ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методический материал в помощь учителю.
№ | Возможные этапы урока по ФГОС |
1. | Организационный этап |
2. | Этап проверки выполнения домашнего задания |
3. | Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности |
4. | Этап изучения нового материала |
5. | Этап первичной проверка понимания изученного |
6. | Этап закрепления новых знаний и способов деятельности |
7. | Этап применения знаний и способов деятельности |
8. | Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
9. | Этап контроля и самоконтроля |
10. | Этап подведения итогов урока |
11. | Этап коррекции |
12. | Этап информирования о домашнем задании, проведения инструктажа по его выполнению |
13. | Этап рефлексии |
Структура урока зависит от целей урока и связана с его типом.
№ | Типы урока | Набор этапов |
1 | Вводный урок | 1 - 3 - 10 -13 |
2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 - 3 - 4 - 5 - 10 - 12 - 13 |
3 | Урок закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 - 2 - 6 - 9 - 10 - 11 - 12 -13 |
4 | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | 1 - 2- 3 - 7 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 |
5 | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | 1 - 2- 3 - 8 - (9) - 10 - 11 - 12 - 13 |
6 | Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся | 1 - 3 - 9 - 10 - 11 - 13 |
7 | Урок коррекции знаний и способов деятельности | 1 - 3 - 11 - 12 – 13 |
| Тип урока | Цели урока |
1 | Вводный урок | Обеспечить создание у школьников образа изучения нового раздела, темы, курса |
2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному осознанию нового материала и способов деятельности |
3 | Урок закрепления новых знаний и способов деятельности | Обеспечить закрепление знаний, выработать умения по их применению |
4 | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения знаний и способов деятельности |
5 | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности |
6 | Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся | Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся |
7 | Урок коррекции знаний и способов деятельности | Организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности |
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ | Возможные методы и приёмы выполнения |
| |
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
| |
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы | Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
| |
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта | Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
| |
|
|
| |
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
| |
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
| |
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
| |
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутри-предметных и межпредметных связей | Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
| |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
| |
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия | 1.Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений 2.Применение развёрнутых инструкций с регу-лярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками |
| |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Три уровня домашнего задания:
|
| |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися |
| |
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |
-
Информационная: Чему будем учиться? -
Операционная: Как будем учиться? -
Мотивационная: Зачем нам это надо? -
Коммуникативная: С кем и где?
Этапы урока (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко)
-
№
Этапы урока
Дидактические задачи
Условия выполнения дидактических задач
Показатели выполнения дидактических задач этапа
1.
Организационный этап
1.Обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы.
2.Психологически подготовить учащихся к общению на уроке
1.Собранность учителя.
2.Последовательность в предъявлении требований.
3.Использование небольшой психологической паузы и вопросов для активизации внимания.
4.Ярко выраженная волевая направленность учителя
1.Доброжелательный настрой учителя и учащихся.
2.Полная готовность класса к уроку.
3.Кратковременность этапа.
4.Быстрое включение учеников в деловой ритм
2.
Этап проверки выполнения домашнего задания
1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися.
2.Выявить пробелы и причины затруднений.
3.Устранить (по возможности) пробелы.
4.Обеспечить рефлексию учащихся по поводу способов работы и своих затруднений
1.Использование учителем системы приёмов для определения уровня выполнения домашнего задания всеми или большинством учащихся.
2.Использование различных форм контроля в соответствии с целью, видом, содержанием домашнего задания.
1.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задание.
2.Обнаружение причин невыполнения домашнего задания и принятие мер для их ликвидации.
3.Оперативность учителя
3.
Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности
1.Обеспечить мотивацию учения школьников.
2.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению и принятию целей
учебно-познавательной деятельности.
3.Актуализировать опорные знания и способы деятельности
1.Умение учителя определять и ставить цели урока.
2.Владение приёмами организации деятельности учащихся по принятию целей урока.
3.Владение приёмами актуализации опорных знаний и способов деятельности.
1.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
2.Формулирование целей урока совместно с учениками.
3.Преемственность и перспективность в постановке целей.
4.Понимание учениками социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
4.
Этап изучения нового материала
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися знаний и способов деятельности
2.Обеспечить осознание учениками своих способов проработки учебной информации
1.Опора на жизненный опыт учащихся.
2.Учёт индивидуальных особенностей учащихся
3.Реализация дифференцированного и индивидуального подходов.
4.Создание условий (ситуаций) для включения учащихся в учебно-познавательную деятельность
1.Активные действия учащихся при изучении нового материала.
2.Использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами деятельности.
3.Правильность и осознанность ответов на данном этапе урока и последующих этапах
5.
Этап первичной проверки понимания изученного
1.Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала.
2.Выявить пробелы и неверные представления учащихся.
3.Провести коррекцию выявленных пробелов
1.Использование учителем вопросов для выявления правильности и осознанности нового материала.
2.Постоянное обращение к классу с просьбой дополнить, уточнить ответ ученика.
3.Определение пробелов в ходе проверки понимания изученного
1.Правильность и осознанность усвоения учащимися основного содержания изученного материала.
2.Привлечение учащихся класса к дополнению и корректировке ответов .
3.Устранение пробелов в понимании учащимися нового материала или нацеливание на их устранение в процессе работы на последующих этапах урока
6.
Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
1.Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации.
2.Обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.
3.Создать условия для выявления индивидуальных способов закрепления материала.
4.Обеспечить их закрепление
1.Включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и оперированию знаниями.
2.Организация деятельности учащихся по включению новых знаний в систему ранее изученного
1.Умение учащихся воспроизводить изученный материал.
2.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях
7.
Этап применения знаний и способов деятельности
1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.
2.Обеспечить развитие у учеников умений самостоятельно применять знания и способы деятельности в разнообразных ситуациях с учётом их индивидуального познавательного стиля
1.Использование заданий, предусматривающих постепенное нарастание их сложности и самостоятельности учащихся.
2.Использование разнообразных методов, форм организации деятельности учащихся
1.Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся.
2.Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.
3.Углубление знаний
8.
Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
1.Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний по теме, курсу.
2.Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.
1.Построение структурно-логических обобщающих схем изученного материала.
2.Обобщение и систематизация на разных уровнях (понятийном, межпонятийном, тематическом, итоговом, межпредметном.).
3.Выделение сквозных идей и принципов.
4.Обращение к личному опыту учащихся.
1.Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части содержания в целое, классификации и систематизации знаний.
2.Выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
3.Выделение мировоззренческих идей
9.
Этап контроля и самоконтроля
1.Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами деятельности.
2.Определить недостатки в знаниях и способах деятельности учащихся, определит их причины.
3. Обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям
1.Использование различных методов контроля знаний и способов деятельности.
2.Постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности, прочности знаний.
3.Разъяснение учителем своего подхода к оцениванию деятельности учащихся
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
10.
Этап подведения итогов урока
Дать качественную оценку успешности достижения целей урока и наметить перспективу последующей работы
Умение учителя давать качественную характеристику работы класса и отдельных учеников
1.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.
2. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
3.Чёткость и краткость этапа
11.
Этап коррекции
Скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах деятельности.
1.Организация деятельности учащихся по коррекции пробелов в знаниях и способах деятельности.
2. Организация деятельности учащихся по решению нестандартных задач или оказанию помощи другим учащимся в коррекции пробелов
Динамика результатов обучения
12.
Этап информирования о домашнем задании, проведения инструктажа по его выполнению
1.Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 2.Проверить запись домашнего задания
1.Систематическое выполнение этапа в границах учебного занятия.
2.Соответствие содержания домашнего задания учебным возможностям школьников.
3.Создание условий для выбора учащимися домашнего задания.
4.Наличие подробных рекомендаций по рациональной организации учебной работы
1.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с учебными возможностями школьников.
2.Наличие индивидуальных заданий.
3.Предоставление возможности для выбора учащимися домашнего задания.
13.
Этап рефлексии
1.Инициировать рефлексию деятельности, эмоционального состояния учащихся, их взаимодействия с учителем и одноклассниками.
2.Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества
Развитие способности учащихся к рефлексии.
1.Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния .
2.Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества