Файл: Методический материал в помощь учителю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Методический материал в помощь учителю.



Возможные этапы урока по ФГОС

1.

Организационный этап

2.

Этап проверки выполнения домашнего задания

3.

Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности

4.

Этап изучения нового материала

5.

Этап первичной проверка понимания изученного

6.

Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

7.

Этап применения знаний и способов деятельности

8.

Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

9.

Этап контроля и самоконтроля

10.

Этап подведения итогов урока

11.

Этап коррекции

12.

Этап информирования о домашнем задании, проведения

инструктажа по его выполнению

13.

Этап рефлексии

Структура урока зависит от целей урока и связана с его типом.




Типы урока

Набор этапов

1

Вводный урок

1 - 3 - 10 -13

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1 - 3 - 4 - 5 - 10 - 12 - 13


3

Урок закрепления новых знаний и способов деятельности

1 - 2 - 6 - 9 - 10 - 11 - 12 -13


4

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

1 - 2- 3 - 7 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13


5

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1 - 2- 3 - 8 - (9) - 10 - 11 - 12 - 13


6

Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся

1 - 3 - 9 - 10 - 11 - 13


7

Урок коррекции знаний и способов деятельности

1 - 3 - 11 - 12 – 13







Тип урока

Цели урока

1

Вводный урок

Обеспечить создание у школьников образа изучения нового раздела, темы, курса

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному осознанию нового материала и способов деятельности

3

Урок закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний, выработать умения по их применению

4

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения знаний и способов деятельности

5

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности

6

Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся

7

Урок коррекции знаний и способов деятельности

Организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности



Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  1. Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий

  1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

  2. Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

  1. Работа с определением

  2. Использование обыденных аналогий

  3. Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения

  1. Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  1. Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  1. Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутри-предметных и межпредметных связей

Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  1. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  1. Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

1.Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

2.Применение развёрнутых инструкций с регу-лярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

  1. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  1. Стандартный минимум

  2. Повышенный

  3. Творческий

  1. Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  1. Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты


  • Информационная: Чему будем учиться?

  • Операционная: Как будем учиться?

  • Мотивационная: Зачем нам это надо?

  • Коммуникативная: С кем и где?


Этапы урока (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко)



Этапы урока

Дидактические задачи

Условия выполнения дидактических задач

Показатели выполнения дидактических задач этапа

1.

Организационный этап

1.Обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы.

2.Психологически подготовить учащихся к общению на уроке

1.Собранность учителя.

2.Последовательность в предъявлении требований.

3.Использование небольшой психологической паузы и вопросов для активизации внимания.

4.Ярко выраженная волевая направленность учителя

1.Доброжелательный настрой учителя и учащихся.

2.Полная готовность класса к уроку.

3.Кратковременность этапа.

4.Быстрое включение учеников в деловой ритм

2.

Этап проверки выполнения домашнего задания

1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися.

2.Выявить пробелы и причины затруднений.

3.Устранить (по возможности) пробелы.

4.Обеспечить рефлексию учащихся по поводу способов работы и своих затруднений

1.Использование учителем системы приёмов для определения уровня выполнения домашнего задания всеми или большинством учащихся.

2.Использование различных форм контроля в соответствии с целью, видом, содержанием домашнего задания.


1.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задание.

2.Обнаружение причин невыполнения домашнего задания и принятие мер для их ликвидации.

3.Оперативность учителя

3.

Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности

1.Обеспечить мотивацию учения школьников.

2.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению и  принятию целей

учебно-познавательной деятельности.

3.Актуализировать опорные знания и способы деятельности

1.Умение учителя определять и ставить цели урока.

2.Владение приёмами организации деятельности учащихся по принятию целей урока.

3.Владение приёмами актуализации опорных знаний и способов деятельности.

1.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

2.Формулирование целей урока совместно с учениками.

3.Преемственность и перспективность в постановке целей.

4.Понимание учениками социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

4.

