6. Что изучает онтология? Каково ее место среди других разделов
философии?
Онтология представляет собой учение о бытии, выступающее в системе философии одним из базисных её компонентов. Как раздел философии онтология изучает фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения.
Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие как таковое
(независимо от субъекта и его деятельности), содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и
невозможное, определённое и неопределённое, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и ряде других. В современной неклассической философии под онтологией понимается интерпретация способов бытия с нефиксированным статусом.
Онтология — в системе научных дисциплин — понимается как организация некоторой предметной области знаний, представленная в виде концептуальной схемы, которая состоит из структуры данных, содержащей совокупность объектов, их классов, связей между ними и правил, принятых в данной области. Онтологический анализ предметной области той или иной области знания, научной дисциплины или исследовательской программы направлен на выявление объективного статуса создаваемых ими идеальных объектов и теоретических конструктов.
Онтология — в системе научных дисциплин — понимается как организация некоторой предметной области знаний, представленная в виде концептуальной схемы, которая состоит из структуры данных, содержащей совокупность объектов, их классов, связей между ними и правил, принятых в данной области. Онтологический анализ предметной области той или иной области знания, научной дисциплины или исследовательской программы направлен на выявление объективного статуса создаваемых ими идеальных объектов и теоретических конструктов.