Этап изучения нового материала

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися знаний и способов деятельности

2.Обеспечить осознание учениками своих способов проработки учебной информации

1.Опора на жизненный опыт учащихся.

2.Учёт индивидуальных особенностей учащихся

3.Реализация дифференцированного и индивидуального подходов.

4.Создание условий (ситуаций) для включения учащихся в учебно-познавательную деятельность


1.Активные действия учащихся при изучении нового материала.

2.Использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами деятельности.

3.Правильность и осознанность ответов на данном этапе урока и последующих этапах

5.

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала.

2.Выявить пробелы и неверные представления учащихся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов

1.Использование учителем вопросов для выявления правильности и осознанности нового материала.

2.Постоянное обращение к классу с просьбой дополнить, уточнить ответ ученика.

3.Определение пробелов в ходе проверки понимания изученного

1.Правильность и осознанность усвоения учащимися основного содержания изученного материала.

2.Привлечение учащихся класса к дополнению и корректировке ответов .

3.Устранение пробелов в понимании учащимися нового материала или нацеливание на их устранение в процессе работы на последующих этапах урока

6.

Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

1.Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации.

2.Обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

3.Создать условия для выявления индивидуальных способов закрепления материала.

4.Обеспечить их закрепление

1.Включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и оперированию знаниями.

2.Организация деятельности учащихся по включению новых знаний в систему ранее изученного

1.Умение учащихся воспроизводить изученный материал.

2.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях

7.

Этап применения знаний и способов деятельности

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.

2.Обеспечить развитие у учеников умений самостоятельно применять знания и способы деятельности в разнообразных ситуациях с учётом их индивидуального познавательного стиля

1.Использование заданий, предусматривающих постепенное нарастание их сложности и самостоятельности учащихся.

2.Использование разнообразных методов, форм организации деятельности учащихся

1.Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся.

2.Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.

3.Углубление знаний

8.

Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1.Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний по теме, курсу.

2.Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.


1.Построение структурно-логических обобщающих схем изученного материала.

2.Обобщение и систематизация на разных уровнях (понятийном, межпонятийном, тематическом, итоговом, межпредметном.).

3.Выделение сквозных идей и принципов.

4.Обращение к личному опыту учащихся.

1.Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части содержания в целое, классификации и систематизации знаний.

2.Выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

3.Выделение мировоззренческих идей

9.

Этап контроля и самоконтроля

1.Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами деятельности.

2.Определить недостатки в знаниях и способах деятельности учащихся, определит их причины.

3. Обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям

1.Использование различных методов контроля знаний и способов деятельности.

2.Постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности, прочности знаний.

3.Разъяснение учителем своего подхода к оцениванию деятельности учащихся

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

10.

Этап подведения итогов урока

Дать  качественную оценку успешности достижения целей урока и наметить перспективу последующей работы

Умение учителя давать качественную характеристику работы класса и отдельных учеников

1.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

2. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

3.Чёткость и краткость этапа

11.

Этап коррекции

Скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах деятельности.


1.Организация деятельности учащихся по коррекции пробелов в знаниях и способах деятельности.

2. Организация деятельности учащихся по решению нестандартных задач или оказанию помощи другим учащимся в коррекции пробелов

Динамика результатов обучения

12.

Этап информирования о домашнем задании, проведения инструктажа по его выполнению

1.Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 2.Проверить запись домашнего задания

1.Систематическое выполнение этапа в границах учебного занятия.

2.Соответствие содержания домашнего задания учебным возможностям школьников.

3.Создание условий для выбора учащимися домашнего задания.

4.Наличие подробных рекомендаций по рациональной организации учебной работы

1.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с учебными возможностями школьников.

2.Наличие индивидуальных заданий.

3.Предоставление возможности для выбора учащимися домашнего задания.

13.

Этап рефлексии

1.Инициировать рефлексию деятельности, эмоционального состояния учащихся, их взаимодействия с учителем и одноклассниками.

2.Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Развитие способности учащихся к рефлексии.


1.Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния .

2.Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества